"Гжель"

Автор: Бурак Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества № 4
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: конспект
Тема: "Гжель"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Схема конспекта занятия

Педагог: Н.Н.Бурак

Тема
: ГЖЕЛЬ
Возраст воспитанников 6-7
лет
Тип занятия
: обобщение ранее изученного материала.
Цель занятия:
создание условий для личностной самореализации каждого воспитанника в процессе изучения темы «Гжель», проведение диагностирования обученности воспитанников Комплексе раннего эстетического развития.
Задачи занятия
-
Предметные:
 Расширение познавательной сферы воспитанников через анализ культуры народных промыслов.  Выполнение композиции на заданную тему.  Формирование графических навыков работы.
Метапредметные)
:  Развитие логического мышления, памяти через использование проблемных вопросов и заданий;  Развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия, в том числе и ИКТ;  Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов занятия и самоанализа собственных достижений на нём.  Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанника через представление собственных достижений на занятии,  Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию фронтальной работы на занятии.
Личностные
:  Воспитание уважительного и бережного отношения к труду;  Формирование способностей к преодолению трудностей, развитие у воспитанников чувства собственного достоинства, умения ориентироваться в социальной среде;  Развитие эстетического вкуса воспитанников, формирование у них чувства прекрасного при просмотре презентаций по темам: «Гжель», «Технология изготовления гжельской посуды»;  Привитие навыков здорового образа жизни.
Оборудование и технические средства обучения: ПК, флипчарт.

Наглядные пособия:
Презентации по теме,
Ключевые слова: гжель, посуда, глина, народный промысел.

Рабочие материалы для обучающихся: бумага, фломастеры, шаблоны для ответов, стикеры.

Материалы и оборудование, используемые педагогом:
Магнитно-маркерная доска, ПК, магниты.

Этапы работы

Содержание этапа

(деятельность педагога)

Деятельность детей

Оценка

эксперта (по

базовым

педагогическим

компетенциям

и уровню

владения

учебным

материалом)
1.
Организационный момент
: - старт занятия; - установление взаимодействия между всеми субъектами на занятии; мотивация учебной деятельности. Цели для обучающихся: - настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально) Цели и задачи для педагога: - создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии; - включить всех воспитанников в работу Методы организации работы: - активные методы обучения: игра «приветствие в национальных традициях» и игра «зубы и крылья» Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. Приветствие, создание эмоционального настроя на работу -Здравствуйте,дети! Мы сегодня с вами постараемся воссоздать атмосферу русского дома, поэтому поздороваемся, как в старину, с поклоном. Объявление темы занятия. Выяснение ожиданий и опасений. Занятие начнем с того, что определим наше настроение: у вас у каждого два листочка (стикеры), а у меня большая кастрюля (нарисована на флипчарте). Давайте сложим туда свое настроение, у кого оно прекрасное, тот приклеит розовый листочек, а у кого не очень – синий и пусть пока варится наш «КОМПОТ» . Воспитанники приветствуют друг друга в соответствии с обычаями страны: Воспитанники пишут свои ожидания и опасения и прикрепляют их большую картинку, на которой изображены тропические заросли ( флипчарт). Педагог оценивает, насколько хорошо воспитанники знают русские обычаи. Педагог имеет возможность оценить общий настрой группы и дальнейшем скорректировать занятие. Воспитанники, определив свое настроение, внутренне нацеливают себя на преодоление трудностей и достижение результата.
2.
Актуализация знаний.
Цель для обучающихся: - развивать мыслительную деятельность в ходе просмотра новой для обучающихся презентации; -продемонстрировать знания и умение работать с ИКТ. Цель для педагога: -включение воспитанников в активную познавательную деятельность через использование АМО - оценивание уровня практической подготовленности воспитанников, коррекция их знаний, мотивация на активное восприятие материала; -развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития воспитанника через представление собственных знаний; - развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Методы организации работы: - мини -викторина Формы организации работы: фронтальная беседа, коллективная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия. -А теперь мы освежим в памяти, то, что изучали ранее. Смотрим презентацию и в ходе демонстрации детям задаются вопросы: - какие народные промыслы вы знаете? -почему промысел называется народным? -из чего изготовлена гжельская посуда? - какие особенности есть у гжельской посуды? -какой основной элемент гжельской росписи вы знаете? - какие еще элементы используются в гжельской росписи? - какой цвет росписи у гжельской посуды? - как мастер определяет целостность гжельской посуды? . Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы Педагог имеет возможность не только смотивировать детей на проведение диагностики, но объяснить новые термины для тех, кто отсутствовал в предыдущие занятия.
Методы мотивирования учебной активности обучающихся: смена видов деятельности, использование различных методов и приемов, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам. 3.
Повторение пройденного материала.
Цель для обучающихся: - взбодриться перед выполнением диагностики; - совершенствовать умение слушать и слышать педагога в процессе выполнения индивидуального задания. Цель для педагога : -создание комфортной обстановки для проведения диагностики. - развитие у воспитанников метапредметных знаний (универсальных учебных действий (познавательных) через выполнение заданий, связанных со
Для активизации внимания перед проведением

