"История возникновения родного города"

Автор: Фахраддинова Резеда Ильдаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 27 "Микки - Маус"
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)
Тема: "История возникновения родного города"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

по теме «История возникновения родного города»

Цель:
Закрепление знаний воспитанников о родном городе.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения г. Сургута, закреплять знания у детей о культурных и исторических традициях своего города; 2. Развивать связную диалогическую и монологическую речь у детей; расширять словарный запас; развивать зрительное и слуховое восприятие, память. 3. Воспитывать интерес к истории родного города;
Образовательная область:
«Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Предварительная работа:
беседы «Наш город», «Наш край Югра», «Профессии наших родителей», наблюдения на прогулках, разучивание пословиц о малой Родине, прослушивание песен о городе Сургуте, объяснение значения слов «достопримечательности».
Методические приемы:
художественное слово, игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, демонстрация слайдов, сравнение.
Оборудование и материал:
мультимедийная презентация «Мой город Сургут», фотографии (достопримечательности города), магнитофон , географическая карта, глобус, сборник стихотворений о городе Сургуте, Робот-игрушка
Ход НОД

Игра «Солнышко»
(передадим друг другу наши солнечные, теплые, дружеские улыбки) (воспитатель обращает внимание детей, на то, что кто-то пришёл в группу, педагог подходит к дверям и вносит робота) Воспитатель: Дети, обратите внимание, у нас гость! Это робот из неизвестной и далёкой планеты, с галактики Кассиопия. Жители галактики Кассиопии давно наблюдают за вами и хотят узнать о нашей планете, стране. Давайте расскажем роботу о нашей планете, стране, а он передаст информацию жителям Кассиопии. Воспитатель: Ребята, расскажем нашему гостю о нашей планете. Дети: Да. Воспитатель: Дорогой робот, мы те только расскажем, но и покажем тебе нашу планету (воспитатель берёт в руки глобус) Воспитатель: Вот модель нашей планеты. Как она называется? Дети: Земля. 1
Воспитатель: Давайте рассмотрим ее. Какого цвета на глобусе больше? Дети: Синего. Это моря, океаны, реки Воспитатель: Какие ещё цвета есть на глобусе и что они обозначают? Дети: зелёный - леса, коричневым цветом – горы, жёлтым цветом – пустыни, а белым цветом - ледники. Воспитатель: Ребята как вы, думаете, а чем можно заменить глобус? (географической картой). Да вы правы, карта-это тоже изображение нашей Земли. Воспитатель: А теперь, расскажем нашему гостю о нашей стране. Ребята, кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живём? Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация. Воспитатель: Давайте найдём на карте нашу страну. (дети находят и показывают Россию) Воспитатель: Как называют жителей нашей страны? Дети: Россияне. Воспитатель: Да, наша страна это наша большая Родина. - Россия. А как называется главный город в нашей стране? сердце России? Дети: - Город Москва. Воспитатель: посмотрите, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Всё это наша большая Родина. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной» подходящее слово. Дети: Родная мама, родной детский сад, родной город, родной край и т.д. Воспитатель: Есть место в нашей стране - это наш родной край, это наша малая Родина, где мы родились и растем. Я думаю, что следует познакомить робота, с нашим краем. Как называется наш округ, в котором мы живём? Дети: ХМАО-Югра, город Сургут Воспитатель: А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России? Дети: - Он находится на севере нашей страны. Воспитатель: Помогите мне найти на карте то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания) Воспитатель: - Как же вы его определили? Дети:- Потому что он похож на фигуру медведя Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему наш округ называется Ханты – Мансийским? Дети: Коренное население ханты и манси Воспитатель: Да, верно. Самыми древними людьми или, как мы их называем – коренными жителями, являются ханты и манси. Это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. - В древности народы ханты и манси называли обские угры. УГ – это река, РА – народ, что означает люди, живущие на реке. И землю, где они жили стали 2
называть Угрой. Позже эту территорию переименовали в более звучное, красивое название Югра. И теперь наш Ханты-Мансийский округ называется Югра. Воспитатель: Ребята, а что такое чум? (это жилище хантов). Я вам предлагаю поиграть в игру
«Построй чум».
Воспитатель: Ребята, недавно побывав в книжном магазине, я купила очень интересную книжечку и прочитала в ней одно замечательное стихотворение ученицы 1 класса. Оно мне понравилось. - И я хочу вам его прочитать? Стихотворение называется «Моя родина». Есть у каждого местечко, То, что родиной зовут. Может вам Москва родная, Ну, а мне – родной Сургут Здесь зимой мороз трескучий, Но зато нет горок круче! И фонарики горят, Не один, а целый ряд. А весною Обь – река Бросает лёд на берега. Вздохнул усталый ледокол- Так долго до Сургута шёл! Здесь летом ночью нет луны. И даже звёзды не видны. А осень жёлтою ладошкой Нам соберёт грибов лукошко. Воспитатель: Ребята, о каком городе говориться в этом стихотворении. Дети: о городе Сургуте Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, историю возникновения нашего города Сургута и почему его так назвали.
Презентация
Когда-то очень давно на высокий берег Оби пришли первые люди. Они стали строить жилища, которые назывались городищами. Их укрепляли со всех сторон, обносили забором и рвом от врагов. Охотились первые люди на диких зверей, птиц, ловили в реке рыбу. Из шкур животных шили себе одежду, а из костей и рогов делали ложки, ножи. Из глины делали посуду. Потом на это место пришли ханты и построили крепость, которую назвали Сургут, что в переводе с хантыйского означает «рыбное место». Ребята, как вы думаете, почему наш будущий город получил такое название? Конечно, река Обь богата рыбой. А какая рыба водится в Оби? (Муксун, осетр, щука, карась, сом, налим и т.д.) Во главе хантов стоял князь Бардак. Ханты также занимались рыболовством, оленеводством и охотой. Про богатства Югры 3
услышали русские люди. Приплыли по Оби и обосновались в Сургуте. Править Сургутом стал воевода. Русские люди построили деревянные дома, церковь, амбары-склады, высокие сторожевые башни для защиты от врагов. Хлеб здесь не родился из-за сурового климата, на него обменивали пушнину и рыбу. Основным занятием сургутян оставались охота, рыболовство, сбор орехов, ягод ( голубика, черника, брусника, клюква, морошка), грибов; торговля.
Физминутка «Есть в лесу из бревен дом»
Воспитатель: Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае? Дети: газ, нефть Воспитатель: Так Сургут и остался бы навсегда маленьким селом, но были открыты большие месторождения нефти и газа. И село Сургут превратилось в крупный нефтяной город. Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. - Да, ребята, наш город Сургут превратился в город нефтяников, газовиков. Как вы думаете, легко добывать газ и нефть? Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара. Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои. Воспитатель: Что можно сказать про наш город Сургут сегодня? Похож ли он на то маленькое село, каким он был когда-то? - Какие изменения вы видите? (Многоэтажные дома, школы, детские сады, банки, торговые центры, аптеки, кинотеатры, парки.)
Игра «Угадай по картинкам достопримечательности нашего города»:
Ребята, вы видите фотографии с разных мест нашей страны. Выберите те фотографии, на которых изображены достопримечательности нашего города. Объясните свой выбор.
1-

