"Диагностика уровня готовности будущих первоклассников к условиям школьного обучения"

Автор: Яшина Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №42 "Малинка"
Населённый пункт: Старый Оскол, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Диагностика уровня готовности будущих первоклассников к условиям школьного обучения"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ

ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Выполнила:

Яшина В.В.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

Доценко Любовь Ивановна


Диагностика уровня готовности будущих первоклассников к условиям

школьного обучения
Опытно-экспериментальное исследование подготовки будущих первоклассников к школе проходило на базе МБДОУ д/с №42 «Малинка» г. Старый Оскол. Исследование проводилось в три этапа. I этап: констатирующий эксперимент. Цель – провести диагностику уровня готовности будущих первоклассников к условиям школьного обучения. Для реализации цели исследования мы применили тесты готовности к школе, в основе которых лежит представление о развитии ребенка как функциональном созревании его психики. Существенное влияние на появление таких тестов оказала концепция готовности ребенка к школе немецкого психолога А.Керна. Он считал: «Если мы не будем торопиться с определением ребенка в школу и подождем, пока он достигнет требуемого уровня развития, то в таком случае любой ребенок сможет относительно легко вступить на школьную дорогу и успешно пройти её до конца. Если наши рассуждения правильны, то дети, признанные «незрелыми» и по этой причине не принятые в школу, через год благодаря исключительно естественному физическому, психическому и духовному росту достигнут той точки в своём развитии, которая соответствует структуре эффективности, позволяющей рассчитывать на среднюю или хорошую успеваемость в школе». 1. Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека Тест состоит из трёх заданий: 1) рисование мужской фигуры по памяти; 2) срисовывание письменных букв; 3) срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший балл, 5-низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трём заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трём заданиям от 3до 6 баллов, рассматривается как выше среднего,от 7 до 11-как среднее,от12 до 15-ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углублённо обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые. Цель исследования: определение функциональной готовности к школьному обучению (психомоторной зрелости): развитие тонкой моторной руки и координации зрения и движений руки (т.е. умений, необходимых для овладения письмом), умения подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием; определение в общих чертах интеллектуального развития ребёнка (рисунок мужской фигуры по памяти). Материал: бланк, на лицевой стороне которого должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисования фигуры мужчины, на обороте, в верхней левой части, помещён образец письменных букв, а в нижней левой части – образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. Тест Керна-Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально. Процедура исследования: исследование проводится с группой детей. Время проведения – примерно 10-13 минут. Инструкция по применению теста. Ребёнку (группе детей) предлагают бланк теста. На первой стороне бланка должны содержаться данные о ребёнке и оставлено свободное место для рисовании фигуры мужчины, на обороте в верхней левой части- образец группы точек. Правая часть этой стороны листа оставлена свободной для воспроизведения образцов ребёнком. В качестве бланка может служить лист машинописной бумаги, ориентированный так, чтобы нижняя часть его
оказалась длиннее боковой. Карандаш перед испытуемым кладут так, что бы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребёнок окажется левшой, экспериментатор должен сделать соответствующую запись в протоколе). Бланк кладётся перед ребёнком чистой стороной. Инструкция к заданию №1 «Здесь (показывают каждому ребёнку) нарисуй какого-нибудь мужчину. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается. Если дети все же начнут расспрашивать, как рисовать, экспериментатор всё рано должен ограничиться одной фразой: «Рисуй так, как сможешь». Если ребёнок не приступает к рисованию, то следует подойти к нему и подбодрить, например, сказать: «Рисуй, у тебя всё получится». Иногда ребята задают вопрос, нельзя ли вместо мужчины нарисовать женщину, и в этом случае надо ответить, что все рисуют мужчину, и им тоже надо рисовать мужчину. Если ребёнок уже начал рисовать женщину, то следует разрешить дорисовать её, а затем попросить, чтобы нарисовал рядом ещё и мужчину. Следует иметь в виду, что бывают случаи, когда ребёнок категорически отказывается рисовать мужчину. Опыт показал, что такой отказ может быть связан с неблагополучием в семье ребёнка, когда отца либо вообще нет в семье, либо он есть, но от него исходит какая-то угроза. По окончании рисования фигуры человека детям говорят, чтобы они перевернули лист бумаги на другую сторону. Задание №2 объясняют следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты ещё не умеешь писать, но попробуй, может быть, у тебя получится точно так же. Хорошенько посмотри, как это написано, и вот здесь, рядом, на свободном месте напиши так же». Предлагается скопировать фразу: «Я ем суп», написанную письменными буквами. Если какой-нибудь ребёнок неудачно угадает длину фразы и одно слово не поместится в строчке, следует обратить внимание на то, что можно написать это слово выше или
