"Предметно-развивающая среда в старшей группе детского сада"

Автор: Коваль Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Крымск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Предметно-развивающая среда в старшей группе детского сада"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педметно-развивающая среда в старшей группе детского сада. «Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка . Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами – 1. рабочая зона, 2. активная зона, 3. спокойная зона При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды: -принцип открытости и доступности; -гибкого зонирования; -стабильности–динамичности развивающей среды; -полуфункциональности Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства). Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ: Уголок Физкультурный Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь. Уголок конструирования Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез). -модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома . - наборы конструкторов: крупногабаритный (переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины- игрушки для обыгрывания построек. Рядом находится «гараж», в котором дети могут найти большие машины, маленькие, специальный транспорт. Здесь же стоит макет города с разметкой, дорожными знаками, светофором, чтобы закреплять знания по ПДД. Уголок сюжетной игры Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения. Здесь находятся атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Почта», «Магазин» « Больница», «Парикмахерская», «Семья». Уголок книги Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой. - детские книги по теме недели; - любимые книги детей (книги по интересам); - сезонная литература; - тематические альбомы; - портреты детских писателей - книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки -стульчик; -магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок) Уголок природы Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира; - альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, - календарь погоды; - комнатные растения; - макет аквариума; - инвентарь для посадки семян и рассады; - «огород на окне»; - стол времен года, на котором присутствуют атрибуты текущего сезона . В этом уголке соседствуют и Центр воды и Уголок экспериментальной деятельности - книги познавательного характера, атласы; - тематические альбомы; - материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ; - природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; - медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. - сито, воронки - половинки мыльниц, формы для льда -приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы - клеенчатые фартуки, тряпки Музыкально-театральный уголок , в котором подобраны соответствующие пособия с использованием масок сказочных персонажей, пальчикового театра, кукол бибабо , музыкально – дидактические игры, музыкальные инструменты Уголок патриотического воспитания. В нем находятся: символика страны, области, родного города; альбомы с фотографиями родного города, столицы области, страны; литература по патриотическому воспитанию. Уголок творчества Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии. - схемы последовательного рисования предмета; - пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами; -картотека тематических книжек-раскрасок; - альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др; - картон, ткани, нитки, ленты; - акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; - пластилин, наборы для детского творчества; -инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска; - клеенчатые салфетки, банки, подставки Уголок « Познавательные игры» Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме. Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие. - дидактические игры по математике и развитию речи; - разрезная азбука; - набор цифр; - прописи; -задания на логику; В раздевалке имеется информативный центр для родителей: -работы детей «Мы творим»; -режим дня; - расписание деятельности; - рекомендации специалистов; -уголок именинника. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.