"Развитие профессионально-личностных качеств педагога. Эмпатия. Педагогический такт."

Автор: Евсеева Елена Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 5 комбинированного вида "Звёздочка""
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Конспект семинара-практикума для педагогов
Тема: "Развитие профессионально-личностных качеств педагога. Эмпатия. Педагогический такт."
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар-практикум для педагогов

«Развитие профессионально-личностных качеств педагога.

Эмпатия. Педагогический такт»

Цель:
обратить внимание педагогов на такие важные профессионально-личностные качества, как эмпатия и педагогический такт; укрепить в сознании воспитателей мысль о необходимости дальнейшего развития этих качеств, способствовать развитию эмпатии и педагогического такта.
План мероприятия:
1. Теоретическая часть «Эмпатия». 2. Диагностика сформированности эмпатических способностей у педагогов (проведение тестирования). 3. Теоретическая часть «Педагогический такт». 4. Диагностика сформированности у воспитателей педагогического такта. 5. Практическая часть «Развитие эмпатии». 6. Рекомендации педагогам «Как развивать умение понимать другого человека, слышать то, что действительно сообщает собеседник». 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия.
1. Теоретическая часть.
Чтобы педагог был успешным, пользовался уважением у коллег и родителей, чтобы его любили дети, он должен обладать такими профессионально-личностными качествами, как любовь к детям, доброжелательность, развитая эмпатия и педагогический такт. Именно эти качества являются наиболее важными при работе с людьми. Любовь к детям, доброжелательность – это такие качества, которые у человека либо есть, либо их нет. Доброе отношение к людям закладывается в детстве, зависит от социального окружения, воспитания и многих других факторов. Сформировать их специально очень трудно, особенно во взрослом возрасте. Сегодня мы с вами уделим особое внимание эмпатии и педагогическому такту, которые можно в себе развить. Важным моментом в профессиональной деятельности педагога является его способность понимания чувств, которые испытывает ребенок. Без этого невозможно эффективное выполнение воспитательно-образовательных функций педагогом, да и простое общение с ребенком. В психологии данное качество обозначается как эмпатия.
Эмпатия
(сопереживание) – это способность правильно воспринимать и понимать чувства другого человека, сопереживать ему. Это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Сочувствие побуждает педагога к оказанию помощи ребенку или другому участнику образовательно- воспитательного процесса. Педагог должен уметь эмоционально отзываться на переживания других людей, что позволяет оптимизировать межличностные отношения с воспитанниками, создавать почву для самовыражения ребенка. Эмпатия предполагает наличие у педагогов определенных нравственных качеств (например, желания бескорыстно служить людям) и собственного социального опыта (чем богаче жизненный, а значит и эмоциональный опыт, тем легче проявляется эмпатия). Проявление эмпатии в общении — это общая установка на понимание педагогом своего ученика или воспитанника, его состояния в данный момент, что отражается всеми невербальными средствами ребенка: интонацией, позой, мимикой, походкой, жестами. Достаточно часто воспитанник не может выразить свою мысль так, чтобы педагог правильно его понял, но педагог должен обладать умением «прочитать» душевное состояние ребенка, «расшифровать» скрытый смысл сказанного учеником даже по тону произнесенной фразы. Сочувствие, сострадание, эмоциональное созвучие позволяет педагогу поставить себя на место ребенка, понять его истинные намерения, переживания. Далеко не все рассказывает о себе личность партнеру по общению, о многих вещах вообще не
принято говорить. В состоянии эмпатии педагог чутко воспринимает психическое состояние воспитанника, его тончайшие эмоциональные и смысловые оттенки. Эмпатийное общение складывается из следующих компонентов: - умение слышать собеседника (воспитанника) (отмечать не только то, что сказано, но и как это сказано); - положительная установка на собеседника (воспитанника); - развитое внимание, память и воображение (способность проанализировать увиденное и спрогнозировать последующее развитие событий в общении). Уважаемые педагоги, предлагаю вам провести самооценку своих эмпатических способностей.
2. Самооценка эмпатических способностей
(тест А.Мехрабиена и Н.Энштейна)
Инструкция.
Выразите свое согласие («да») или несогласие («нет») с приведенными ниже утверждениями.
1.
Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко среди людей.
2.
Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.
3.
Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.
4.
Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.
5.
Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной.
6.
Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.
Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг.
8.
Иногда песни о любви очень трогают меня.
9.
Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости.
10.
Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.
11.
Большинство иностранцев, которых я встречала, казались мне холодными и неэмоциональными.
12.
Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми.
13.
Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно.
14.
Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.
15.
Одинокие люди часто недоброжелательны.
16.
Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.
17.
Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.
18.
Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.
19.
Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются.
20.
Меня не очень беспокоит даже то, когда некоторые люди вокруг меня заплачут.
21.
Если мои подруги или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.
Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез воспринимают фильм, плачут и вздыхают.
23.
Чужой смех меня не заражает, люди часто смеются вообще бессмысленно.
24.
Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют.
25.
Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.
26.
Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются из-за пустяков.
27.
Я расстраиваюсь при виде страданий животных.
28.
Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах.
29.
Беспомощность старых людей меня угнетает.
30.
Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31.
Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.
32.
Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих
33.
Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин.