диагностики проводим игру «Электрическая

цепь»
Проведение: Участники делятся на две равные группы и становятся друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки. В начале этих цепей на равном расстоянии ставится стол и на него кладется предмет. В конце, на равном расстоянии стоит ведущий и держит за руку последнего участника из каждой цепи. Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних участников каждой цепи. Получив сигнал от ведущего, участник должен сжать руку своему соседу. Таким образом, Дети играют. Создание комфортной обстановки и активизация внимания детей перед выполнением задания.
сравнением, анализом, классификацией, обобщением. Методы организации работы: использование проблемных вопросов и заданий. Формы организации работы: индивидуальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: -умение сконцентрироваться и показать свои знания. Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу: - заинтересованность в работе. сигнал передается по всей цепи. Задача, чтобы сигнал был быстрее передан в начало цепи первый, стоящий у стола участник, получив сигнал должен ухватить, лежащий на столе предмет. Та цепь (команда), которая более слаженно и быстрее передаст сигнал – побеждает. Можно повторять несколько раз.
Проведение диагностики.
Теоретическая часть. Воспитанникам предлагается викторина, которая содержит теоретические вопросы по пройденным темам. Вопросы выстроены таким образом, что дать быстро правильный ответ можно лишь имея фактическое знание материала. Викторина раздается в виде карточек, которые дети заполняют. Самостоятельная работа по карточкам. Анализ диагностики педагогом производится после занятия. 4.
Закрепление учебного материала
. Цель для обучающихся: - снять усталость и напряжение, расслабиться Цель для педагога: -подготовить воспитанников к последующей интенсивной творческой работе. Цель для обучающихся: - определить уровень освоения материала;
Выполнение упражнений на релаксацию после

выполнения индивидуального задания.
«Сядьте удобно на стуле, закройте глаза. Перенеситесь мысленно на берег моря, Послушайте, как оно шумит, представьте, как набегает волна. Посидите, посмотрите, послушайте, отдохните…»
Уровень практических навыков и умений

отслеживается по творческой работе

«Гжельская роза»

Практическая работа
Дети выполняют упражнение на релаксацию. Педагог включает звук набегающих волн из цикла «Звуки природы»
- научиться с первого предъявления принимать задание педагога, активно включаться в его выполнение. - научиться творчеству в процессе индивидуальной работы. - выполняя творческое задание, расширить собственные знания по данному вопросу, научиться выражать свое мнение по заданной теме. Цель для педагога: - в процессе применения ИКТ технологий проверить уровень усвоения воспитанниками новых знаний; - используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению материала. Методы организации работы: -опрос; - индивидуальная практическая работа Формы организации работы: индивидуальная Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - выполнение задания с учетом пропорций изображаемого; - удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний. Методы мотивирования учебной активности обучающихся: - создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность воплотить свою идею в - Беседа по ТБ. -предлагаю вам закончить ранее начатую творческую работу Контроль полученных ранее знаний: -какой цвет характерен для гжельской росписи? -какие новые слова вы сегодня узнали? -какие элементы гжельской росписи вы знаете? Воспитанники отвечают на поставленные вопросы. Дети выполняют практическую работу, при необходимости обращаются за помощью к педагогу. Анализ творческих работ выполняется педагогом после занятия. Уровень креативности и учебно- коммуникативны е навыки отслеживаются педагогом в течение занятия и проставляются педагогом в диагностической карте.
эскизах. -После завершения работы приведите в порядок свои рабочие места. Воспитанники приводят свои рабочие места в порядок. 5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель для обучающихся : -обобщение результатов деятельности обучающихся по теме; -выяснение впечатлений; - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений . Цель для педагога:
-
оценить уровень освоения воспитанниками образовательной программы; -отметить «узкие» места в образовательной программе по данной теме, там, где обучающиеся испытывают определенные трудности с целью дальнейшей корректировки программы. -Давайте возвратимся к нашей «кастрюле с компотом», давайте наклеим наверх кастрюли наши листочки с нашим настроением и посмотрим, что получилось. -Все ли получилось, что мы хотели сделать? - Что особенно было трудно? - легко ли теперь нам на следующем занятии рисовать иллюстрацию к сказке «Теремок»? Педагог подводит итоги занятия. -Мне понравилось с вами работать. Вы сегодня хорошо поработали, -Спасибо, до свидания! Дети делятся своими впечатлениями. Предполагается, что настроение детей улучшается после выполнения задания. Ответы детей: да, получилось, легко. Педагог имеет возможность оценить уровень базовых компетенций обучаемых.
Приложение№1
Диагностика уровня обученности обучаемых КРЭР
По направлению деятельности: «Изобразительная деятельность»
Обобщение по пройденной теме «Гжель».

Теоретические знания
. Викторина Вопросы по презентации «Гжель» Вопросы викторины выстроены таким образом, что правильно могут лишь те воспитанники, которые в полном объеме смогли освоить подразделы образовательной программы «Прикосновение», в данном случае это темы: «Промыслы Россиии». Правильные ответы обводятся красным фломастером на карточке диагностики.
Практическое задание.
Выполнить творческую работу на тему «Гжель» Придумать название своей творческой работы. Используются различные виды изобразительной техники и разнообразные материалы. Обучаемым предоставляется полная свобода в выборе темы, материалов, способов изображения. Все критерии соответствуют заложенным в авторской программе «Прикосновение» критериям обученности по срокам обучения. Фамилия обучающегося _______________________________________________________________
.Теоретические знания. № ВОПРОС ОТВЕТ Количество баллов итого 1. Каким цветом выполняют гжельскую роспись 2. Из какого материала изготавлива ют гжельскую посуду Из стекла Из дерева
Из глины
3. Найдите основной элемент гжельской росписи
4. Обведите основной элемент гжельской росписи 5. Найдите изделие гжельского промысла
КАРТОЧКА УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ ____________________________________________________ КРЭР 2015/2016 УЧЕБНЫЙ ГОД, группа _________ Педагог дополнительного образования Надежда Николаевна Бурак Область диагностирования Количество полученных баллов Дата проведения диагностики Фамилия, имя, отчество эксперта Теоретические знания Практические навыки и умения Уровень креативности Уровень учебно-коммуникативных и организационных умений и навыков ИТОГО