Образовательный салон "Речь и общение" для родителей детей со сложными речевыми нарушениями

Автор: Томилова Наталия Валериевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад № 24 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Чайковский, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Образовательный салон "Речь и общение" для родителей детей со сложными речевыми нарушениями
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Образовательный салон «Речь и общение»

для родителей детей со сложными речевыми нарушениями
Томилова Наталия Валериевна, учитель-логопед, МАДОУ ЦРР - детский сад №24 «Улыбка», г. Чайковский, Пермский край Во ФГОС определено, что семья дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его речевого развития. А в последние годы у детей очень часто наблюдается задержка речевого развития - число речевых нарушений возросло более чем в семь раз. Неэффективная работа с родителями в ДОУ по формированию компетентности их в речевом воспитании детей также является негативным фактором, потому что недостаточно интересных форм взаимодействия с родителями, побуждающих их заинтересовано и активно воздействовать на речь ребенка. Коллектив ДОУ четко ставит перед собой цель: повышение уровня речевого развития детей посредством взаимодействия учитель-логопед – воспитатели – родители – дети. Для привлечения заинтересованного подхода родителей к речевому развитию ребенка в течение нескольких лет в детском саду проводились и проводятся разные формы взаимодействия: семинары- практикумы («Как способствовать речевому развитию ребёнка», «Как и зачем развивать фонематический слух», «Игры с предметами домашнего обихода»), развлечения (викторины, КВН, литературные вечера), тренинги, школы («Первые шаги», «Пальчиковой гимнастики»). Популярным среди родителей оказался «Образовательный салон». Салон – это корпоративный круг (литературный, художественный или клуб единомышленников), собирающихся в комнате, гостиной, зале (Толковый словарь русского языка). Салон как форма объединения людей была известна ещё в 19 веке. Идея салонов как формы общественно-педагогического взаимодействия была возрождена в конце 90х годов прошедшего столетия в практике доктором педагогических наук, профессором Т.Б.Соломатиной.
В рамках образовательного салона
«Речь и общение»
рассматриваются как общие вопросы по развитию речи детей, так и индивидуальные. Родителям даются рекомендации в виде консультаций, дискуссий, практикумов, обмена опытом, познавательной игры «Алфавит», «Счастливый случай» по развитию речи дошкольников. Занятия в салоне проводятся с октября по апрель 1 раз в месяц. В состав участников образовательного салона входят узкие специалисты (учитель-логопед, педагог – психолог, инструктор физического воспитания, музыкальный руководитель), воспитатели, администрация ДОУ.
Цель:
повышение педагогической компетенции родителей в вопросах речевого развития старших дошкольников.
Задачи:
- активизировать знания родителей о речевом развитии ребенка; - уточнить представления о различных речевых нарушениях; - привлечь родителей к организации речевого режима в семье; - познакомить с вариантами игр, направленных на развитие речи дошкольников; - показать родителям возможность речевого развития ребенка в семье.
Ожидаемый результат:
- обогащение родительских представлений о нарушениях речевого развитии детей старшего дошкольного возраста и возможностях их коррекции; родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками; - создание условий формирования речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста в ситуации общения со сверстниками и взрослыми.
План мероприятий на учебный год



Тема мероприятия

Сроки

Ответственные

1
«Как помочь ребенку с речевыми нарушениями» Октябрь Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели
2
«Развитие артикуляционного аппарата Ноябрь Учитель - логопед
и мелкой моторики как основы формирования звукопроизношения». «Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?»
3
«Дышим правильно – говорим легко» Декабрь Учитель-логопед, инструктор физического воспитания, медицинский персонал ДОУ
4
«Игры и упражнения для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста» Январь Учитель-логопед
5
«Упражнения для активизации работы мозга» Февраль Учитель-логопед, педагог-психолог
6
«Грамматика для дошкольников» Март Учитель-логопед
7
«Роль художественной литературы в развитии связной речи детей» Апрель Учитель-логопед, воспитатели Вот так прошло одно из заседаний Образовательного салона по теме: «Дышим правильно – говорим легко». В начале заседания медицинский персонал ДОУ рассказал родителям о б органах дыхания, о том, что выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний – ЛОР. Учитель- логопед познакомил родителей с термином «Речевое дыхание», объяснил, что оно отличается от жизненного дыхания; рассказал об этапах работы над дыханием. Инструктор физического воспитания провел с родителями практикум « Уроки дыхания» и познакомил родителей с игровыми приемами при постановке дыхания, с играми на развитие физиологического дыхания. Была организована выставка игр и пособий для развития речевого дыхания и выработки правильной воздушной струи для детей дошкольного возраста. В конце мероприятия родителям подарили буклет по теме: «Игры, которые лечат», провели рефлексию: родители самостоятельно делали выводы: «Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения,
речи в целом», «Правильное носовое дыхание улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов», «В дошкольном периоде дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание», «В игровой форме дыхательные упражнения вызывают у детей положительные эмоции, развивают фантазию и творческое воображение». В конце года также была рефлексия работы салона «Речь и общение». Результаты положительные. Это подтверждается анализом анкет родителей и диагностикой детей.
Анкета для родителей
1. Получили вы полную информацию об уровне речевого развития ребенка, его успехах, проблемах? Да 100 % 2. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли) Необходимо 100 % 3. Требуются ли Вам консультации учителя-логопеда (да, нет, по какому вопросу) НЕТ 36%, ДА 64% (вопросы индивидуального характера) 4. Удовлетворены ли Вы работой учителя-логопеда при проведении: консультаций, практикумов, открытых занятий (мероприятий) ДА 100% 5. На ваш взгляд, является ли полученная информация доступной, полезной, применимой в практике в семейном воспитании и развитии ребенка ДА 6. Какие наиболее интересные и значимые темы были затронуты в рамках образовательного салона: «Как помочь ребенку с речевыми нарушениями», «Дышим правильно – говорим легко», «Упражнения для активизации работы мозга», практикум «Грамматика для дошкольников». 7. Ваши вопросы и предложения: «Продолжить работу Образовательного салона», «Пригласить на заседание салона детского невролога, ЛОР- врача», «Побольше открытых просмотров для получения наиболее адекватной оценки ребенка». Таким образом, при условии применения активных форм работы с родителями в условиях логопункта можно достигнуть положительной динамики в речевом развитии дошкольников со сложными речевыми нарушениями.