"Использовние учебных экскурсий как формы активизации познавательной деятельности обучающихся"

Автор: Самсонова Наталья Георгиевна
Должность: преподаватель мдк.02.01. сестринская помощь в хирургии
Учебное заведение: ОГБПОУ "Саянский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Саянск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использовние учебных экскурсий как формы активизации познавательной деятельности обучающихся"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ КАК ФОРМЫ

АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самсонова Н.Г., преподаватель
г. Саянск, ОГБПОУ «Саянский медицинский колледж» Слово
«экскурсия»
происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Экскурсия

-
это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы. Экскурсии являются наиболее эффективной и популярной формой общения между взаимодействием субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия даёт возможность получать значительный объём информации, формирует способы мыслительной деятельности. В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения. В краткой форме
сущность экскурсии
можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
Деятельность экскурсантов находит свое выражение в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
Функции экскурсии
рассматриваются как ее главные свойства. Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Функция организации культурного досуга . Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями. Функция получения новых знаний. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Экскурсия имеет свои
особенности
в организации и методике проведения. Общими признаками для всех экскурсий являются: 1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток. 2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов). 3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию. 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения. 5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов). Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной обучающимся информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов.
Учебная экскурсия -
форма учебного занятия, которое проводят в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения обучающимися различных объектов, явлений действительности, их взаимосвязей и взаимозависимостей. Характерным признаком экскурсии является то, что изучение объектов связано с движением обучающихся, мышечными усилиями и осуществляется через «живое» наблюдение и изучение в реальных условиях. Основные задачи экскурсии заключаются в обогащении знаний обучающихся; установлении связей теории с практикой, жизнью; воспитании уважительного отношения к труду, природе, развития творческих способностей, наблюдения, бережливости, памяти, мышления обучающихся, их самостоятельности; формировании эстетических чувств; активизации познавательной и практической деятельности. Чтобы успешно провести экскурсию, преподаватель должен всесторонне подготовиться, предварительно ознакомиться с объектами изучения, маршруту передвижения, разработать детальный план, организовать обучающихся. Важными действующими навыками эффективности
экскурсии является эрудиция преподавателя, способность к импровизации, коммуникативная культура и интеллект. По соответствием учебным программам экскурсии делятся на программные (рекомендованные учебными программами) и внепрограммных (выходят за рамки программы). По содержанию учебные экскурсии бывают тематические и комплексные (обзорные).
Тематические экскурсы
проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем одного предмета.
Комплексные

экскурсы
охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных дисциплин. Учитывая время проведения относительно изучения темы экскурсии делятся на: вступительные, текущие, итоговые. Вступительные экскурсы предшествуют изучению нового материала (обучающиеся усваивают опорные понятия, получают новые представления и практический опыт, знакомятся с фактами). Текущие экскурсии проводят параллельно с изучением теоретического материала для обеспечения более глубокого его понимания, дополнения новыми представлениями.
Итоговые экскурсы
осуществляют в конце учебного года или после изучения раздела программы, чтобы обобщить и систематизировать теоретические знания, углубить и закрепить навыки и умения. Важная их задача - содействовать выявлению связи изученного на занятиях материала с реальными процессами или явлениями. Экскурсии имеют следующую структуру: сообщение темы, цели, задач экскурсии мотивация учебной деятельности; актуализация чувственного опыта и опорных знаний; восприятия форм и внешних особенностей объектов; обобщение и систематизация знаний; подведение итогов экскурсии и сообщения индивидуальных заданий; оформления результатов работ.
Существуют определенные дидактические требования к экскурсии: тщательная подготовка преподавателя; четкое определение образовательных и воспитательных задач, выбор оптимального содержания объектов, соблюдение логики познавательного процесса; систематическое создание проблемных ситуаций; оптимальный выбор адекватных методов и приемов; рациональное сочетание слова и наглядности. Основными методами обучения на экскурсии есть рассказ, объяснение, беседа, наблюдение, дискуссия, создание схем, зарисовок и др. Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д. Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Таким образом, экскурсии помогают закрепить, расширить, углубить и систематизировать полученные теоретические знания при изучении деятельности конкретной организации. Приобрести первоначальный практический опыт, развить профессиональное мышление. Совершенствовать практические навыки, приобретенных в результате экскурсий по получению выбранной профессии. Заканчивается работа по экскурсии анализом преподавателя её окончательных результатов. Список литературы: 1. Емельянов Б. В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт./Б.В. Емельянов – М.: Профиздат, 2012. 2. Смирнов А.В. Как правильно выбрать экскурсию / А.В. Смирнов // Справочник классного руководителя. – 2012.