Урок- лабораторная работа "Задачи на движение по воде"

Автор: Кочнева Ольга Евгеньевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Мурманский академический лицей"
Населённый пункт: Город Мурманск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок- лабораторная работа "Задачи на движение по воде"
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Открытый урок по математике в 5 классе по теме

«Задачи на движение по воде»

Составила:
Кочнева Ольга Евгеньевна, учитель математики МБОУ МАЛ.
План открытого урока
Учитель: Кочнева Ольга Евгеньевна Предмет: математика
Класс: 5, учебник
Математика 5 класс А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир
Тема урока: Задачи на движение по воде
Место урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цели урока:
� Образовательные: -Формирование способности к решению задач на движение по реке, повторение соответствующих формул зависимостей между величинами - Продолжать формирование навыка устного счета и рациональных вычислений - Продолжать формирование навыков действий с десятичными дробями.  Развивающие: - способствовать развитию психических процессов: анализа и синтеза, зрительного внимания, оперативной памяти.  Воспитательные: - воспитание активности, взаимопомощи, чувства сотрудничества; - развитие познавательного интереса к предмету через использование межпредметных связей; - способствовать развитию коммуникативной культуры; - показать практическую направленность математических знаний
Личностные:
 Понимания смысла поставленной задачи;  Развитие познавательного интереса, умения переносить знания в новые условия;  Формирование умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;  Развитие внимания, памяти, логического мышления;  Формирование умения провести самооценку.
Метапредметные:
 Анализировать и осмысливать текст задачи;  Извлекать необходимую информацию;  Строить логическую цепочку рассуждений;  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;  Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;  Критически оценивать полученный ответ;  Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию;  Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные:
 Повторить понятие "скорость по течению реки" и "скорость против течения реки";  Использовать знания о зависимостях между величинами: скорость, время, расстояние при решении текстовых задач.
Технология изучения темы

Этап 1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Добрый день, ребята и уважаемые коллеги! «Три пути ведут к знанию: путь размышления - этот путь самый благородный, путь подражания - этот путь самый лёгкий и путь опыта - этот путь самый горький». Конфуций Сегодня на уроке мы будем делать опыты и размышлять при решении математических задач. Учитель: Наступила весна. Солнце растопило снег. Появились лужицы, побежали и зажурчали ручейки. (видеофрагмент)
Этап 2. Самоопределение к деятельности.
И вам, я думаю, после этих стихов захотелось под солнышком попускать кораблики и плотики в ручейках и лужицах. Но поплывут ли кораблики и плотики? Хотелось бы знать ответ на этот вопрос и мы постараемся на него ответить в конце нашего занятия. Какой процесс вы наблюдали в нашем видеоролике? Какие величины характеризуют движение? Сформулируйте тему нашего урока? Ученики: Задачи на движение по воде. На рабочих листах запишите тему урока. Учитель: Какую цель поставим на уроке? Ученики: цель: более полно овладеть технологиями решения задач на движение по воде. Что нам необходимо вспомнить для достижения цели урока? (связь между скоростью, временем и расстоянием). А поможет нам в этом выполнение следующего задания. Итак, надо соотнести задачу и формулу для решения, объяснив, почему именно эта задача соответствует данной формуле Задачи 1. Крейсер проплыл 180 км со скоростью 60 км/ч. Сколько времени он затратил? Задача 2. Какой путь прошёл теплоход за 3 часа, двигаясь со скоростью 35 км/ч? Задача 3. Моторная лодка проплыла по реке расстояние 7,2 км за 2 часа. С какой скоростью шла моторная лодка по реке? Формула А. S=V t Формула В. V=S: t Формула С. t=S: V Ученики: заполняют таблицу (ответ)
Задача 1. Задача 2 Задача 3. Формула А. Формула В. Формула С. Учитель: Теперь потренируемся находить неизвестную величину, используя данные формулы. Какую формулу использует, сколько получилось? Величина S 124 595км 4320км V 62 км/ч 28 км/ч t 7ч 6ч 3ч
Этап 3. Локализация затруднений (целеполагание)
Движение по воде отличается от движения по суше. Скажите, что важно знать, работая с движением объекта по воде? (Водоем, в котором происходит движение) Вернемся к корабликам и плотикам, к сожалению, у них нет моторчиков, а значит, и движение в водоемах у них будет происходить по особенному? А как оно будет происходить, поможет нам выяснить выполнение лабораторной работы. Давайте назовем эту часть урока исследовательской? И исследовать мы будем особенности движения плота в различных ситуациях.
Итак, тема лабораторной работы: «Изучение особенностей движения и определение скорости

