Актуальность программы "Тропинки" по отношению к ФГОС ДО.

Автор: Пахомова Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1494
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Актуальность программы "Тропинки" по отношению к ФГОС ДО.
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Актуальность программы «Тропинки» по

отношению к ФГОС ДО

Пахомовой В.В.,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д\с №2154, г.Москвы
Программа «Тропинки» разработана под редакцией В.Т.Кудрявцева, доктора психологических наук, профессора. Название программы расшифровывается, как Творчество Развивающее Образование Педагогические Инновации Новые Конструктивные Идеи. Программа предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребёнка с использованием многообразной палитры детских деятельностей, куда входят игра, изобразительное творчество, конструирование, восприятие сказок, умение, и общение и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками, от физкультурно – оздоровительного, до художественно – эстетического подхода. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребёнка. Программа «Тропинки» определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 7 лет и обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности. Данная программа является современной программой развивающего дошкольного образования и направлена на создание условий для общего психического развития детей 3-7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками проекта, как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребенка к началам человеческой культуры – познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической – у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии. В программе отражены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса – «Развитие культуры общения», «Развитие культуры познания», «Развитие культуры речи», «Развитие художественно-эстетической
культуры», «Развитие культуры движений и оздоровительная работа». Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же в программе есть подразделы, в которых подробно даны методические рекомендации: названия дидактических игр, материалы и оборудование, которое может быть использовано вовремя занятий и режимных процессах. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она направлена на разностороннее развитие ребёнка, как в психологическом, так и в педагогическом аспекте. Программа даёт ребёнку возможность плавно перейти к обучению в школе, с большим багажом знаний и умений Эта программа может быть использована в любом дошкольном учреждении: центрах развития ребёнка, в специальных детских клубах, так же её могут взять на вооружения и родители, занимаясь по ней с детьми в домашних условиях. Так же программа может быть адаптирована к любому региону с учётом специфики данного региона (климатической, национально – культурной, демографической). В разработке программы участвовало много специалистов с многолетним опытом с психолого – педагогическим образованием детей: Бакланова Т.И., доктор педагогических наук, Ушакова О.С., доктор педагогических наук, Глебова А.О., кандидат педагогических наук, Журова Л.Е., кандидат психологических наук и многие другие. Все участники разработки этой программы адаптировали свои разработки так, что бы они соответствовали ФГОС ДО. К программе «Тропинки» есть подробный Учебно - методический комплект, в котором подробно описаны все методические рекомендации, конспекты занятий. Из приведённых ниже занятий видно, что занятия проводятся в игровой форме, но при этом дети усваивают материал и задания выполняют правильно. Приложение 1. Конспект занятия по ФЭМП по программе «ТРОПИНКИ» во второй младшей группе: «День рождения Вини - Пуха». Программное содержание: Закрепить понятия количества: один- много, размера: широкий - узкий, длинный -короткий, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, понятие времени суток, счет до трех, умение группировать по
признаку, составлять простые фигуры из 2-3 частей. Материал: игрушка Вини-пух, воздушный шарик, маски, рули, Блоки Дьенеша в мешочках, наборы мелких игрушек и продуктов для игры «Магазин», кукла Маша; раздаточный: Д/и «Выложи фигуру», «Лабиринт». Методические приемы: эмоциональный настрой, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение. Ход занятия: Дети заходят в группу, держась за руки, становятся в круг: Собрались мы все вокруг. Я – твой друг и ты – мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! - Слышите, ребята? Кто-то стучится к нам… (Из окошка вылетает воздушный шарик, на его веревочке привязан конверт). - Шарик так быстро летел, так торопился, что письмо слегка порвалось. Давайте попробуем его прочесть, соединив все части. Сколько разорванных частей? А сколько получается целых картинок? Дети собирают «Вини -пуха». С обратной стороны воспитатель читает письмо-приглашение: «Дорогие ребята, Когда солнце будет высоко на небе, К обеду приглашаю вас К себе на День Рождения!» - Так, если Вини -Пух нас позвал к обеду… Ребята, а какое сейчас время суток: утро, день, вечер, ночь? Давайте вспомним нашу веселую разминку: Утром солнышко встает, Днем по небу катится, Вечером вниз упадет, Ночью вовсе спрячется. И так, если Вини -Пух нас приглашает тогда, когда солнце будет высоко на небе, то это будет…(день). А чтобы по быстрее добраться, мы пешком не пойдем, потому что можем не успеть. Кто-то из детей читает загадку: Не летит, не жужжит. Жук по улице бежит. Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автомобиль)
