Тренинговое занятие для подростков "Я строю свою жизнь сам!"

Автор: Горина Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ "Мыскаменская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Мыс Каменный
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Тренинговое занятие для подростков "Я строю свою жизнь сам!"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тренинговое занятие для подростков «Я строю свою жизнь сам!»
Цели:  Повышение самооценки, формирование навыков управления своими чувствами и эмоциями.  Выработка у участников эффективных поведенческих навыков противодействия негативному влиянию окружения в рискованных ситуациях, социально приемлемых форм поведения. Задачи:  Сформировать положительную мотивацию и установки, направленные на противостояние нежелательному влиянию среды.  Выработать у участников эффективные навыки самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния для принятия верных решений.
Вступительное слово ведущего.
Каждый человек в своем развитии проходит определенные стадии: младенчество, детство, подростковый период, молодость, зрелость, старость. Если говорить о подростковом возрасте, то это, на мой взгляд, самый интересный, самый эмоционально насыщенный период вашей жизни. Именно сейчас вы начинаете вглядываться в себя, понимать свои переживания, пытаетесь приобрести навыки ориентации в сложных жизненных ситуациях. В это время человек оказывается перед необходимостью сделать ряд важных жизненных выборов, и ему требуются определенные умения в межличностных взаимоотношениях. Способность строить конструктивные отношения, преодолевать возникшие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием которое предопределяет будущий успех. Если необходимые умения не приобретаются на пороге взрослой жизни, человек оказывается незащищенным перед трудностями, стрессовыми ситуациями, терпит неудачу в неформальных отношениях, оказывается коммуникативно некомпетентным и личностно зависимым.
Спросил как-то Конфуций у мудреца:

«Как нужно относиться к богам, а как к демонам?»

На что мудрец ответил: «Что нам боги и демоны…

Нужно вначале правильно научиться относиться

к самому себе и друг к другу».

Ведущий:
Давайте начнем наше занятие со знакомства друг с другом.
Упражнение «Круг знакомств».
Цель: Установление эмоционального контакта педагога-психолога с детьми. Сплотить и раскрепостить участников группы.
Участники встают в круг. Один из игроков делает шаг в центр круга, называет своё имя, показывает какое-то движение или жест, свойственный ему или придуманный, затем возвращается снова в круг.
Упражнение «Положительный импульс»
Цель: создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу. Группа участников садится (встаёт) в круг (ведущий тоже). Каждый участник группы берёт за руку соседа. Лёгким сжатием руки передаёт свои положительные эмоции. После того как каждый послал соседу положительные эмоции, темп передачи импульса увеличивается. Чем быстрее передаётся импульс, тем быстрее группа сплачивается.
Упражнение «Учимся противостоять влиянию».
Влияние - это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации. Подросткам в данном упражнении предлагается обсудить серию вопросов:  Что такое влияние, на что или на кого можно повлиять?  Всегда ли влияние отрицательно?  Каким образом можно отличить отрицательное влияние?  Каковы способы негативного влияния (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т.д.)?  Хотели бы участники лично поддаваться такому влиянию и к каким последствиям может привести соглашение?  Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния? Далее составляется план безопасности и ведущему необходимо убедить подростков, что обращение за помощью – это не признание собственной слабости, а проявление способности противостоять. В план включаются пункты не только самопомощи и взаимопомощи, но и обращение к родителям, родственникам, взрослым; к специалистам учителям; в органы полиции, телефоны доверия, школу, социальные службы.
Упражнение «Рояль».
Ведущий: «Подумайте и вспомните, что вы делаете, когда вам плохо? Как вы пытаетесь справиться с плохим состоянием? Поделитесь, пожалуйста, своим опытом поведения в данных ситуациях». Участники озвучивают способы преодоления своего «плохого состояния», а ведущий их записывает, причем каждый способ на отдельном листе бумаги и затем выкладывает их на полу как клавиши у рояля. После этого делает обобщение: « Итак, в нашей группе действуют такие способы…» (перечисляет, особенно подчеркивая такие ответы как алкоголь, наркотики, сладкое, компьютер, агрессия и прочие девиации). Ведущий подводит группу к вопросу: «У каждого человека есть свои способы справиться с плохим самочувствием, у кого-то их много, у кого-то мало. Как вам кажется, что лучше - иметь много или мало «клавиш»? Далее ведущий делает заключение: «Конечно, лучше когда «клавиш» много. Это означает, что человек знает множество способов справиться с плохим настроением. Например, в одной ситуации можно поплакать, в другой нужно хорошенько подумать, в третьей нужно обратиться за помощью и т.д. А если у человека есть только одна «клавиша»? Участников необходимо подвести в процессе обсуждения к выводу: «Если одна «клавиша», тогда в каждой ситуации он будет действовать одинаково, по-другому он просто не умеет».
Переход к обсуждению: «А если эта «клавиша» - наркотики? Да, тогда и возникает зависимость. Зависимость может появиться не только от наркотиков, а, например, от компьютера, алкоголя, еды, азартных игр. Сейчас выделяют уже более 200 видов разных зависимостей. Зависимость возникает, когда у человека «Не работают другие «клавиши» на рояле. А как у вас с количеством «клавиш»? Какие есть мысли и чувства по этому поводу?».
Упражнение «Моя вселенная».
Цель: способствовать развитию адекватной самооценки, рефлексии, научить находить положительные стороны личности. Детям раздаются листы бумаги. В центре листа нужно написать крупную букву «Я». Затем «Я» нарисовать лучи: 1. Мое любимое занятие; 2. Мой любимый цвет; 3. Мое любимое животное; 4. Мой лучший друг; 5. Мой любимый запах; 6. Моя любимая одежда; 7. Моя любимая музыка; 8. Мое любимое время года; 9. Что я больше всего люблю делать; 10. Моя любимая книга; 11. Человек, которым я восхищаюсь; 12. Лучше всего я умею; 13. Я уверен в себе, потому что. Этот рисунок показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает нас уникальным, и того, что нас объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям с ними было веселее и радостнее. Рефлексия.
Упражнение «Закончи предложение».
Цель: повышение уверенности в себе, в своих силах. Ребята по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу……………
Я умею………….. Я смогу…………. Я добьюсь………. Каждого ребёнка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Ведущий:
Верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Спасибо за участие.

Желаем Вам успехов!