"Маленькие волшебники"

Автор: Филатова Зоя Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков № 1373
Населённый пункт: Г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Маленькие волшебники"
Дата публикации: 16.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект занятия по экспериментальной

деятельности в подготовительной группе

«Маленькие волшебники»

Группа № 8

Школа №1373

Воспитатель: Филатова З.В.

Москва

2016
1

Цель:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи:

Образовательные:
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Объяснить «волшебные явления» с точки зрения химии и физики (надувание шара).
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память. Познакомить со свойствами воды, подсолнечного масла.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации. Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Оборудование:
бутылка, воронка, ложка, уксус, шарик, пластиковые тарелки, краски гуашь, кисточки, молоко, средство для мытья посуды, ушные палочки, стеклянная бутылка. Марганцовка, кипяток и бумага. 2

Ход занятия

Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Я вижу у вас на столах тут чего только нет! Настоящая лаборатория! Я знаю, что вы все любите проводить опыты. Ребята, прежде чем приступить к исследованию вспомните с правилами поведения в лаборатории:
Дети
- Не шуметь – этим мы мешаем другим. -Аккуратно обращаться с посудой. Помните, что стекло может биться и им легко порезаться. -Нужно слушаться воспитателя. -Внимательно следить за результатом опыта. -Закончив наблюдение, сделать вывод. И сегодня к нам в гости пришел наш друг веселый клоун. Он приготовил нам с вами много интересных сюрпризов. - Вы любите сюрпризы? -Да. Тогда отгадайте загадку! Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, 3
Чтобы плыли корабли — Жить нельзя нам без ... (Воды)
Опыт 1.Вода бесцветная.

Цель.
Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель
- Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети
– Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель
- Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети
– Лист белого цвета.
Воспитатель
- А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети
- Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель
- А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети
– нет.
Воспитатель
- Молоко, лист белой бумаги?
Дети
– да. (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?
Воспитател
ь - А что можем сказать о цвете воды?
Дети
– Вода без цвета.
Воспитатель
- Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?
Дети
– Вода - бесцветная.
Первое свойство – вода без цвета. (схема)

Клоун:
Ребята, отгадайте загадку! 4

Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз… Цвет – любой, на разный вкус. Коль отпустишь с поводка, Улетит за облака. (Воздушный шар) - Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принес: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький. - А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
Дети: -
Надо его посильнее надуть. - Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
Дети:
- Воздух. - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы) -А вы видите воздух? А почему, как вы думаете? - Получается, воздух какой?
Дети -
прозрачный, бесцветный и невидимый. - Ребята, я придумала, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети:
Пакет опять стал пустым. - Интересно, почему? (ответы). 5

Воспитатель:
Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель:
Хотите Клоун покажет вам интересный опыт? У меня в руках бутылка и воздушный шарик. Еще нам понадобится сода и уксус
Опыт «Надувание шарика».
В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается. Как вы думаете – что произошло? У каждого из Вас обязательно есть какая-то любимая вкусность. Я, например, просто не могу жить без шоколада. А наш Клоун очень любит молоко. С детства пьет он молоко, В нем и сила, и тепло! Ведь оно волшебное, Доброе, полезное!
Давайте поговорим немного о молоке.
- Откуда пришло к нам выражение «Молочные реки, кисельные берега»? Ответ: из сказок. - Назовите животных, которые выкармливают своих малышей молоком? Ответ: корова, овца, коза, самка осла, оленя, верблюд, ежи, кролики киты, дельфины. - Правильно, ребята, а Вы знаете, что в молоке есть волшебный белок казеин - он придает молоку белый цвет. Самое белое молоко у кроликов, потому, что этого белка больше, чем у других животных. - Какое молоко называют «парным молоко»? Ответ: это молоко, которое только что дала корова. - Есть выражение: «молоко убежало». Но у молока нет ног, почему так говорят? 6
Рассказываем детям что нам понадобится для опыта Ответ: Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто вытечет.
Клоун:
Отгадайте еще одну загадку! Розовая жидкость в склянке Лечит ссадины и ранки, Победит микробов ловко Розовая... (марганцовка)
Клоун:
Ребята, молодцы! Для этого опыта нам понадобится марганцовка. Ведь из загадки мы с вами узнали зачем нам она нужна
Опыт «Вулкан из пены»
Для этого нам понадобится жидкое мыло, кипяток, марганцовка, стеклянная бутылка, гидроперит (это таблетки белого цвета для обеззараживания кожи). Объяснить, что это такое. Размельчаем гидроперит в порошок, затем засыпаем его в стакан и заливаем его водой. Все растворяем, переливаем в бутылку, затем добавляем жидкое мыло. В кипятке растворяем марганцовку, затем быстро и аккуратно вливаем марганцовку в бутылку. Получается обильная цветная пена
Клоун:
Вот здорово! Молодцы! Мне очень понравилось, как мы с вами сегодня работали в нашей лаборатории! Но мне пора уже идти к другим детям, которым тоже будет интересно послушать мои загадки и увидеть такие прекрасные опыты! До свидания, дети! 7