"Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Автор: Кобякова Лада Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №6"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приемы смыслового чтения на уроках в начальной школе
Кобякова Лада Николаевна учитель начальных классов МАОУ «Гимназия №6» г. Перми Новое понимание результата образования подразумевает использование педагогических технологий, которые способствуют формированию самоуправления учащихся. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, которое включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию в явном и скрытом виде, умение работать с разными видами текстов: с художественными, научно-популярными, официальными текстами, не сплошными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Предлагаю рассмотреть некоторые приемы смыслового чтения, применяемые мною на уроках в начальной школе.
Прием 1
.
Умение работать с не сплошным текстом.
Задание: Составь предложение. Закрась стрелки, которые соединяют слова. Найди недостающие буквы. Недостающее слово выбери и подчеркни.
Приём 2. Умение работать с не сплошным текстом, давать определение

понятию, использовать полученные знания из текста в реальной жизни.
.. .. .. .. .. .. .. из ж…дины выйдет Не хорош…го. волка, подруга, друга
Задание 1. Прочитай текст, ответ на вопросы к тексту. Задание 2. Заполни пропуски необходимыми словами из ранее прочитанного текста.

Раньше люди, отправляясь на охоту, в поход за дарами леса, делали на деревьях _____________________, чтобы найти дорогу к своему жилищу. Труднее приходилось кочевникам на больших открытых равнинах и рыбакам в море. Они ориентировались днём по _______________ , а ночью по _________________ . Потом люди изобрели прибор, который позволил находить дорогу в любое время суток при любой погоде. Прибор этот называется __________________. Дай определение этому прибору. _________________________________________ Люди каких профессий используют этот прибор? __________________________
Прием 3. Умение находить противоречия.
Прочитай отрывок из стихотворения, найди противоречия и запиши их. Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки звать: Приходи к нам, тётя-утка, Нашу детку покачать». Пришла к мышонку утка: «Га-га-га, усни малютка, После дождичка в саду Червяка тебе найду»
Прием 4. Умение объяснять смысл слова из контекста
Прочитай стихотворение. Найди не совсем понятные слова и попытайся объяснить их смысл из контекста. Ах, если бы слоны Слова и их смысл: Носили бы Штаны – _____________________________________ Какие бы материи _____________________________________ Были им нужны? _____________________________________ Никак не маркизет _____________________________________
И не батист, нет-нет! _____________________________________ Чертова кожа, _____________________________________ Рогожа И вельвет! (Б. Заходер)
Прием 5. Умение находить информацию в неявном (скрытом) виде.
Через сравнение разных видов чтения, жанров, стилей речи, приемов, текстов с разной эмоциональной окраской ученики открывают особенности художественного текста, специфику родов и жанров литературы, выразительность литературных приемов.
Прием 6.

«Дерево предсказаний ». Умение

доказательно выразить своё

мнение.
Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. Тема, которая записывается на «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Почему ножик назвали торопливым?», «Спасётся ли главный герой?» и другие.
Прием 7. «

Логическая цепочка» . Умение определять порядок микротем в

событии
Учащимся после работы с текстом предлагается выстроить события в логической последовательности. Прием более эффективен, когда в качестве этапов предлагаются фразеологизмы или крылатые выражения, которые нужно объяснить и из них составить логическую цепочку. Пример логической цепочки по произведению Е.Пермяка «Торопливый ножик» 1 класс. Задание: объясните фразеологизмы и расставьте в последовательности событий текста. 1) В два счета 2) Прятаться в кусты 3) Падать духом 4) В поте лица
5) Взять пример 6) Пойти на лад 7) Как по маслу С уверенностью могу сказать, что вышеуказанные приемы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения. Какую бы технологию мы не осваивали, должны понимать, что делаем это для того, чтобы помочь ребёнку осознать свое место в многообразном мире, обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности, способностей каждого. Литература 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя. - Спб: Альянс «Дельта», 2003 2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. 3. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти», Москва, 1999. 4. Эдигей В.Б. Новое чтение. Часть2. – М.: УЦ «Перспектива», 2007.