ниже. Следует иметь в виду, что встречаются дети, которые уже умеют читать письменный текст, и тогда они, прочитав предложенную им фразу, пишут её печатными буквами. В этом случае необходимо иметь образец иностранных слов, также написанных письменными буквами. Перед заданием №3 экспериментатор говорит: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно также». При этом нужно показать, где ребёнок должен рисовать. Поскольку следует считаться с возможным ослаблением концентрации внимания у некоторых детей. Во время выполнения ребятами заданий необходимо следить за ними, делая при этом краткие записи об их действиях. В первую очередь обращают внимание на то, какой рукой рисует будущий школьник- правой или левой, перекладывает ли он во время рисования карандаш из одной руки в другую. Отмечают также, вертится ли ребенок слишком много, роняет ли карандаш и ищет его под столом. Начал ли рисовать, несмотря на указания. В другом месте или вообще обводит контур образца. Желает ли убедиться в том, что рисует красиво и т.д. Оценка результатов теста проводится в баллах. Обработка и анализ результатов. Результат каждого задания оценивался по пятибалльной системе (1 – высший балл; 5 – низший балл), а затем вычислялся суммарный итог по трём заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трём заданиям от 3 до 6 баллов рассматриваются нами как «школьно – зрелыми», от 6-9 баллов «средне – зрелые», от 9 до15 – ниже нормы. 2. Методика Н.И. Гуткиной «Домик» Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия,
сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. В этом смысле методику «Домик» можно рассматривать как аналог заданий № 2 и 3 теста А. Керна - Я. Йирасека (срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек), причем наиболее близкие результаты методика «Домик» дает с заданием № 2 теста А. Керна - Я. Йирасека. Однако методика «Домик» позволяет выявить особенности развития именно произвольного внимания, т. к. при обработке результатов учитываются только «ошибки внимания», тогда как тест А. Керна - Я. Йирасека не позволяет определить, например, что послужило причиной некачественного выполнения задания: плохое внимание или плохое пространственное восприятие. Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца (рис. 1). Рис. 1 Методика «Домик» Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6 - 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом
расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе). Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания. В случае если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.). Оценка результатов теста. Проводится в баллах. Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются: а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неправильно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то
1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе; б) замена одного элемента другим (1 балл); в) отсутствие элемента (1 балл); г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл). Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Критерии оценки полученных результатов (для детей от 5 лет 7 мес. до 6 лет 7 мес.): 1) 0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания; 2) 1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания; 3) 3 - 4 балла - уровень ниже среднего; 4) более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания. Обработка и анализ результатов Поскольку данная методика носит клинический характер и не имеет нормативных показателей, то полученные по ней результаты интерпретируются не с точки зрения нормальности – анормальности
развития ребёнка, а с точки зрения особенностей его сенсомоторного развития. 6-детей показали высокий уровень развития произвольного внимания 6 – детей показали средний уровень произвольного внимания 5 – детей показали низкий уровень произвольного внимания Не все дети хорошо ориентируются на образцы, не у всех детей сформировано умение копировать. Можно говорить о недостаточном развитии произвольного внимания, сенсомоторной координации. Таким образом, по результатам исследования, можно сделать вывод о том, что из 17 учащихся, 6-детей показали высокий уровень развития произвольного внимания, 6 – детей показали средний уровень произвольного внимания, 5 – детей показали низкий уровень произвольного внимания. Нам необходимо провести формирующий этап для эффективного повышения уровня адаптированности учащихся к школе.