Воспитатель раздает маски машинами, рули. Все имитируют езду на машине. - Ребята, скажите, машины по какой дороге едут? ( по длинной, широкой). А пешеходы (по короткой, узкой)? Остановка «МАГАЗИН». - Давайте остановимся у магазина, чтобы выбрать подарок нашему имениннику. Ой! А магазин закрыт, продавец, кукла Маша, такая грустная. Что же случилось? Кукла Маша: - В магазине сломалась полочка, потом ее сделали, но, вот, все перепуталось: продукты с игрушками, овощи с фруктами, с пирожными. - Ребята, нужно помочь! Надо просто расставить все по местам. Игра «Найди лишний предмет». Кукла Маша благодарит за помощь детей и дарит волшебный мешочек (с Блоками Дьенеша). Проводится игра «Определи на ощупь геометрическую фигуру». - Ребята, а как вы думаете, почему он считается волшебным? Потому что из этих геометрических фигур мы сможем сделать сами, своими руками подарок для нашего Вини -Пуха. Игра «Выложи фигуру». Дети за столом выкладывают по образцу машинку, кораблик, домик. - Молодцы, какие оригинальные подарки получились! А теперь, посмотрите, на столе перед вами на листочке изображен лабиринт. Это путь до домика Вини - Пуха. - А вот и наш Вини- Пух!!! Давайте поздравим его с Днем Рожденья!!! И расскажем о том, как мы, добирались, в гости. Приложение 2 Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по программе «Тропинки» Тема: «Описательный рассказ по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: Связная речь: Учить составлять описательный рассказ по картине; включать в рассказ наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать антонимы для сравнения лошади с жеребёнком («большой – маленький», «сильный – слабый», «длинный – короткий»). Звуковая культура речи : Упражнять в умении произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.
Грамматика: Закреплять умение составлять предложения из заданных слов, самостоятельно менять их порядок; упражнять в «чтении» предложения после каждой перестановки слов. Материал: картина «Лошадь с жеребёнком» (из серии «Домашние животные»). Предварительная работа : беседа о домашних животных, лепка и рисование лошади, рассматривание альбома «Домашние животные». Словарь: длинноногая, гладкая, блестящая, грива, подковы стальные. Ход занятия : 1. - Ребята, я прочитаю загадку, а вы отгадайте о ком мы сегодня будим говорить. «Овса поела – снова за дело». - Почему вы думайте, что это лошадь? /Лошадь любит кушать овёс/. В: /Показывает детям картину «Лошадь с жеребёнком»/ - Кто нарисован на этой картине? - Какая лошадь? /Она большая, сильная, длинноногая/ - Какая у неё шерсть? \Гладкая, блестящая, короткая/. -У лошади красивая длинная голова, стоячие уши, между ушами чёлка, большие глаза, длинная шея, на шее грива. - Сравните лошадь с жеребёнком. - Чем они отличаются? \Лошадь большая и сильная, а жеребёнок маленький и слабый. У лошади длинный хвост, у жеребёнка короткий/. - Чем они похожи? / Шерсть у жеребёнка и лошади гладкая, блестящая, короткая/. - Какую пользу приносит лошадь? /Она перевозит грузы и людей/. - Расскажите мне про лошадь с жеребёнком. /Выслушать ответы двух детей/ . Воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Лошадь»: «Конь храпит, ушами прядёт, глазами поводит, удила грызёт, шею, словно лебедь гнёт, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей – чёлка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковы стальные. Садись и пошёл! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта юна, из ноздрей пар валит». - Как в рассказе описывается конь? Какими словами заканчивается рассказ?
Вызвать ещё двоих детей, чтоб они вставили в свой рассказ слова описывающие коня. - Молодцы! Какие интересные описания и сравнения лошади и жеребёнка вы составили. 2. Физминутка. Подвижная игра «Табун». Считалка: Конь ретивый с длинной гривой Скачет, скачет по полям тут и там! Тут и там! Сюда мчится он – выходи из круга вон! Выбрали «Волка», который сидит под кустом и спит. Девочки «загон» для табуна, мальчики «табун». Девочки идут в одну сторону, а мальчики в другую говоря слова: «Пастух, пастух, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони табун в поле, Погулять на воле!» Девочки садятся на корточки, табун выскакивает и гуляет прямым галопом. «Пастух» кричит: «Волк!» - все бегут галопом и запрыгивают в загон. Кого поймал волк, тот выбывает из игры. 3. Скороговорка. «От топота копыт пыль по полю летит». - О чём говорится в скороговорке? Давайте повторим её медленно, быстро, ещё быстрее . / Хором/. Теперь будем шепотом, тише, ещё тише. /Индивидуально и хором/. 4. Игра «Какое слово заблудилось?» Вызвать троих детей и каждому дать слова: 1 – встретил, 2 – жеребёнок, 3 – лошадь. - Назовите эти слова. Получилось предложение? /Нет/. - Правильно, не получилось, потому что слова «заблудились». Давайте поставим слова по порядку, чтобы получилось предложение. /Жеребёнок встретил лошадь/. - А если вместо слова жеребёнок поставить другое слово, то получится другое предложение. Подумайте, каким вы хотите его заменить? /Миша встретил жеребёнка./ Воспитатель следит, чтобы дети называли только одно слово, а не словосочетание. Если останется время заменить все слова, чтобы получилось новое
предложение/ 5. Итог. - Молодцы! Вы хорошо поработали. - Ребята, вам понравилась заниматься? - В какие игры мы играли? - Что было трудно выполнять? - А что легко? В заключении можно сказать, что в программе «Тропинки» нашёл реализацию один принцып развивающего обучения – единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Педагоги организовывают образовательную среду так, смена разных видов детской деятельности происходит для детей не заметно, но при этом дети получают знания в игровой форме, что у них вызывает ещё больший интерес получать знания и умения и навыки. Используются многие методические приёмы, с их помощью у детей развиваются предпосылки творческого и теоритического мышления, при этом дети получают самую главную способность к самостоятельному мышлению и саморазвитию. Так же нужно отметить, что программа «Тропинки» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО, и это только подтверждает её актуальность для использования в дошкольных образовательных учреждениях, а так же нужно понять, что дети, обучающиеся по данной программе будут полностью готовы к дальнейшему школьному обучению. И тем самым подтвердят преемственность между детским садом и школой.
Литература
1.Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. – М. : Вентана- Граф, 2014. -152с. 2.
Ушакова О.С.
Развитие речи детей 4–5 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –М.: Вентана-Граф, 2011. 3.
Султанова М.Н.
Путешествие в страну математики : дидактические игры для детей 3–4 лет : дидактические карточки, методическое пособие / М.Н. Султанова. – М.: Вентана-Граф, 2011.