Обработка результатов.
Сосчитайте количество ваших ответов «да» на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31 и количество ваших ответов «нет» на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. Далее высчитывается показатель эмпатических способностей по формуле:
ЭС
= (сумма «да» + сумма «нет») х 60 : 33 + 20
20-30 – низкий уровень эмпатии.
Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся вам непонятными и лишенными смысла. Вы отдаете предпочтение уединенным занятия конкретным делом, а не работе с людьми. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Задумайтесь, вы действительно хотите работать педагогом?
31-45 – средний (нормальный) уровень эмпатии.
Присущ подавляющему большинству людей. Вы склонны судить о других скорее по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряете терпение. Вы затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, их поступки оказываются для вас неожиданными.
46 и выше – высокий уровень эмпатии.
Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны им многое прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Дети тянутся к вам, окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку.
3. Педагогический такт

Педагогический такт
проявляется с первой до последней минуты контакта с детьми. В течение всего дня, будь то занятие, прогулка, подготовка ко сну или другой или другой режимный момент. Педагогический такт обуславливает культуру взаимоотношений педагога с детьми, способствует наибольшему воспитательному эффекту. Характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. В основе педагогического такта лежит знание психологии ребенка, уважение к его личности, чуткость, внимательность к психическому состоянию ребенка, ровное обращение с детьми. Педагогический такт, деликатность, чувство меры крайне необходимы в тех случаях, когда педагог не может сразу разобраться в том или ином поступке ребенка, не знает, как отреагировать на него. Основными элементами педагогического такта является:  требовательность, и в то же время уважение к ребенку;  умение слушать и слышать его;  сопереживание;  внимательность, чуткость (без подчеркивания этого);  дружелюбие без панибратства;  умение внушать детям, но без напора, натиска (т.е. с помощью похвалы, улыбки, дружеской просьбы или совета). Специфика педагогического такта, как формы нравственных отношений, заключается в особой нравственной ответственности педагога - быть ведущим участником педагогического процесса. Направлять, организовывать и поддерживать условия процесса, регулируя возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие сохраняло доброжелательные условия и
личностные отношения. Формирование педагогического такта строится на такой нравственной категории, как любовь. Вспомните, без чего в детстве вы бы не смогли прожить? Без каши? Без новой игрушки или модной курточки? Нет. Без любви папы и мамы, друзей и воспитателей. Итак, любовь - это первоначало, основа педагогики. Необходимым качеством в общении с людьми является также дружелюбие, внимание, расположенность... Педагогический такт как один из элементов взаимодействия с детьми, обязывает педагога отвечать за свои поступки, прочувствовать свои обязанности, проявлять волю. Тактичность педагога значительно усиливает нравственные позиции добра и становится школой практической нравственности. С педагогическим тактом связан целый ряд профессиональных умений. Это умения оценивать педагогическую ситуацию, учитывать особенности ребенка, предвидеть возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие. Педагогический такт является признаком высокого педагогического мастерства. Педагог должен научиться постоянно контролировать свои поступки, уметь взглядом, жестом показать свое отношение к поступкам учащихся. То есть педагогический такт предполагает и наличие у самого педагога чисто внешних навыков выражения своих чувств. Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой. Педагогическая техника позволяет педагогу выбрать правильный тон в общении с воспитанниками и их родителями. Тон, стиль отношений с детьми, правильный выбор дикции, мимика, жестикуляция – все это включается в понятие педагогической техники. Педагогическое мастерство – это владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими педагогу решать педагогические ситуации в соответствии с теми задачами, которые стоят перед педагогом и образовательным учреждением в целом. Давайте проверим, насколько сформирован у вас педагогический такт.
4. Сформирован ли у вас педагогический такт?
(тест модифицирован Р.Р.Калининой по кн.: Станкин М.И. «Профессиональные способности педагога». М., 1998.)
