Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного диалога. Из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК"

Автор: Бурак Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества № 4
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного диалога. Из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентство РИК"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Война и мир в контексте межконфессионального и этнокультурного диалога. Из опыта работы образцового коллектива «Модельное агентство РИК»
Автор педагог дополнительного образования Бурак Надежда Николаевна
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в детское самосознание. В образцовом коллективе «Модельное агентство РИК» насчитывается около 12 национальностей: русские, украинцы, белорусы, евреи, армяне, азербайджанцы, дагестанцы, и др. Это только те национальности, которые открыто заявили о своей принадлежности к какому – либо культурному этносу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей. Гуманистическая педагогика ориентирует нас на изменения самой личности, связанное с самопознанием и самоопределением. К этому подводит нас и возросший в детской среде эгоцентризм, т.е. желание видеть мир через призму своих собственных интересов. В большинстве случаев дети не понимают, что перед ними иная культура и с иной, своей собственной логикой мышления и поведения. В творческом объединении «Модельное агентство РИК» на протяжении 7 лет обучения воспитанники постепенно знакомятся с культурой и историей народов бывшего СССР, а также народов мира. Курс истории костюма, заложенный в авторской программе обучения, предполагает изучение истории, культуры и влияния этнокультурных установок на стиль поведения человека, что в конечном итоге, как в зеркале, отражается в народном, национальном костюме. На первое место выходит работа педагога не столько над проблемой расширения и углубления знаний школьника о других культурах, сколько над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности собственного понимания иных культур. Педагогу необходимо пробудить его сомнение в адекватности его понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он
заставляет воспитанника осознать и источник этого непонимания – иную логику мышления. Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагога - организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы ребята были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их поло- жительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением. Наконец, педагог организует осмысление воспитанниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их с помощью создания коллекций моделей одежды, где происходит органичный сплав приобретенных знаний по культуре и истории определенного этнического направления, музыкального, фольклорного сопровождения и ярко выраженной стилистики этого направления. Таким ярким примером могут служить фольклорные коллекции моделей одежды, созданные в творческом объединении «Курочка Ряба», «Славянский базар», «В ритмах Африки», «Легенда о Покахонтас -Матаоке». Параллельно с основной деятельностью, связанной с пошаговым разворачиванием межкультурного диалога и превращением его во внутренний диалог ребенка, мы стараемся выполнить и дополнительную, вспомогательную функцию дополнительного образования. Она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умениями критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.