"Все дороги ведут к людям" - реализация программ: "Сказкотерапия", "Куклотерапия", "Психотерапия" для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Автор: Куренкова Наталья Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" МО г. Братска
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Все дороги ведут к людям" - реализация программ: "Сказкотерапия", "Куклотерапия", "Психотерапия" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Все дороги ведут к людям» -

реализация программ: «Сказкотерапия», «Куклотерапия», «Психотерапия»

для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог Дворца творчества детей и молодежи - Куренкова Наталья Александровна «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…» В.А. Сухомлинский. Так тонко и точно выразился в свое время Василий Александрович Сухомлинский о профессиональной деятельности педагога, которая заключается в человековедении, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в духовный мир учащегося, открывать в нем новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. По этому принципу, мы педагоги и педагоги-психологи пытаемся работать с детьми во Дворце творчества детей и молодежи, где одной из главных задач деятельности учреждения дополнительного образования является - социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Особенное внимание при решении этой задачи уделяется работе с детьми-инвалидами, как категорией детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества. Только в тесном сотрудничестве можно помочь ребёнку осознать значимость своей личности, помочь ему самореализоваться и утвердиться в общественной жизни. На протяжении почти 1,5 лет мы во Дворце творчества детей и молодежи работаем с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С открытием образовательно-досугового центра «Открой себе мир», появилась возможность на базе учреждения доп. образования предоставить широкий спектр образовательных услуг по художественно-эстетическому, психолого-социально-педагогическому, физкультурно-оздоровительному направлениям, входящим в комплексную программу, для данной категории детей. Образовательный модуль состоит из трех блоков: коррекционный, развивающий и здоровьесберегающий. Я буду говорить об одном из трех блоков, это – развивающий блок, который включает в себя 8 программ, охватывающих разные сферы развития детей с ОВЗ, в том числе: куклотерапия, сказкотерапия, психотерапия, реализуемые мной как педагогом-психологом. Дополнительные образовательные программы: «Психотерапия», «Куклотерапия», «Сказкотерапия» рассчитаны на 1 год обучения. Занятия проходят 1 раз в месяц, с продолжительностью в 20 минут, всего 9 часов в год. Группы состоят из 6 человек, в возрасте от 7 до 14 лет. Учащиеся - дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, с задержкой психоречевого развития, с нарушениями опорно- двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально-волевой сферы). Всего 31 ребенок.
Направленности
дополнительных образовательных программ: «Психотерапия» - психологическая; «Куклотерапия» и «Сказкотерапия» - социально – педагогические.
Вид программ
: - по целевому обеспечению индивидуальных потребностей развития детей с ограниченными возможностями – все три программы являются: общеразвивающими, реабилитационными; - по уровню содержания – ознакомительные; - по уровню освоения – общекультурные; - по форме организации образовательного процесса – групповые с индивидуальным подходом; - по форме составления - адаптированные. 1

Цель программ
– помочь детям с ограниченными возможностями научиться управлять своим поведенческим и эмоциональным состоянием; создание условий социальной адаптации ребёнка с ограниченными возможностями, для коррекции и развития его личности через организацию творческой реабилитации с использованием метода куклотерапии, сказкотерапии; способствование развитию музыкально-эстетического вкуса, преодолению неадекватных форм поведения, неуверенности в себе.
Задачи дополнительных образовательных программ:
1.
Обучающие
: научиться высвобождать эмоции, справляться с проявлением негативных эмоций; создание образца простой куклы. 2.
Развивающие:
развитие чувства собственного тела; развитие творческого воображения, памяти, развитие моторики, наблюдательности, внимательности. 3.
Воспитывающие:
коррекция агрессии, умение решать конфликты, проявлять дружелюбие к людям; развитие уважительного отношение к товарищам, понятия о том, какие способы общения существуют. 1.
Социально-педагогические:
помочь адаптироваться в социуме; создание позитивной атмосферы, формирование навыков общения с другими детьми.
Отличительная особенность
данных программ состоит в том, что
с помощью методов

