"Поиграем в экономику"

Автор: Нурыев Алмаз Наилевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ"
Населённый пункт: город Мензелинск, Республика Татарстан
Наименование материала: экономическая игра
Тема: "Поиграем в экономику"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»
Экономическая игра
(для старших классов коррекционной школы)




Составил:
воспитатель I кв. категории Нурыев А.Н.
Мензелинск, 2016 год


Цель:
Уточнить, систематизировать знания юношей и девушек о понятии «экономика».
Задачи:
Ввести понятие «потребности», познакомить с товарами и услугами, необходимыми для удовлетворения потребностей. Дать представление о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями. Помочь узнать некоторые механизмы и законы мира экономики. Помочь юношам и девушкам понять причины и сущность тех проблем, с которыми им предстоит встретиться в недалёком будущем. Расширить кругозор подростков, обогатить их словарный запас. Корригировать недостатки развития памяти, мышления. Развивать умение рассуждать по теме. Воспитывать уважение к мнению других людей. Учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Оборудование:
магнитная доска, магниты, слова на карточках, (человек, потребности, биологические, блага, материальные, нематериальные, товары, услуги, деньги, торговля, дефицит, конкуренция, рынок, инфляция, продавец, покупатель, реклама), листы формата А4 с кроссвордом «Потребности» (2 шт.), карточки «Народная мудрость» (2 шт.), карточки «Эмблема» (2 шт.).
План проведения игры.
1. Вступительное слово «Что такое «экономика». Можно ли прожить, не зная ничего о законах и механизмах «экономики»?» 2. Конкурсы: «Потребности», «Давайте поразмышляем», «О чём реклама?», «Экономические профессии», «Экономика в сказках», «Эмблема», «Экономическая викторина», «Народная мудрость». 3. Подведение итогов. Награждение команд.
Сегодня я подготовил для вас экономическую игру, состоящую из различных конкурсов, которая называется «Поиграем в экономику!». Как вы думаете, можно ли прожить, не зная ничего о законах и механизмах экономики? - Можно попробовать. Вот только жизнь будет всё время поворачиваться к такому человеку острыми углами, а он будет о них больно, порой в кровь, расшибаться. Дело в том, что нет в человеческом обществе ни одной сферы жизни, ни одной профессии, где бы можно было почувствовать себя абсолютно независимым от мира экономики, махнуть рукой на её закон. Человек попадает в сферу действия экономики с момента рождения. Но в детстве все наши экономические проблемы за нас решают взрослые. Но, окончив школу, каждый уже сам оказывается перед необходимостью выстраивать свою жизнь с учётом экономических условий страны. Кем бы человек ни стал, он обречён всю жизнь решать экономические проблемы, думая о том, как заработать на жизнь и как разумнее использовать полученные деньги. Что же такое экономика? - Этому слову в словаре дано два определения: 1) – это наука, название которой было дано великим учёным Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «экос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства» или ещё экономику переводят как «искусство ведения домашнего хозяйства». Сейчас это наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. 2) – это способ организации деятельности людей, направленный на создание благ, необходимых им для удовлетворения потребностей. Для того, чтобы узнать что же относится к самым важным потребностям, без которых человеку очень трудно или невозможно вообще прожить, вы должны разгадать кроссворд. За каждое правильно разгаданное слово команда получает 1 у.е.
1 конкурс «Потребности».
Командам выдаются листы с сеткой кроссворда и определениями терминов. В конкурсе можно заработать до 7 у.е. Время на разгадывание 5 минут. 1. Он необходим человеку для восстановления сил и работоспособности. (Отдых). 2. Основа любого организма, без неё и ни туды, и ни сюды. (Вода). 3. То, в чём обычно больше нуждаются старики, чем молодые. (Здоровье). 4. Не удовлетворив этой биологической потребности, человек не может прожить больше нескольких минут. (Воздух). 5. Что даёт человеку огонь? (Тепло). 6. Она удовлетворяет потребность голодного. (Пища). 7. Чтобы у человека были друзья, знакомые, ему необходимо… (Общение)