объекта в различных ситуациях»

Цель работы:
отработать нахождение скорости объекта, изучить особенности движения тела при внешних воздействиях Для выполнения работы нам необходимо оборудование Какое оборудование вы видите на своих столах? А еще у вас на столах лежат инструкции по выполнению работы и ответные листы, в которые вы будете записывать выводы и заносить полученные значения, ознакомьтесь с ними. Далее представитель от группы занесет полученные результаты в сводную таблицу. При выполнении работы измерение длины пути плота проводится без учета длины самого объекта, так как в курсе физики линейными размерами объекта по сравнению с пройденным расстоянием можно пренебречь.
Ход работы:
Выполним первый опыт «Плот и вода»: Внимательно прочитайте инструкцию Приступите к выполнению опыта 1. Опустите «плот» в воду и понаблюдайте за ним 2. Ответьте на вопросы в ответном листе Как называется такое движение? Какие выводы вы сделали ребята? А как заставить плотик поплыть в лотке? (ответы учащихся) Он поплывет только в том случае, если мы его подтолкнем или если подует ветер. А что может заставить плыть лодку в озере? (мотор или весла). Как найти скорость лодки, если известно расстояние и время.
На движение объекта в стоячей воде действуют различные внешние факторы. Перейдем ко второму опыту «Плот, вода и ветер» и понаблюдаем, как действует на плотик наше дуновение. 1. Внимательно ознакомьтесь с инструкцией. 2. Расскажите, как вы будете проводить опыт. 3. Выполните опыт и проведите необходимые измерения. 4. Запишите в ответный лист ответы на вопросы. 5. Полученные значения скорости занесите в таблицу ответного листа и сводную таблицу на доске. Какую скорость вы определили? Третий опыт называется «Плот, вода и «волшебный магнит»». А вы знаете, что такое магнит? Если говорить упрощенно, то магнит - это тело, которое умеет притягивать железо. 1. Внимательно прочитайте инструкцию. 2. Кратко опишите свой опыт. 3. Выполните опыт и проведите необходимые измерения. 4. Запишите в ответный лист ответы на вопросы. 5. Полученные значения скорости занесите в таблицу ответного листа и сводную таблицу на доске. Какую роль сыграл магнит в движении плота? Как можно назвать найденную скорость? В нашем опыте магнит играл роль двигателя. Магниты являются одной из составных частей в электрических двигателях постоянного тока, которые нашли широкое применение в робототехнике. Исследователи пытаются создать магнитный двигатель – его еще называют вечным. Вы познакомитесь с магнитами и магнитным полем, различными видами двигателей на уроках физики. Но и наше сегодняшнее маленькое открытие будет очень важно для нас в дальнейшем. Давайте посмотрим нашу таблицу. У вас получились разные значения? С чем это связано? Это произошло, потому что вы по - разному воздействовали на плот. Так происходит и в реальных ситуациях. На корабль, лодку или плот могут воздействовать различные внешние факторы, которые изменяют скорость движения объекта. Ну вот допустим, как двигается плот или кораблик по реке? ( В реке течение помогает или мешает движению кораблика). Как называется это движение? По течению и против течения реки. Давайте вспомним основные понятия движения по течению и против течения. 1) Как определить скорость движения плота по реке Ответ: как скорость течения реки. 2) На путь из А в В корабль затратил 1ч 50 минут, а из В в А -2 ч. В каком направлении течет река? Ответ: из А в В 3) Что такое скорость течения? Ответ: На какое расстояние относит река предмет за единицу времени. 4) Как определить скорость катера по течению реки? Ответ: как сумму скорости собственной и течения Vпо т =Vсоб +Vт 5) Как определить скорость катера против течения Ответ: как разность скоростей собственной и течения Vпротив т =Vсоб –Vт