психотерапии
можно проводить коррекцию эмоционального состояния и поведенческих реакций, самоощущения;
с помощью метода куклотерапии
осуществляется
социализация
детей с ограниченными способностями,
с помощью сказкотерапии
расширяется сознание ребёнка, осуществляется помощь ему во взаимодействии с окружающим миром и формировании позитивного отношения ребёнка к своему «Я».
Новизна
данных программ в том, что в комплексе с другими образовательными программами в условиях учреждения дополнительного образования реализуется процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в современном мире. Возможности куклотерапии позволяют решить разные коррекционные задачи: реализация возможности самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, социализации. Дети могут использовать куклу для того, чтобы сказать, сделать то, что им самим неловко сделать, и выразить чувства, которые могут вызвать неодобрение окружающих. Ребенок, участвующий в реализации данных программ приобретает такие
Компетентности,
как
Социально-личностные:
- улучшение самоощущения, снятие психологических барьеров, снятие мышечных зажимов; - повышение самооценки, способность детей почувствовать себя более уверенными, уменьшение тревожности.
Коммуникативные:
- изменение восприятия себя и окружающих, что способствуют приобретению умения общаться. Применяя Арт-терапевтические методы в своей профессиональной деятельности во взаимодействии с детьми, имеющими ограниченные возможности, хочу дополнить свой доклад, сказав о возможностях куклотерапии. Что даёт куклотерапия?  это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных,  это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье и не только в ней,  это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего желаемого будущего,  это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции),  тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств. И не только это... Куклотерапия - лечит. Лечит она двумя способами. Первый (довольно редкий) механизм исцеления через куклотерапию. 2
Мы проговаривали это с родителями, и кто-то уже пробовал, говорят получилось… Если человек - болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком. Как говорят психотерапевты: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы. С детьми такую «плохую» куклу мы делали из бумаги. Второй (более распространённый) механизм исцеления через куклотерапию. Многие люди испытывают, наоборот, прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. Так же и дети реагировали на процесс и результат изготовления своей куклы. И они никуда не девают эту куклу - кукла их талисман, помощник, кукла - радует. Ну и наконец, изготовление и вождение кукол даёт всем (и детям и взрослым) следующее:  «Мануальный интеллект» (развивает мелкую моторику руки и пластику кисти),  развивает способности к образному мышлению,  учит концентрировать внимание, И самое главное, на мой взгляд: 
развивает
очень редкое и обязательное для Художника
умение: выражать характер

малыми средствами!
Итак, куклотерапия проходит в три этапа:
Первый этап
(первое занятие) Изготовление (пошив) куклы
Второй этап
(второе занятие) Обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под моим руководством, что-то типа:«Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, знакомство со своей куклой...
Третий этап
(все последующие занятия) - это, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини- спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий с помощью кукол. Кукольный театр... И, все-таки, самый важный этап куклотерапии - это первый этап. Ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы - этого процесса творения НОВОЙ ЖИЗНИ, пусть и СКАЗОЧНОЙ... В целом, содержание программ направленно на адаптацию детей в социуме. Актуальность данных дополнительных образовательных программ состоит в творческой реабилитации детей с ограниченными возможностями. Конечно, мы все понимаем, что данная категория детей с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе повышенного внимания и заботы, особого подхода и учёта индивидуальных возможностей ребёнка. Поэтому наша структура образовательно-воспитательной деятельности включает разнообразные направления, позволяющие добиться положительных результатов в творческом развитии детей с особенностями развития.
Наша цель:
помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. С разными проблемами приходится встречаться в процессе работы с детьми-инвалидами, но нам активно помогают родители, спонсоры..? В поиске интересных и действенных форм и методов обучения и воспитания нам помогает изучение опыта работы с детьми-инвалидами в России и за рубежом через Интернет. Педагогический коллектив Дворца творчества детей и молодежи активно работает над темой: «Социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования», которая является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребёнка в современном обществе. Сейчас мы изучаем опыт инклюзивного образования, стараемся использовать положительный опыт современных методик и технологий в данном направлении. 3
Очень важно - создать развивающую среду. У нас в учреждении есть свои формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов и в области общения, контакта не только с ребёнком, но и его семьёй. В «уютных» психолого-педагогическом комфорте развиваются наши воспитанники, а положительный эмоциональный фон способствует их оздоровлению. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники. Ещё можно много говорить о проблемах социализации детей-инвалидов и их творческом развитии, но в условиях учреждения дополнительного образования с учётом новых педагогических технологий можно реализовать множество интересных проектов, которые помогут нам добиться положительных результатов. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества. Мной собран и разработан методический материал (продукт) в данном направлении, вышеуказанном, своей профессиональной деятельности. Это буклеты для родителей и педагогов рекомендательного характера; сборник (методическое пособие) по работе в направлении: куклотерапии, сказкотерапии с разработкой занятий и сценариев; наглядный и дидактический материал. Подводя итог, хочу еще раз обратить внимание на то, что успешная социализация личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья происходит через проявление его творческих умений, индивидуальных способностей, общей увлечённости, некоего «обмена» ценностями и эмоциями. А мы им в этом будем активно помогать! 4