Инструкция.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты утверждением «да» или отрицанием «нет».
1.
Чувствительны ли вы к огорчениям, обидам?
2.
Быстро ли вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
3.
Зависит ли ваше настроение от внешних причин?
4.
Склонны ли вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
5.
Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам проявили несправедливость?
6.
Отстаиваете ли вы интересы несправедливо обиженных детей?
7.
Легко ли вы впадаете в гнев?
8.
Заступаетесь ли вы за посторонних людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
9.
Общительный ли вы человек?
10.
Можете ли вы сказать, что даже при неудаче не теряете чувства юмора?
11.
Стараетесь ли вы помириться с тем, кого обидели?
12.
Предпримете ли вы первым шаги к примирению?
13.
Можете ли вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
14.
Может ли трагический фильм так взволновать вас, что на глазах выступят слезы?
15.
Легко ли вы приспосабливаетесь к новым условиям?
16.
Сможете ли вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь дружески, что он и не заподозрит о вашем настоящем отношении к нему?
17.
очень ли вы переживаете от несправедливости?
18.
Относитесь ли вы к будущему пессиместически?

19.
Удается ли вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
20.
Долго ли вы храните чувство гнева, досады?
21.
Переживаете ли вы долгое время горести других людей?
22.
Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
23.
Удается ли вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
24.
Совершаете ли вы внезапные, импульсивные поступки?
Обработка результатов.
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23 и количество отрицательных ответов на вопросы 3, 5, 7, 13, 18, 20, 22, 24. Суммируйте эти два показателя.
До 12 баллов.
Первая стадия развития такта. Такт неустойчив, его воспитательное влияние еще не имеет глубокой педагогической эффективности.
13-16 баллов.
Вторая стадия развития такта. Значительных нарушений такта не наблюдается. Однако педагогу не достает педагогической находчивости в реагировании на различные ситуации, требующие педагогически тонкого вмешательства.
17-20 баллов.
Третья стадия развития такта. Такт становится устойчивым педагогическим умением воспитателя. Легче устанавливается контакт с детьми, но более сложно достигается контакт психологический.
21-24 балла.
Четвертая стадия развития такта. Такт становится привычкой, устойчивой чертой характера педагога.
5. Практическая часть «Развитие эмпатии»
Цель: развивать у воспитателей способность понимания чувств и эмоционального состояния другого человека, проницательность; упражнять в умении оказывать помощь другому, сопереживать, сочувствовать; формировать умение контактировать с детьми на основе доброжелательных отношений; развивать умения действовать так в процессе общения, чтобы вызывать положительные эмоции у детей, коллег, родителей.
Упражнение «Здравствуйте!»
Ведущий: «Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по-своему». Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вкладывал в приветствие.
Упражнение “Анабиоз”
Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, незримой стеной встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание, и, словно по незримому каналу, переживания и намерения свободно перетекают от одного к другому. В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли “реаниматоров”, участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции. В упражнении “Анабиоз” делается акцент на совершенствовании навыков эмоционального контакта. Соответственно и главным героем упражнения становится не тот, на кого воздействуют, а тот, кто это воздействие осуществляет.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли “замороженного” и “реаниматора”. По сигналу “замороженный” застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача “реаниматора”, на которую отводится одна минута, — вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. “Реаниматор” не имеет права ни прикасаться к “замороженному”, ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы “реаниматора” можно считать непроизвольные реплики “замороженного”, его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Инструкция: «Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны названия тех или иных эмоциональных состояний или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача - определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица». Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а психолого называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?»
Упражнение «Разговор по телефону»


Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. Инструкция: «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и "говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно тренер договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них тренер просит «поговорить» по телефону с ребенком, другого - с начальником, третьего - с другом или с любимым человеком и т.д.) Наша задача - постараться понять, с кем и о чем идет разговор». Каждый разговор длится около минуты. После этого тренер просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения тренер может задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (к примеру) Таня?». С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.
Упражнение «Сильные стороны»
(осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов педагогов). Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в профессиональной практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
Упражнение «Карусель»


В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный Примеры ситуаций: Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече... Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его. После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече...
Упражнение «Наблюдение или оценка»
Очень часто мы делаем поспешные выводы, судим о человеке только по какому-то внешнему признаку, не анализируя события, факты, причины случившегося или увиденного нами. Следующее упражнение направлено на то, чтобы мы стали более внимательно и вдумчиво относиться к ситуации. Задание: послушайте нижеследующие фразы и отметьте, идет ли в них речь о наблюдении или об оценке. 1. Он сидел у телефона. 2. Маленький мальчик плакал. 3. Она молчит. 4. Она громко смеялась. 3. Группа как раз хотела отбыть. 4. Она не проявила к нему интереса. 5. Она достигла успеха. 6. Она была одета очень броско. 7. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно. 8. Он сидел за столом, скучая. Интерпретация 1. Он сидел у телефона. Наблюдение: отсюда ничего нельзя извлечь. 2. Маленький мальчик плакал. Наблюдение: Вы видите мальчика, у которого слезы текут по лицу. 3. Она молчит. Наблюдение: отсюда ничего нельзя извлечь. 4. Она громко смеялась. Наблюдение: Вы можете видеть и слышать, что женщина громко смеется. 5. Группа как раз хотела отбыть. Наблюдение: Вы видите, что люди уплатили по счету и упаковывают свои вещи. 6. Она не проявила к нему интереса. Оценка: может быть, она проявляет даже больший интерес к нему и пытается скрыть это? 7. Она достигла успеха. Оценка: критерий достижения успеха у каждого свой. 8. Она была одета очень броско. Оценка: кто-то другой такую одежду может посчитать вульгарной и противной своим взглядам. 9. Она сидела на лекции и слушала очень внимательно. Оценка: а уверены ли Вы в этом? Иной сделает очень заинтересованное лицо, а его мысли в это время витают очень далеко. 10. Он сидел за столом, скучая. Оценка: Вы не знаете, скучал ли он или он устал, или что-то обдумывал. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций общающихся людей, т.е. тогда, когда между людьми есть много общего. А вот что же есть общее между нами, нам поможет выявить следующее упражнение.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»
Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что мы умеем ...».
Например: что умеем убеждать родителей, или так: что нас любят дети». Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разные взгляды на то, как надо вести себя в конфликтной ситуации, или так: ты спокойнее меня, а я вспыльчивее». Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
6.