2 конкурс. «Давайте поразмышляем».
За каждый правильный ответ команда получает 1 у.е. В этом конкурсе вам понадобятся не столько знания, а сколько умение думать, мыслить, рассуждать. Разгадав кроссворд, вы узнали, что первоочередными потребностями человека являются воздух, вода, пища, отдых (сон), здоровье, тепло, общение. Но для полноценной жизни этого недостаточно. Человек ещё нуждается в определённых благах. Блага - это всё то, что ценится людьми, как средство удовлетворения своих нужд. Они бывают материальными и нематериальными. (Командам поочерёдно задаются вопросы, если команда не справляется, есть возможность заработать у.е. дополнительно команде - сопернику). 1. Что можно отнести к материальным благам? (Телевизор, автомобиль, дом и т.д.). - Всё это в экономике называют товаром. 2. А что можно отнести к нематериальным благам? (Если дети затрудняются, можно спросить у них о том, что для нас делают официант, экскурсовод, парикмахер одним выражением). - То есть, нематериальные блага - это услуги. 3. Где можно купить или продать товары и услуги? (Подытожить ответы детей, ознакомить с термином рынок). 4. А что вы будете продавать работодателю, нанимаясь на работу? (Умственные или физические способности, знания, навыки, опыт, т.е. свой труд). 5. Что объединяет такие документы, как трудовой контракт, коллективный договор или соглашение? (Оговариваются условия труда). 6. Нужно ли устраиваясь на работу, документально оформлять условия труда? Объясните почему. 7. В каком процессе вы участвуете, когда покупаете или продаёте товар или услугу за деньги? (Торговля). 8. Как называется прямой обмен одних товаров или услуг на другие без использования денег? (Бартер). 9. Удобно менять товар на товар или лучше совершать торговые сделки с помощью денег? Почему? 10. Кто являются главными действующими лицами на рынке? (Продавец и покупатель). 11. Какую цель преследуют продавцы? (Получение прибыли в виде денег или другой выгоды). 12. А что делают продавцы, чтобы их товар хорошо продавался? (Рекламируют его). - Реклама – это слово произошло от лат. reklamare- кричать. Существует много определений рекламы. Вот послушайте несколько. Реклама - информация о потребительских свойствах товаров и видах услуг для создания спроса на них; механизм для продажи товара; замена живого продавца; длинная рука продавца, громко кричащего о своих товарах.
Рекламу еще называют «двигателем торговли». Действительно, зачастую при выборе товара мы покупаемся на яркую, запоминающуюся, особенно телевизионную рекламу.
3 конкурс. «О чём реклама?»
А теперь представьте, что вы включили телевизор, а там началась реклама, но вы успели услышать только часть рекламы. Восстановите её. На обдумывание вам даётся 3 минуты. Кто с рекламой лучше управится, У того финансы больше поправятся. За каждую рекламу - 1 у.е. (Задания даются на карточках) 1. Счастье - это просто. (Фруктовый сад). 2. Проголодался? Не тормози - (сниккерсни! Snickers). 3. …….- райское наслаждение. (Bounty). 4. …….- не дай себе засохнуть. (Sprite). 5. Если стирка, то большая. (Bimax). 6. ……- розовый цвет и пятен нет. (Vanish). 7. От Парижа до Находки,….лучшие колготки. (Omsa). 8. Честер любит …..(Chitos). 9. Стирает идеально, экономит оптимально. (Биолан). 10. Чистота - чисто….(Tide). В жизни вам часто придётся встречаться с людьми, чья работа связана с деньгами, ценными бумагами.
4 конкурс. «Экономические профессии».
1. Специалист, производящий операции по приёму, выдаче, хранению денежных средств и ценных бумаг. (Кассир). 2. Специалист, осуществляющий контроль и учёт хозяйственной деятельности. Работа связана с бумагами и цифрами. (Бухгалтер). 3. Специалист, занимающийся бизнесом в области купли-продажи недвижимости. (Риелтор) 4. Работник, ведущий делопроизводство, переписку какого-либо лица, организации, учреждения. (Секретарь). 5. Работник, доставляющий из кассы предприятия, организации деньги в банковское учреждение или из банковского учреждения в кассу предприятия, организации. (Инкассатор). 6. Коммерсант, предприниматель, занимающийся любым законным видом экономической деятельности, приносящей прибыль или иные выгоды. (Бизнесмен). - С экономикой часто можно встретиться даже в сказках. Поэтому следующий конкурс так и называется

