"Технологии открытого образования: образовательное путешествие!"

Автор: Изыгашева Нина Ефимовна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МОУ "Приозерная СОШ"
Населённый пункт: п.Приозерный, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Технологии открытого образования: образовательное путешествие!"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конструктор образовательного путешествия.

Этапы

путешествия

Содержание

деятельности

на этапах

Результат

деятельности

на каждом этапе
«Начало пути» Выбор идеи, формулировка проблемы, определение тем, целей задач, времени, заполнение ресурсной карты и маршрутного листа Были выбраны и сформулированы: Идея образовательного путешествия: самостоятельно предлагают путешествие из реального превратить в образовательное. Проблема: какие животные и растения обитают только на одном материке Цель путешествия: расширить знания о животном и растительном мире на материках. Задачи: 1.Найти и изучить материалы, имеющиеся по данной теме в Интернет- ресурсы. 2. Распределить роли в группах . 3. Провести анализ собственных имеющихся знаний о животном и растительном мире материков. 4. Обобщить материалы путешествия по материкам и представить свой продукт образовательного путешествия.. 5.Изучить возможности интерактивной доски по созданию презентации, синквейна, викторины и игры в SMART Notebook 2. «Работа на маршруте» Самостоятельная работа по маршрутным листам Найти информацию о животном и растительном мире, используя Интернет- ресурсы. Изучить возможности интерактивной доски SMART Notebook. 3. «Подведение итогов путешествия» Обобщение полученного материала, подготовка продуктов образовательного путешествия. Создать презентацию, синквейн, игру, викторину с использованием коллекции LAT 2.0 –RU

