Викторина "Край родной"

Автор: Мишина Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №205"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Викторина "Край родной"
Дата публикации: 26.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности

по патриотическому воспитанию

для детей подготовительной к школе

группы на тему:

Викторина « Край родной »

МДОУ «Детский сад № 205»

Ленинского района

г.Саратова

Воспитатель: Мишина О.А.


Задачи:

Образовательные:
Расширить представление детей о России, как о родной стране, нашем общем большом доме. Систематизировать представление о том, что для каждого человека малая Родина - это место, где он родился, где прошло детство. Обобщать и конкретизировать знания детей о родном крае, об истории Саратова, его достопримечательностях. Закрепить знание детей о прошлом и настоящем города.
Развивающие:
Развить интерес и стремление изучать, и знакомиться с родным краем. Развивать сообразительность, находчивость, творческие способности, навыки речевого общения. Память, активизировать словарь детей.
Воспитательные:
Воспитывать патриотические чувства, любовь к малой Родине, формировать интерес к познанию родного края.
Развивающая среда:
иллюстрации и фотографии достопримечательностей Саратова, изображение герба и флага России и Саратова, запись фонограмм, символический замок от города, эмблемы и медали для команд, продукты и товары, производимые предприятиями Саратова. Саратовский калач, Саратовская гармошка.
Предварительная работа
: Обзорная экскурсия по городу, посещение краеведческого музея, подбор информационного и иллюстративного материала детям совместно с родителями и воспитателем, беседы, рассказы о достопримечательностях, истории города.

Ход НОД:

Воспитатель с детьми, под музыку входят в зал. Приветствуют гостей.

Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихотворение: П.Воронько «Лучше нет родного края» Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? - Отвечал он, пролетая: - Лучше нет родного края!
Воспитатель: -
Ребята, а вы как считаете, прав ли журавль? Где же лучшая земля? (Ответ детей: Лучшая земля там, где ты родился, где ты живешь, где живут твои родители, бабушки и дедушки, друзья, наш д/с. Лучшая земля там, где наша Родина. Для нас с вами это наша страна Россия и наш родной город Саратов.)
Воспитатель: -
А вы любите свой родной город? (Да) - За что? (За то, что он красивый, чистый. В нашем городе строится много новых домов, д/с, школ, открывается много парков и детских площадок. В нем много театров, музеев, стадионов и др.. достопримечательностей).
Воспитатель
: - Вот сегодня мы и собрались в этом зале, чтобы поговорить о нашем родном городе, который мы любим и о котором мы много узнали за последнее время.
Воспитатель: -
Мне кажется, что еще гости к нам идут.
Под музыку входит царь Салтан со сватьей бабой Бабарихой.

Царь
(обращаясь к гостям): Ой, вы гости-господа, Долго ль ехали? Куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?»
Дети:
«За морем житье не худо; В свете ж вот какое чудо? Мост над Волгою лежит Град на берегу стоит. Со златоглавыми церквами
Улицами, площадями.»
Царь:
Коли жив я только буду, Чудный город навещу, И на Волге погощу.
Воспитатель:
- Здравствуйте, гости дорогие, здравствуй, царь-батюшка! Мы рады приветствовать вас у нас в гостях.
Царь: -
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие! Слышал я, что есть на Волге такой чудо-город - Саратов, но чем он славен, интересен и знаменит я не знаю, и очень хочу побольше о нем узнать. Думаю, мне будет нужен хороший гид (экскурсовод). Кто лучше всех знает свой город и сможет о нем рассказать?
Дети:
Мы все знаем! И любим свой город!
Воспитатель:
- Тогда я предлагаю провести конкурс (викторину) знатоков «Наш родной город - Саратов». А поможет нам в этом небольшая экскурсия по городу.
- Для этого мы разделимся на две команды:

1.Экскурсоводы.