Рекомендации педагогам
«
Как развивать умение понимать другого

человека, слышать то, что действительно сообщает собеседник
». 1. Направьте свое внимание на собеседника, посмотрите на него, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не давайте себе отвлекаться. 2. Следите за мимикой и пантомимикой собеседника, замечайте выражение лица и жесты, которые часто говорят больше, чем слова. 3. Настройтесь на «волну» собеседника, постарайтесь почувствовать его состояние. Если человека что-то беспокоит, то нужно его выслушать, поддержать, а не переводить разговор на какую-то веселую ситуацию, не пытаться его развеселить. 4. Не перебивайте собеседника; прежде, чем сделать замечание, дождитесь, пока он скажет все, что хочет. Не спешите с оценками, выводами, не идите на поводу у стереотипов и стандартов, постарайтесь понять то, что говорит другой человек. 5. Предоставьте свою поддержку партнеру: поощряйте свободные высказывания, даже если они вам кажутся неудобными, неразумными. 6. Если есть хоть малейшее сомнение, то проверяйте свое понимание, уточните сказанное своими собственными словами, если не ясен смысл слов, которые сказал собеседник. 7. Выявляйте логику высказываний, постарайтесь отделить главное от допущений. 8. Откладывайте выводы: не выносите оценок, пока полностью не уясните взгляды, позицию, причины поступков другого человека. 9. Не старайтесь продемонстрировать свое превосходство, не только опровергая слова собеседника, выискивая ошибку, но и слушая. Старайтесь быть «живым»: пусть реагируют глаза, улыбаются губы, хмурятся брови, но – когда надо, когда этого требуют слова собеседника. Не играйте, сбросьте маску. 10. Не будьте подобострастным, точнее – не ведите себя так, чтобы собеседник мог подозревать в вас подобострастие, отсутствие чувства собственного достоинства, неспособность быть твердым, ответственным, самостоятельным, - не кивайте на каждое слово, не заглядывайте в глаза (можно смотреть, а можно заглядывать), не охайте и не ахайте, не поддакивайте постоянно. (Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум.)
7.

Домашнее задание
Каковы бы ни были ваши эмпатические способности - их можно улучшить. Потому что эти качества прекрасно развиваются в любом возрасте, и их развитие зависит исключительно от вашего желания, времени и потраченных усилий. Лучше всего развитие эмпатии происходит на практике и в комплексе с развитием всего эмоционального интеллекта. Здесь приводятся простейшие упражнения по развитию эмпатических способностей. Они скорее, дают представление о том, в каком ключе нужно действовать. Потому что если вы решите заняться вплотную развитием собственной эмпатии - подход должен быть более серьезным и углубленным. И в первую очередь вам понадобится поддерживать связь с людьми, которые смогут дать адекватную обратную связь в процессе обучения эмпатии. А именно - подтвердить или опровергнуть, правильно ли вы поняли их чувства, или это были только ваши домыслы и проекции. Примеры упражнений: 1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: "Что я сейчас переживаю?", "Чего я в данный момент хочу?", "Зачем я это делаю?". Если вы умеет отдавать себе в этом отчет, у вас есть
способность мыслить за других. 2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда - другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других. 3. Вспомните имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. 4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал? 5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали? 6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать: * обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние; * научитесь слушать других людей (попробуйте хотя бы 5 минут кряду только кивать и "угукать" в течение чьего-то монолога, не вставляя ни слова); * перед тем, как что-нибудь предложить или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить; * наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз; часто ли подтверждаются ваши прогнозы? * когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук - при этом старайтесь не терять нити событий; это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами; * когда будете в художественном музее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. В чем разница? Это же упражнение можно проделать, наблюдая за людьми, которые смотрят или слушают что-то веселое или грустное.
8.

Рефлексия. Обмен впечатлениями.
Список использованных источников: 1. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010. 2. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Педагогический практикум. М.: Просвещение, 1995. 3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с. 4. Смолева Т. О. Развитие педагогической рефлексии: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во Иркутс. гос. пед. ун-та, 2005. – 88 с. 5. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М.: Моск. психолого-социальный ин-т Флинта, 1998. – 364 с.