5 конкурс «Экономика в сказках».
1. Какие деньги были у знаменитого деревянного человечка? (Сольдо). 2. Куда положил Буратино свои деньги, чтобы они «подросли»? Куда их нужно было положить? (В ямку, в банк). 3. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? («Репка»). 4. Каким бизнесом мечтал заниматься кот Матроскин, и что он предпринял для осуществления своей мечты? (Купил корову). 5. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа). 6. На что потратила Муха-Цокотуха найденную в поле денежку? (На покупку самовара).
6 конкурс «Эмблема».


У каждой солидной фирмы есть свой товарный знак, также его можно назвать эмблемой, логотипом. Многие бренды очень узнаваемы. Я вам даю карточки с эмблемами всемирно известных автомобильных и спортивных фирм. Вспомните, чьи это эмблемы. Время на обдумывание 3 мин.
7 конкурс «Экономическая викторина».
Этот конкурс выявит, насколько вы эрудированны, насколько хорошо ориентируетесь в мире экономики. 1. Единая денежная единица многих европейских государств. (Евро). 2. Узаконенный государством отъём денег у населения. (Налог). 3. Что дороже, золото или серебро? (Золото). 4. Стоимость товара, выраженная в деньгах. (Цена). 5. Что такое чёрное золото? (Нефть). 6. Сколько центов в одном долларе? (Сто). 7. По каким видам ценных бумаг получают дивиденды? (По акциям). 8. Частное лицо или фирма, безвозмездно финансирующее какое- либо мероприятие. (Спонсор). 9. Крупное учреждение, где хранятся финансовые ценности. (Банк). 10. Соперничество, состязание на рынке. (Конкуренция). 11. Процесс повышения общего уровня цен в стране. (Инфляция). 12. Отсутствие на рынке достаточного количества востребованных товаров. (Дефицит). 13. Уровень жизни, при котором доходы позволяют приобретать лишь небольшую часть набора благ и услуг. (Бедность). 14. Денежное пособие, получаемое гражданином после достижения или установленного законом возраста и при условии, что он отработал определённое число лет по найму. (Трудовая пенсия). 15. Юридически оформленное дарение богатства, вступающее в силу после смерти его владельца. (Завещание). 16. То, что взято взаймы с последующей отдачей. (Долг).
17. Денежная единица Америки. (Доллар). 18. Самый драгоценный металл. (Платина). 19. Ввоз в страну иностранных товаров. (Импорт). 20. Вывоз товаров из страны. (Экспорт). 21. Несгораемый металлический ящик для хранения важных документов, денег. (Сейф). 22. Розыгрыш по билетам. (Лотерея). - Много интересных экономических закономерностей можно почерпнуть из народной мудрости. Веками накопленные знания, опыт народа метко отражаются в пословицах и поговорках.
8 конкурс «Народная мудрость».
Каждая команда выбирает для себя карточку с заданиями. В каждой карточке написаны изменённые тексты известных выражений. Задача команд в течение минуты, заменяя некоторые слова, правильно записать пословицы, поговорки. Затем команды зачитывают получившиеся у них тексты. Карточка №1. 1. Деньги любят кошелёк. (Деньги счёт любят). 2. Денежка без ног, а из кармана убегает. (Денежка без ног, а весь свет обойдёт). 3. Хозяйка рубль бережёт. (Копейка рубль бережёт). 4. Делу - время, потехе - деньги. (Делу - время, потехе - час). Карточка №2. 1. Не имей 100 рублей, а имей сто долларов. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). 2. Меньше денег - больше проблем. (Меньше денег - меньше хлопот). 3. Тише едешь - меньше тратишь. (Тише едешь - дальше будешь). 4. Гуси денег не щиплют. (Куры денег не клюют). Счётная палата подводит итоги конкурсов, объявляет победителей. Награждение команд. По ходу игры на магнитной доске появляется схема из слов, приведённая ниже.