Технологическая карта занятия
Учебный предмет Биология Класс 5 Тип занятия «запуск» образовательного путешествия (начало пути) Тема занятия Жизнь на материках Педагогическая технология Технология открытого образования: образовательное путешествие Этапы занятия, его задачи Методы, приемы Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД 1.Мотивировани е к учебной деятельности -создать положительный эмоциональный настрой Прием «Ассоци ативный ряд» Предлагаю продолжить словосочетания своими ассоциациями:«Лето…каникулы… отпуск…» Акцентирую внимание на слове «путешествие» Какие ассоциации возникают у вас при слове «путешествие»? Но ,где бы вы не находились, встреча с животными и растениями произойдет обязательно. Насколько она будет приятна для вас? Как вы думаете, от чего это зависит? Готовы вы к ней? Предлагаю проверить готовность к встрече с природой здесь и сейчас. Продолжают ассоциативный ряд слов… Ассоциируют слово путешествие с поездкой, со встречей с кем-либо или с чем-либо Высказывают собственное мнение, слушают, соглашаются или нет с мнением других. Личностные: - формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу и способу решения учебной задачи. Коммуникативные: -развитие умения слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Комментарии: На данном этапе вводим обучающихся в учебную деятельность, создаем ситуацию успеха. 2.Актуализация и фиксирование затруднения Прием решения проблем Раздаю набор карточек с изображением животных и растений и предлагаю разложить их по принципу «знакомый Узнают животных и растения, называют. Испытывают затруднения при Познавательные: -выявление места и причины затруднения.
-определить область знания и незнания ной учебной ситуации «Опреде ление и расселен ие животны х и растений по материка м» -незнакомый». Сравните, какая группа больше? Предлагаю на контурной карте «расселить» известных животных и растений по материкам распределении. Сравнивают «знакомых» и «незнакомых», делают вывод о количественном различии групп. При распределении испытывают затруднения. Регулятивные: -развитие умения сравнивать, делать вывод, классифицировать. Коммуникативные: -учет разных мнений и стремление координации различных мнений в сотрудничестве. Комментарии :на этом этапе появляется проблемный вопрос 3.Построение проекта выхода из затруднения - выдвинуть идею образовательног о путешествия. Организ ация проблем ной беседы по результа там наблюде ний и предлож енным вопроса м Предлагаю проверить правильность распределения, проверяем по ключу. Почему не удалось полностью определить и расселить животных и растения? Какой можно сделать вывод? Как выйти их возникшего затруднения? Какой вариант был бы самым интересным? Акцентирую внимание на путешествии. Чтобы ликвидировать область незнания, сколько материков вы сможете посетить за время каникул? Как узнать больше с меньшими затратами? Проверяют по ключу. Отмечают недостаточность знаний Делают вывод: не всех животных и растения знают. Предлагают различные варианты выхода из возникшего затруднения. Называют различное количество материков, предлагают маршруты, средства передвижения. Предлагают путешествие из реального превратить в образовательное. Предлагают разделиться на Познавательные: -развитие умений осуществлять анализ, делать вывод Коммуникативные: -развитие умения приходить к общему решению в совместной деятельности, умение договариваться.
группы Комментарии урока :на этапе подготавливаем учащихся к работе в новых условиях(в рамках образовательного путешествия) и к использованию новых форм и методов получения и усвоения информации. 4.Начало реализации образовательног о путешествия -разделиться на группы по интересам -определить тему путешествия, цели и задачи, проблемный вопрос, время в пути. -заполнить маршрутный лист Организ ация побужда ющего диалога (заполне ние маршрут ного листа) Поддерживаю предложения детей, оказываю помощь при образовании групп Для любого путешествия важно не сбиться с маршрута. Организую заполнение «Маршрутного листа»(МЛ) «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Предлагаю прислушаться к словам опытного капитана Врунгеля, назвать наше образовательное путешествие и прописать название темы в маршрутном листе С какой целью мы отправляемся на материк? Что нужно сделать для достижения цели? Флора и фауна каждого из шести материков уникальна? С какими ее представителями вы встретитесь только на одном материке? Предлагаю продолжить заполнение Делятся на группы по интересам Работают в группе: выбирают название, записывают в маршрутном листе Формулируют цель :расширение знаний о животном и растительном мире на материках Формулируют задачи: собрать информацию о животных и о растениях. выявить особенности их обитания, обобщить информацию и презентовать результат работы . Формулируют проблему: какие животные и растения обитают только на одном материке? Регулятивные: -определение общей цели; -формирование умения самостоятельно планировать пути достижения цели, -формирование умения формулировать проблем. Коммуникативные: -формирование умения слышать и слушать друг друга, рассуждать, вести диалог
маршрутный лист: зафиксировать цель, задачи и проблемный вопрос . Как долго продлиться наше путешествие? Заполняют маршрутный лист. Обсуждают, предлагают путешествовать в течение одной недели. Комментарии: на данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих действий: ставят цель, задачи, строят план достижения цели, приходят к выводу, что образовательное путешествие – это процесс самостоятельного поиска и приобретения новой информации, впечатлений и эмоций. Самостоятельна я работа с самопроверкой по эталону Заполне ние ресурсно й карты Необходимо определить источники информации. Знакомлю с ресурсной картой Консультирую заполнение ресурсной карты. Предлагаю проверить заполнение по эталону . Заполняют ресурсную карту, задают уточняющие вопросы . Самостоятельно работают ,по завершении работы сравнивают с образцом(образец выведен на экран),оценивают полноту заполнения Регулятивные: -развитие умения оценивать правильность выполнения Комментарии :при проведении этого этапа учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа(заполнение ресурсной карты),осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. Рефлексия учебной деятельности на занятии Прием «парус» Акцентирую внимание на основные виды работ в рамках 1 этапа. Что сделали? Подвожу к выводу о завершении 1 этапа и переходу на следующий этап путешествия- работе на маршруте. Дети оценивают свою работу на 1 этапе образовательного путешествия. Регулятивные: -развитие умения соотносить цель и результат своего действия. Познавательные: -развитие умения строить сообщения в устной речи, осуществлять синтез как
составление целого из частей Комментарии: на данном этапе фиксируется новое содержание, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности. Намечаются дальнейшие цели деятельности (переход на 2 этап образовательного путешествия).