памятник основателям нашего города на улице Ленина
Памятник первому поезду, черному лису, вертолету-труженику, строителям города, 2-
Мемориал Славы.
Зажигают Вечный огонь, приносят цветы к памятнику? (Это память о погибших солдатах, знак того, что мы против войны и хотим сохранить мир на нашей земле.) 3-
великому русскому поэту А.С. Пушкину.,

парка за Саймой и парка «Кедровый лог».
Это не просто парки, а кусочки леса в нашем городе. Для отдыха, общения с природой, можно даже покормить белочек. 4- мост через Обь. Это самый длинный мост в Сибири. Мост соединил наш город с большой землей. И теперь мы свободно и быстро преодолеваем реку Обь. 4

Игра «Улицы нашего города»
_ Назвать улицы нашего города. - Чья команда их больше знает? ( улицы Ленина, Республики, Мелик- Карамова, Югорская, проспекты Мира, Комсомольский и др.)
«Мудрые пословицы»
Назовите пословицы, которые можно отнести к малой Родине, и рассказать, как вы их понимаете? Человек без Родины, что соловей без песни. На чужой сторонушке, рад своей воронушке. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. Где родился, там и пригодился. Родная землица и во сне снится. Своя земля и в кулачке родная. Всякому мила родная сторона. Дома и стены помогают. Воспитатель: Вот и нашему гостю пора на свою планету. Давайте мы подарим нашему гостю песню о городе Сургуте «Белый город»
Итог НОД
Воспитатель: Посмотрите, а робот дарит на память нам книгу о космосе. Прощаются с роботом. - Что нового вы сегодня узнали? - Что вам понравилось больше всего? Воспитатель благодарит детей за НОД. 5