2.Саратовцы.
- И посмотрим, какая команда лучше сможет рассказать о достопримечательностях г.Саратова.
Царь: -
Да, хорошая идея! А я за каждое правильно выполненное задание буду давать командам по медали. У какой команды их окажется больше, та и победит. Будет лучшим гидом для меня!!!
Воспитатель:
- Команды готовы стать гидами для батюшки-царя и его свиты?
Дети:
- Готовы!
Воспитатель: -
Тогда отправляемся в путь…
Задание 1 «Цепочка пословиц».

Воспитатель:
- Ребята, чтоб попасть в город Саратов, нужно пройти по мосту через Волгу, который соединяет два города - Энгельс и Саратов. Для этого нужно будет командам поочередно (по цепочке) называть пословицы о Родине и тогда мы сможем пройти. Пословицы: 1.Родная страна - мать, чужая - мачеха. 2.Человек без Родины, что соловей без песни. 3.Где кто родился, там и пригодился. 4.Всякая птица своё гнездо любит. 5.Вогла - всем рекам мать! 6.Дома и стены помогают. 7.Каждому свой край сладок.
8.Нет в мире краше Родины нашей!
Итоги конкурса подводит царь, вручая победившей команде 1-ю медаль.

Задание 2 «Замок от города».

Воспитатель:
- Вот и позади мост через Волгу. Чтобы продвигаться дальше, нужно открыть замок от города. Я думаю, что знаю, как его открыть, ключом от всех замков являются знания. Он откроется, если мы выполним все задания, написанные на ключах. Команды поочередно отвечают на вопросы.
Вопросы на ключах.

1
.Что означает названия нашего города Саратова? (Название г.Саратова произошло от 2-х татарских слов -«сары» желтый, красивый, «тау»- гора. «Сары-Тау» - жёлтая гора. И теперь эта гора называется Соколовая гора.
2
.Какого цвета флаг «Саратовской губернии» (2/3 белая полоса, 1/3красная, на белой части изображен герб города).
3
.Что изображено на гербе г.Саратова? (На голубом фоне изображено 3 стерляди головами к центру, это говорит о богатом рыбном промысле). Стихотворение Н.Палькин «Город волжской судьбы». Любимый город – волжская судьба. Цвет голубой старинного герба, Щит голубой, три стерляди на нем Нам говорят о промысле твоем. Был тяжек труд во глубине веков, Но укреплял Россию твой улов Под сенью незабытого герба… Любимый город – волжская судьба.
4.
Назовите реку, ставшую колыбелью г.Саратова? И расскажите стихи о ней (Это великая русская река Волга.) Стихотворение Н. Палькин «О Волге». Из всех, пожалуй, рек на свете Тебе нет равных по судьбе. Семь тысяч рек, совсем как дети, Не от тебя бегут, к тебе. Беря начало в зорях алых, Как бы на самый высший суд Семь тысяч рек больших и малых Тебе все лучшее несут. Они к тебе от века рвутся, Совсем как к матери родной, Чтоб напоследок обернуться Твоей высокою волной.
Стихотворение З. Александрова «Волга». Вот и вьюга сегодня примолкла, Присмирев, улеглась на покой. Просыпается солнце за Волгой, За великою русской рекой. Волга дремлет, молчат пароходы, И не видно сигнальных огней. Сколько грузов и сколько народу Проплывало недавно по ней! Как буксиры тут бегали бойко, Отражаясь в воде голубой, По реке на великие стройки Караваны ведя за собой!
Музыкальная пауза «Песня о Родине».

5
.Назовите районы г.Саратова? В каком из них находится наш детский сад? (В Ленинском, еще есть Кировский, Заводской, Октябрьский, Волжский, Фрунзенский)
6.
Назовите театры г.Саратова? (ТЮЗ, Театр Оперы и Балета, Кукольный театр «Теремок», Театр Русской комедии, театр Драмы).
7.
Нозовите любимые места отдыха горожан? (Набережная Космонавтов, Проспект Кирова, Цирк Бр.Никитиных, Ипподром, Городской парк, парк «Липки», парк Победы на Соколовой горе, Детский парк, Саратовский пляж, музей им. Радищева, Краеведческий музей, Консерватория, Театры и т.д.)
Воспитатель:
Давайте прочтем, какое слово получилось из букв на замке -«САРАТОВ». Вы выдержали испытания, и замок открылся.
Царь подводит итог этого конкурса.
Под русскую народную мелодию команды идут по городу. Подходят к столу, где расположены иллюстрации костюмов народов, проживающих в Саратовской губернии.
Задание 3 «Чей костюм».

