"Лучше нет родного края"

Автор: Петрова Екатерина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1
Населённый пункт: Полярные Зори Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Лучше нет родного края"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

учитель I квалификационной категории истории и обществознания МБОУ гимназия №1 Петрова Екатерина Александровна
Методическая разработка урока «Лучше нет родного края»
«О, Родина святая! Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?» В.А.Жуковский
Цель урока:
осмысление обучающимися понятия Родной Земли как духовно- нравственной категории и источника духовного развития личности в контексте мировой цивилизации.
Задачи урока:
1) актуализировать представления обучающихся о Малой и Большой Родине; 2) создать условия для воспитания чувства гражданственности и патриотизма; 3) прививать интерес к многонациональной культуре нашей страны; 4) формировать понятийный аппарат.
Методы:
эвристическая беседа, ассоциативный метод, наглядно- иллюстративный, герменевтический («вживание»), метод коллажа.
Форма организации урока:
урок осмысления; формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.
Технологии:
технологии развития критического мышления, технологии проблемного и продуктивного обучения.
Основные термины и понятия:
Отечество, Родина, Земля, Гражданин, Патриот.
Опережающее задание для учеников:
принести иллюстрации, надписи, вырезки из газет и журналов для коллажа «Земля родная». Каждый ученик приносит необходимые канцелярские принадлежности и лист формата АЗ для коллажа.
Возрастная аудитория
: 5-11кл.
Оформление урока:

В кабинете обязательно должны быть символы России.

Оформление кабинета:
1) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Тютчев Ф. И. 2) Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая с громкой песней весной на лугу. Есенин С. А. 3) Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. Державин Г. Р. 4) Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен, Исчезнет ложь и грусть, — Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
Есенин С. А. 5) Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Белинский В. Г. 6) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин А. С. 7) Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ. Чернышевский Н. Г. В кабинете размещены картины, фотографии, стихи, плакаты и стенгазеты про Россию, Родину.
Оформление доски: на доске размещены отдельные таблички со словами
Слово «Родина» на всех языках мира. homeland (на английском)

نطوم )на арабском( patria (на испанском) 家 乡 (на китайском) Heimat (на немецком) casa (на португальском) patrie (на французском) hejmlando (эсперанто) հայրենիք (на армянском) Ватан (на башкирском) радзіма (на белорусском) hon (на венгерском)

תדלומ ץרא )на иврите( отан (на казахском) dzimtene (на латышском) tėvynė (на литовском) vaderland (на нидерландском) hjemland (на норвежском)

स्वदे श (на санскрите) батьківщина (на украинском) synnyinmaa (на финском) domovina (на хорватском) otčina (на чешском) hembygd (на шведском) kodumaa (на эстонском)
Ход урока:

1 этап: организационный
Приветствие учителя. «Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить». И сегодня мы с вами пойдем по этой дорожке.
2 этап: вводно-мотивационный
Учитель обращает внимание на слова (на разных языках) и спрашивает ребят, что они могут обозначать. Тема урока на доске пока не записана. После ответа ребят учитель вместе с детьми определяет тему урока. Учитель обращает внимание на высказывания писателей и общественных деятелей нашей страны и просит их прокомментировать. Просмотр слайд-шоу «Что может быть лучше России?» Вопросы обучающимся: Как вы думаете, что мы вкладываем в понятие Родная земля, патриот, гражданин, Отечество? Приведите примеры из истории, литературы или других областей, где человек являл собой пример самоотверженного служения своей Родине. Мы видим с вами главное слово в жизни каждого из нас, давайте вместе подберем те качества характера и души человека, любящего свое Отечество. Р - …. О - … Д - … И - … Н - … А - .. Заслушиваются ответы обучающихся.
Этап осмысления и осознания:
Учитель просит ребят написать образы, с которыми у них ассоциируется слово «Россия». Учитель обращает внимание на картины, иллюстрации образов России (Приложение №1) и просит объяснить, почему именно с этими символами связывают нашу Родину. Каждому раздается текст Д.С.Лихачева «Земля родная». После смыслового прочтения в классе организуется беседа. Примерные вопросы: - о каких связях человека с землей пишет Лихачев? - какие мысли вам импонируют больше всего и почему? - почему нельзя смешивать патриотизм с национализмом? - почему общение с Родной землей иногда у человека вызывает боль, а не радость? … ..Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. …….Человека создает Земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. ……..Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов—все
определять в человеке и все освещать. Патриотизм— это тема, если так можно сказать, жизни человека” его творчества. …….Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала…. …..Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам…. …..Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое. …….Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери — Древней Руси. Прошлое должно служить современности! Далее обучающиеся приступают к коллажу.
Подведение итогов:
Обучающиеся самостоятельно делают выводы по теме урока, отвечая на вопросы и представляя продукт собственной учебной деятельности – коллаж с их оригинальным названием.
Родина

К. Симонов
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке, Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину - такую, Какой ее ты в детстве увидал. Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть... Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
Рефлексия:

Когнитивная

Обучающимся предлагается
написать синквейн на тему «Родина» - первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Эмоциональная «Острова»
Каждый обучающийся в конце урока подходит к доске и прикрепляет свой корабль к одному из островов, на котором он сейчас находится по своим ощущениям. Учитель может дополнить острова рядом других названий островов.

Приложение №1


1

2

3

4

5

6


7

8

9

10


11

12

Примеры коллажей о России