Как найти скорость течения реки, если известна скорость катера по течению и скорость катера против течения. Vno теч — Vnp. теч = 2 Vтеч. Vтеч = (V по теч - Vnp. теч ): 2 ( Формулы на доску и в тетрадь) Вы молодцы, замечательно потрудились, узнали много нового, провели отличные опыты как настоящие исследователи. Но не забудем главное, все исследователи умеют очень хорошо решать задачи, и теперь мы переходим ко второй практической части нашего урока.
Этап 4. Учебно-познавательная деятельность. Решение задач. Работа в группах.
Задание №1 Вам необходимо найти неизвестные величины, записать ответы в отдельные таблицы, обменяться с другой группой и проверить задания у своих товарищей. Определите скорости и заполните таблицу: V С. Vтеч. Vпо теч. Vпр.теч . 1 12 км/ч 3 км/ч 2 23 км/ч 25 км/ч 3 24 км/ч 20 км/ч 4 4 км/ч 17 км/ч: 5 5 км/ч 18 км/ч 6 42 км/ч 34 км/ч * - при решении п.6 смотри рис.2. Ответ: 1) 15 и 9; 2) 2 и 21; 3) 4 и 28; 4) 13 и 9; 5)23 и 28; 6) 38 и 4. Каждой группе предлагаются для решения задачи и учащиеся по мере выполнения защищают свои решения у доски.(выполняют маркером на больших листах) Задание №2 Собственная скорость лодки 15 км/ч. Идя по течению, лодка обогнала плывущее по реке бревно. Найдите скорость удаления лодки от бревна, если скорость течения реки: 1;4 группа 1,5 км/ч 2;5 группа 2,5 км/ч 3;6 группа 5,5 км/ч У вас получился один и тот же ответ. Почему? Объясните эту закономерность. №3 Решите задачи (продвинутый уровень)
1;4 группа: От пристани вниз по реке одновременно вышли два катера. Собственные скорости катеров 15 км/ч и 18 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа. Нужно ли для ответа на вопрос задачи знать скорость течения реки? 2;5 группы: Скорость лодки по течению реки больше скорости лодки против течения реки на 6 км/ч. Какова скорость течения реки? 3;6 группы: Собственная скорость катера в 9 раз больше скорости течения реки. Двигаясь по течению, катер за 4,5 ч проплыл 117 км. Найдите скорость течения реки.
Дополнительная задача:
За 4 часа по течению лодка прошла такое же расстояние, как за 5 часов против течения. Найдите собственную скорость моторной лодки, если скорость течения реки 2 км/ч. Дома вы продолжите совершенствовать умение решать задачи с величинами скорость, время, расстояние при движении по реке. Домашнее задание находится на ваших рабочих листах.
Домашнее задание: (индивидуальная карточка с текстами задач по уровням сложности)
1.уровень. 1.Скорость движения парохода по озеру a км/ч, а скорость течения реки b км/ч. С какой скоростью будет двигаться пароход:1) по течению; 2) против течения. Составь выражение и найди его значение при ч км b ч км a / 6 , 1 , / 4 , 36   . 2. уровень. 2.Скорость лодки по течению реки равна 12,2 км/ч. Скорость лодки против течения реки равна 7,8 км/ч. Найдите собственную скорость и скорость течения реки? 3.уровень. 3. Собственная скорость лодки в 4 раза больше скорости течения реки. Найти собственную скорость лодки и скорость течения реки, если лодка проплыла против течения 3 часа и по течению реки 2 часа расстояние 38 км.
Этап 5. Рефлексивная деятельность
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Какую цель мы ставили на уроке? Достигли мы этой цели? Поднимите руки те, кто более полно овладел технологиями решения задач на движение по воде ? Какое «открытие» сделали для себя сегодня? Учитель: Оцените свою работу на уроке. Работу класса. 1. Я доволен своей работой на уроке______ 2. Мне было комфортно на уроке_______ 3. Мне этот материал нужен для дальнейшей учебы _______ 4. Сегодня на уроке мне этот материал просто интересен______ 5. Сегодня на уроке я затруднялся…. , так как….
6. Чтобы мне преодолеть свои проблемы, мне надо… 7. Помогал ли я товарищам, они помогали мне - что было больше. Я надеюсь, что вам понравился наш урок, и вы уйдете с него в хорошем настроении.