"Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".

Автор: Мусяева Венера Сибгатовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: БМКДОУ детский сад № 19 компенсирующего вида
Населённый пункт: город Березовский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями

здоровья.

ОВЗ –
ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие. Соответственно дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа детей с ОВЗ так же чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно- двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка. Психофизическое развитие - это понятие, содержащее в себе 2 важные, составляющие - психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку, полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие - это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния. Психическое развитие - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных
характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики. Принципы работы с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии в нашей стране основаны на дошкольной и специальной педагогике, а также на фундаментальных положениях отечественной общей, возрастной и специальной психологии о том, что личность – это целостная психологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, и др.) 
Принцип единства коррекции и развития.
Это означает, что целенаправленная коррекционная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений. 
Принцип единства диагностики и коррекции развития.
Цели и содержание коррекционной работы могут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребенка, его дифференциально-диагностического обследования. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики. 
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации
. Вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии, и направления на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами. 
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей

развития
. Определяет индивидуальный подход к ребенку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов. 
Принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия.
Позволяет оказать помощь ребенку и его родителям.. Выбор методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи. 
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода

в коррекционной работе
. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а так же того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для возраста
Последователи гумманистической психологии М.Максимов, У.Глассер, В.Саттир, Р.Кэмпбелл дают следующие рекомендации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: 1. Начинать разговор с ребенком с похвалы. 2. Не критиковать и не делать замечания в резкой форме. 3. Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом. 4. Предоставлять детям возможность сохранять престиж в глазах других людей. 5. Не приказывать, а говорить спокойно и понятно. 6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи. 7. Создавать детям хорошую репутацию. 8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой. 9. Добиваться того, чтоб ребенок был рад сделать то, что педагог ему предлагает. 10.Поощрять чувство предвосхищения и ожидания. 11.Первоначально давать доступные ребенку задания.