Воспитатель: -
В следующим конкурсе вы должны определить, какому народу принадлежат эти костюмы?
Команды называют костюмы (Русский, Татарский, Чувашский,

Мордовский, Поволжских Немцев)

Воспитатель:
- Молодцы! Все костюмы правильно назвали! Давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай!».

Татарская народная игра «Тимербай!»

Царь подводит итоги задания, вручает медали.

Задание 4 «Угадай-ка».

Воспитатель:
- Следующее задание называется «Угадай-ка». Перед вами две картинки, закрытые карточками с цифрами. Вы должны определить и назвать, какая достопримечательность г.Саратова скрывается за этими карточками, и рассказать о ней. Для команды « Экскурсоводы» - картинка с видом Саратовского Академического театра Оперы и балета. Для команды «Саратовцы» - картинка с видом Саратовской Консерватории им. Л.Собинова. (Саратовский академический театр оперы и балета. Он является одним из старейших в Саратове и России. Театр отличает богатый классический репертуар, там ставятся много опер и балетов, в том числе и для детей. Такие как «Кот в сапогах», «Морозко», «Остров сокровищ» - оперы. Балеты: «Белоснежка и 7 гномов», «Щелкунчик», «Снежная королева», «Дюймовочка».) (Саратовская консерватория им.Собинова, один из старейших музыкальных ВУЗов страны. В разные годы здесь выступали с концертами великие певцы, музыканты и композиторы. Здесь учатся студенты, будущие оперные и народные певцы, музыканты, дирижёры, пианисты и др.исполнители, актеры театров и музыковеды. В 2012г. Саратовской Государственной Консерватории исполнилось 100 лет.)
Воспитатель:
- Молодцы обе команды! Вы, действительно, знаете архитектурные памятники родного города.
Царь подводит итоги, вручает медали.

Задание 5 «Реставраторы».

Воспитатель: -
А сейчас, я приглашаю всех в реставрационный зал (звучит звон колоколов). По маленьким кусочкам - фрагментами, вы должны восстановить картину. Попробуйте себя в роли реставраторов. Для команды «Экскурсоводы» - Троицкий собор - архитектурный памятник неизвестного зодчего. Для команды «Саратовцы» - церковь «Утоли мои печали».
Царь:
- Какие молодцы!
Царь подводит итоги, вручает медали.


Воспитатель:
- А знаете ли вы ребята, чем богат наш город?
Задание 6 «Богатства Саратова»
- Давайте пройдем к столам, где разложены продукты и различные товары. И вы найдете ответ на этот вопрос. На столах разложены: рыба, мебель, конфеты, майонез и маргарин, хрустальная ваза, молоко и масло, электроприборы, холодильник, хлеб и хлебобулочные изделия. Члены команд поочередно берут предметы и рассказывают о них. На каких предприятиях г.Саратова их производят (мясокомбинат «Дубки», завод СЭПО, Жировой комбинат, Конфетная фабрика «Конфешн», молочный комбинат, мебельные фабрики, завод «Алмаз», «Контакт», хлебокомбинаты Саратова)
Воспитатель
: - Ну что, царь-батюшка, нравится тебе наш Саратов? Интересно тебе с нами на экскурсии?
Царь
: - Очень нравится! Молодцы, ребята! (отдает медали). Вот думаю, не поселится ли мне в вашем городе! Ну, очень здесь красиво!!!
Баба Бабариха
: Ну подумаешь -экскурсия интересная! Кто нас этим удивит? Град над Волгою стоит. Правда это или лгут: дива я не вижу тут! В свете ж вот какое диво! Вот идет молва правдиво, Хочешь смейся или плачь Слышала я про калач! Знаменит он на весь мир, И украсит царский пир!
Царь
: Надо же? (Удивляется.)
Воспитатель:
- Да, царь – батюшка, мы с ребятами, конечно же, знаем об этом диве, потому что калачи пекут в нашем городе. И купить Саратовский калач можно только у нас в Саратове. А вот и он полюбуйся!
Выносят калач.
- Секрет приготовления этого пышного с румяной корочкой калача очень прост. Нужно особое колдовство над тестом, умелые руки и высокосортная мука.

