"ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ"

Автор: Пимкина Ирина Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-ДС "Сказка"
Населённый пункт: город Мичуринск, Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Пимкина И.Н. МБДОУ ЦРР-ДС «Сказка» Концепции развития образования XXI века предусматривают выход на принципиально новый качественный уровень дошкольной ступени образования. В том числе, это предполагает разработку образовательных технологий с учетом обновленных методов работы на логопедических занятиях. Учеными доказано и обосновано, что одним из основных факторов гармоничного развития и адаптации ребенка в социуме является поставленная речь. Ее нарушения негативно сказываются в большей или меньшей степени на поведенческом и деятельностном аппарате, а также психическом развитии. Речевые недостатки должны исправляться регулярно, посредством систематических занятий. Практически каждый ребенок, посещающий индивидуальные логопедические занятия, недостаточно быстро осваивает и принимает даваемую ему информацию. Как правило, есть проблемы и в мыслительной деятельности дошкольника, плохо развиты внимание и память. Плохо развитая речь не позволяет полноценно участвовать в образовательном процессе, что снижает интерес к получению знаний, как следствие, пропадает желание находиться на дополнительных занятиях. Чтобы заинтересовать таких детей, необходимо внедрять современные технологии и методы, составлять индивидуальные программы. Ведь на логопедических занятиях подход совершенно иной, нежели в общеобразовательном процессе: они более индивидуализированы. Использование информационно-компьютерных технологий во многом разрешает эти задачи. Так, это позволяет не только постоянно держать детей во внимании, но и поддерживать их интерес к обучению. Вопрос поиска новых методов коррекции детской речи актуален в виду все большего количества дошкольников с ОНР. И компьютерная техника также способствует увеличению эффективности логопедических занятий. Ее применение делает процесс увлекательнее для дошкольника, а педагогу помогает своевременно анализировать успехи ребенка, подводить итоги работы. Поэтому целесообразность внедрения современных компьютерных технологий на логопедических занятиях очевидна. Реализация принципа использования ИКТ дает возможность проверить усвоение знаний и возможность их использования для получения новой информации посредством перехода от простого к более сложному. Описанный выше метод – это возможность дать ребенку в форме игры, соответствующей индивидуальным психическим и физиологическим особенностям развития, доступные знания по теме. Внедряемые компьютерные технологии помогают педагогу развить в детях-логопатах набор высоконравственных и волевых качеств.
Компьютерные программы для детей, используемые в процессе логопедических занятий, представлены играми с любимыми сказочными и мультипликационными персонажами, а также оценочной символикой, которая исключает субъективность оценивания (результаты могут быть отображены в виде цифровой шкалы). В индивидуальной работе могут быть использованы презентации по определенным лексическим темам с набором наглядного материала (к примеру, схем предложений или слов), играми для развития речевого навыка (фонематического восприятия или грамматически правильной речи). ИКТ как инструмент коррекции речи уместен на каждом из этапов занятий: 1) при изучении нового материала; 2) в процессе закрепления, повторения и обобщения знаний; 3) для обследования; 4) в коррекционной работе на фонематическом, синтаксическом и лексическом уровнях. На индивидуальных занятиях ИКТ используются с целью: 1) проведения артикуляционной гимнастики; 2) фонетического анализа, синтеза; развития фонематического восприятия; 3) постановки звуков и их автоматизации, дифференциации; 4) активизации лексикона, коррекции грамматического строя речи. Логопедическая работа требует от педагога создания условий для максимальной наглядности для освоения материала детьми. И в данном случае именно компьютерные технологии играют немаловажную роль. Так, активное применение в образовательном процессе мультимедийных презентаций, развивающих игр, аудио- и видеосопровождения способствует формированию нормального произношения, звукового анализа, коррекции слухового гнозиса, лексического и грамматического речевых компонентов. Кроме того, ИКТ является средством мотивации ребенка, формирования иных форм коммуникации с педагогом, быстрой автоматизации отсутствующих звуков, пополнения словарного запаса.