ЧЕЛОВЕК
ПОТРЕБНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИЕ БЛАГА материальные нематериальные ТОВАРЫ УСЛУГИ
деньги ТОРГОВЛЯ дефицит конкуренция рынок инфляция ПРОДАВЕЦ ПОКУПАТЕЛЬ РЕКЛАМА Если игра проводится в зале в присутствии зрителей, во время выполнения командами заданий на карточках, зрителей можно ознакомить с таким материалом:
А знаете ли вы, что…
а) Слово «компания» связано с экономикой? Ещё в далёком прошлом жители сельских районов придумали создавать объединения, обычно состоявшие из членов одной семьи, для того, чтобы каждому в отдельности пришлось вкладывать в общее дело меньше денег. Здесь всё делилось поровну: труд, капитал, риск и хлеб, добытый общими трудами. Такие семейные сообщества получили название «компания», которое произошло от итальянских слов - «кум», что значит «вместе» и «панио», что значит «хлеб». б) Слово «монополия» образовано на основе двух греческих слов: «монос» - «один» и «полио» - «продаю», т.е. получается «один продавец». в) История полна примеров поразительной изобретательности, которую люди проявляли в поисках способов уклонения от налогов - законных или незаконных. Например, в XIX в. в Англии ввели налог на рабочих собак, исчислявшийся по количеству собачьих хвостов в хозяйстве. И англичане немедленно начали купировать хвосты своим сторожевым собакам: дескать, «нет хвоста - нет налога!» Так возникла порода бесхвостых овчарок - бобтейлов, сохранившаяся и по сей день. Стих:
О рекламе
В пяти магазинах по двести пальто Зелёное, красное, в клетку. И как подобрать тебе именно то, И сумку к нему, и беретку. И как подобрать тебе именно то, Что будет подарком для мамы. И как магазину тебе доказать, Что «то» Это то, что у нас надо взять??? Конечно, посредством рекламы!!! Реклама подскажет, что надо купить, Реклама сумеет тебя убедить. И вот уже в клеточку мама - реклама. Теперь уже следом за мамой Бежит недоверчивый самый. И он покупает из тысячи именно то, Самое клетчатое пальто.

Использованная литература:
1. Григоренко Ю.Н. Кострецова У.Ю. Кипарис-2 М. Педагогическое общество России 2002. 2. В.И. Липсиц Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М. «Вита- Пресс» 2006. 3. «Последний звонок» газета для организаторов внеклассной работы №12 2006 (разработка Т.А. Гайворонской «Поиграем в Экономику!»). 4. С. Титов «Секретные материалы» школы №… Ярославль: Академия развития 2002. 5. Нескучный досуг. Сценарии игровых программ под ред. Е.И. Ромашковой. М. ТЦ Сфера 2002.
Кроссворд «Потребности»

1

2

3

4


5

6

7
1. Он необходим человеку для восстановления сил и работоспособности. (Отдых). 2. Основа любого организма, без неё и ни туды, и ни сюды. (Вода). 3. То, в чём обычно больше нуждаются старики, чем молодые. (Здоровье). 4. Не удовлетворив этой биологической потребности, человек не может прожить больше нескольких минут. (Воздух). 5. Что даёт человеку огонь? (Тепло). 6. Она удовлетворяет потребность голодного. (Пища). 7. Чтобы у человека были друзья, знакомые, ему необходимо… (Общение)