"Особенности восприятия у старших дошкольников с СДВГ"

Автор: Чиряева Галина Семеновна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-детский сад "Кэскил"
Населённый пункт: с.Хоро, Верхневилюйский р-н, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Особенности восприятия у старших дошкольников с СДВГ"
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности восприятия времени и пространственно-временных

представлений у старших дошкольников с синдромом дефицита

внимания и гиперактивности
Чиряева Галина Семеновна педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – детский сад «Кэскил» ,с.Хоро Верхневилюйского р-на РС(Я).
Аннотация

Цель данного исследования:
изучить особенности восприятия времени и пространственно-временных представлений у
старших

дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
и оказать им коррекционную помощь.
Задачи:
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования. 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей с СДВГ дошкольного возраста (по методике Р.Ф.Галлямовой, С.Д.Забрамного). 3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. 4. Разработка программы работы и методических рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
Практическая значимость
работы заключается, что полученные результаты исследования могут быть полезны для дальнейшего изучения психологических особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Результаты могут использоваться психологами при проведении диагностики и коррекции.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что
данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Государственная политика в сфере образования нацелена на создание равных условий по доступу граждан России к качественному образованию всех уровней, независимо от их места жительства, социального положения и состояния здоровья. На федеральном уровне создана необходимая нормативная правовая база, обеспечивающая реализацию долговременной государственной политики по формированию доступности образования и воспитания для детей с отклонениями в развитии (ФГОС ДО). Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим уметь ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности как: организованность, собранность, дисциплинированность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в повседневной жизни и при обучении в школе. Анализ литературы по данной проблеме показал, что в большинстве исследований наблюдения велись за детьми школьного возраста, т.е. в период, когда признаки проявляются наиболее отчетливо, а условия развития в раннем и дошкольном возрасте остаются, в основном, находятся вне поля зрения психологической службы. Именно сейчас большую значимость приобретает проблема раннего выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, профилактика факторов риска, его медико-психолого- педагогическая коррекция, охватывающая мультиморбидность проблем у детей, что позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие.Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в восприятии
пространственно-временных представлений, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме. Объектом исследования является особенности восприятия пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста. Предметом исследования является коррекционная помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Для решения поставленных задач были использованы ниже перечисленные методы: анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, дефектологии и физиологии по проблеме исследования); теоретический анализ проблемы гиперактивности; анкетирование педагогов и воспитателей. Теоретико-методологические основы нашей работы во многом определились под влиянием фундаментальных исследований отечественных психологов и дефектологов: культурно-исторической теории Л.С. Выготского, его исследований о характере первичных и вторичных отклонений в психическом развитии детей, системном строении функций, компенсаторном их развитии в процессе специально организованной деятельности, теории о соотношении психологического развития в норме и с нарушениямив развитии (Л.В. Алексеева, А.Ф.Ануфриев, И.П. Брязгунов, Е.М. Мастюкова), также научными трудами отечественных педагогов по формированию пространственно-временных представлений (И.В. Ковалец, Е.Н. Лебеденко, Е.И. Щербакова). База исследования: в эксперименте участвовали воспитанники МБДОУ «Кэскил» с. Хоро Верхневилюйского улуса.
Восприятие пространства и времени - образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы. В основе восприятия пространства лежат измерения расстояний и углов в окружающем пространстве, осуществляемые активными движениями при контроле, осуществляемым органами внешних чувств (Г. Гельмгольц, И.М. Сеченов). Для чувственного различения направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево необходима асимметрия человеческого тела. В качестве отправной точки при восприятии пространства выступает телесная организация самого индивида. В частности ощущения, поступающие от аппарата равновесия, формирующие восприятие направления вверх — вниз, свидетельствуют об отклонении тела от того положения, когда вертикальная ось тела перпендикулярна плоскости земли. За счет работы механизмов пространственного зрения формируется восприятие глубины, вдали. Анализ педагогической и методической литературы показал, что знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно-следственных связей между ними. Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира. Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом; это не абсолютные величины, они не существуют вне материи и независимо от нее. Понимание времени связано с пониманием неразрывной связи между прошедшим, настоящим и будущим, и
ощущением его движения. Непрерывность и цикличность являются основными свойствами времени. Дети рано начинают ощущать движение и непрерывность времени и отражают их в словах «до», «после», «сейчас», «потом», «вдруг» и т.д. Интуитивное понимание времени как формы существования реальной действительности, которая постоянно изменяется, является одной из предпосылок развития логического мышления. В условиях детского сада воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; понаблюдать, как по мере появления солнца все вокруг освещается ярким светом. Затем можно прочитать стихотворение о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать, как все вокруг меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. После этого предложить детям нарисовать красками день и ночь и устроить выставку. И только потом следует переходить к разговору о том, как жизнедеятельность людей меняется в зависимости от времени суток, используя при этом жизненный опыт детей и близких им взрослых. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей. Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в уровне пространственно-временных представлений у детей с СДВГ и детей с нормальным развитием, подтвердилась.
Критерии гиперактивности
(схема наблюдений за ребёнком).
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание. 2. Не слушает, когда к нему обращаются. 3. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его. 4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи. 6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. 7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ёрзает. 2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь). 3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве. 4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса. 2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. 3. Плохо сосредоточивает внимание. 4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза). 5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами. 6. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет). Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен. Гиперактивность – причина переживаний многих современных родителей. Но гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему миру. Что могут сделать родители, чтобы малыш стал успешным, а его повышенная активность была направлена в мирное русло?
Рекомендации для педагогов и родителей
 Работать с ребенком следует в начале дня , а не вечером.  Постарайтесь уменьшить рабочую нагрузку ребенка. Делите работу на более короткие, но более частые периоды. Используйте для этого физкультминутки.  Снизьте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать в малыше чувство успеха.  Всегда садите ребенка во время занятий рядом с собой; используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения , поглаживания).
 Используйте гибкую систему поощрений и наказаний, поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.  В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку или ребенку с СДВГ трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом;  проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;  помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;  контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;  не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";  стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;  избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;  реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);  повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;  не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;  выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;  для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Такая система воспитания позволит вам вырастить гармоничную личность с множеством интересных увлечений и хорошим характером.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология; Учеб.пособие. М.: Издательский центр «Академия», - 1999. - 2006 с.
2. Алексеева Л.В. Специальная психология / М., Наука 2000 г. 3. Андреева И.А. Изучаем календарь. Мн.: «Современная школа» «Кузьма», 2008. - 23 с. 4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с. 5. Бадалян Л.О. Невропатология. М.: Просвещение, - 2000. - 378 с. 6. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. - М.: Владос, 2005. - 160 с. 7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с. 8. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, - 2001. - 96 с. 9. Брязгунов И.П., Кучма В.Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза). - М. - 1994. - 49 с. 10.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», - 2000. - 528 с. 11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 305 С.