Стихотворение «О саратовском калаче».
И прежде чем он появился На завтраке в доме твоем Над ним землепашец трудился Над ним колдовал агроном И пекарь в пахучее тесто И дрожжи, и душу вложил В печи отыскалось место И дело огонь завершил. И вот он выходит на сцену Итоги рабочих удач Имеющий малую цену Бесценный пшеничный калач.
Баба Бабариха
: Эка невидаль – краюха! Не коснётся она слуха. На пиру нужна гармошка! Что б играл на ней Ермошка! Колокольцами звенел, С переливами бы пел. Слышала, что есть такая, Только где она не знаю?
Царь:
(Злится) Ты не знаешь! Знаю Я! Здесь вот рядом та земля! Град Саратовом зовётся, Тайну выдать мне придется. И калач тот и гармошка Здесь в Саратове живут, Кормят, пляшут и поют…
Баба Бабариха
: - Ой,ой, не гневайся, царь-батюшка! Больше не буду!
Воспитатель:
- Да ты прав, царь-батюшка, одним из исторических символов нашего города является Саратовская гармошка (показывает).
Ребенок:
- Саратовская гармошка - народный музыкальный инструмент, который делался только в нашей Саратовской губернии. Главное её отличие – колокольчики. Они придают гармошке необычный тембр звучания,который и прославил ее на все Россию.
Воспитатель:
(Вот послушаете её звучание…) Не так давно на пр. Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармошки. В определенные часы он проигрывает народные мелодии и напоминает об историческом символе г.Саратова-гармони.

Царь подводит итоги:
- Молодцы ребята. Так много интересного и познавательного мы с бабой Бабарихой узнали о вашем г. Саратове. - Обе команды отлично справились с заданиями. Давайте посчитаем ваши медали. Победила дружба! Хочу обеим командам подарить памятные призы (книги). Вы оказались настоящими знатоками и можете быть гидами любому гостю нашего города. Спасибо! Наверное, останемся жить в Саратове.
Воспитатель:
- Мы будем рады! Спасибо, царь-батюшка, за добрые слова. Ребята хотят порадовать тебя веселой песней о гармошке и, конечно же, угостить пышным, с румяной корочкой калачом!!!
Песня «Гармошка»
Дети уходят в группу вместе с гостями пробовать калач.

Литература.
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. – ил. – (Внимание: дети!). 2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991. 3. Во славу Отечества: (к 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.): [сборник] / Администрация Красносел. р-на Санкт-Петербурга. Совет ветеранов р-на, Акад. Воен.- ист. Наук (С.-Петерб.Отд-ние); [ ред. – И. Д. Ходанович, проф., акад. Акад. воен.-ист. наук]. – СПб.: Береста, 2005. 4. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А. В. Кенеман; Под ред. Т. И. Осокиной – М.: Просвещение, 1988. 5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л. А, Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 6. Зацепина М. Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Истоки русской народной культуры в детском саду. / Авт.-сост. И. Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 8. Крылова Н. М., Иванова В. Т. Детский сад – Дом радости. Научно- методические пособия для специалистов дошкольного и предшкольного образования, воспитателей групп полного и кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, домашнего воспитания ребёнка. /Н. М. Крылова, В. Т. Иванова; Перм. Гос. Пед. Ун-т.- Пермь,2011. 9. Кутьина Н. Б. Программа «Ребёнок в ХХI веке. Воспитание культурой». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 10.Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г. Н. Гришина. – М.: ТЦ «Сфера», , 1997. – (Серия «Вместе с детьми»). 11. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 12.Очерки истории Красного Села и Дудергофа. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 2007. Под редакцией АтапинаС.С.