"Формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательной активности детей дошкольного возраста".

Автор: Иванова Елена Владимировна
Должность: инструктор по физическому воспитанию
Учебное заведение: МБДОУ д/с №35
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательной активности детей дошкольного возраста".
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательной активности детей дошкольного возраста. Подготовила Е.В. Иванова инструктор по физической культуре МБДОУ д/с №35 г. Белгорода Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, Столетова и др.). Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ). В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение (Г. К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности. Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье - это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить. Многие ученые (Н.М. Амосов, И.А. Аршавский, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и созванное отношение к себе и своему здоровью. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание
«формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Можно выделить три периода подъёма двигательной активности: утренний (с 8 до 9 часов), дневной (с 10.30 до 12 часов) и вечерний (с 16.30 до 19 часов). Это обусловлено не столько биологическими факторами, сколько режимом дня детского сада. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Разброс индивидуальных показателей двигательной активности ребёнка 5-7 лег в течение одного дня пребывания в дошкольном учреждении составляет от 11200 до 15000 движений. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное в дошкольном учреждении - по шагомеру: 3 года - 9000 - 9500движений; 4 года-10000-10500-"-; 5 лет-11000-12000-"-; 6 лет-13000-13500-"-; 7 лет -14000-15000 -"-. Для достижения такого уровня двигательной активности более70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.). Несоблюдение данных норм может привести к ряду заболеваний, так например: гиподинамия - режим малоподвижности. При этом возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивление организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечнососудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА- При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.
Для оптимизации двигательной активности одним из доступных средств является ходьба. 1. Ходьба - одно из первых движений, которыми овладевает ребенок после умения ползать. В ней участвует весь опорно-двигательный аппарат человека, одновременно в работу включается до 50 процентов мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы спины и живота, формируются мелкие мышцы стоп, врабатывается правильная осанка. Кроме того, в ходьбе тренируются дыхательная и сердечнососудистая системы, активнее происходит обмен веществ. Во время ходьбы группой у детей воспитываются согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности. 2. Бег улучшает работу легких, сердца, головного мозга и мышц, помогает более быстрому восстановлению сил после умственных нагрузок. 3. Прыжки, как и бег - неотъемлемая часть двигательной деятельности ребенка. Прыжковые упражнения укрепляют костно-мышечный аппарат ног и туловища, тренируют глазомер, развивают координацию движений. Прыжки со скакалкой занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста, способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, мышцы ног. В прыжках с короткой скакалкой дети проявляют большую активность и настойчивость. 4. Занятия по физической культуре - основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия же на свежем воздухе, как известно, улучшают самочувствие, закаливают организм, формируют правильную осанку, вырабатывают силу воли, целеустремленность и другие качества, необходимые в повседневной жизни. Оздоровительный бег - одно из важных для здоровья ребенка движений, позволяющих регулировать нагрузку, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательную системы. 5. В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ рекомендуем использовать комплекс как традиционных, так и специфических средств физической культуры. К традиционным относятся упражнения, составляющие базовое содержание программы по физической культуре для детей дошкольного возраста. Это гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, эффективно решающие задачи всестороннего развития ребенка, повышения уровня физической подготовленности, коррекции психомоторного развития. 6. Активно используются также элементы спортивных игр: теннис, футбол, баскетбол, бадминтон, ручной мяч, хоккей, ходьба на лыжах, катание на коньках, роликах, самокате. 7. В содержание занятий включаются и ритмические упражнения. 8. С учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста были разработаны игры и игровые упражнения, игры путешествия, игровой массаж, игропластика, пальчиковая гимнастика креативная гимнастика.
9. Важное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. 10. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. 11. Подвижные игры и игровые движения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка. Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Это двигательный режим в саду. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов. 12. Особую роль в решений задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основой социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей. В нашем детском саду реализуется одна из значимых целей: совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей воспитанников применять меры профилактики, направленные на укрепление здоровья растущего организма детей. Поэтому основные задачи ДОУ:  Формировать мотивацию и ориентацию жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ);  формировать и поддерживать интерес родителей к оздоровлению как самих себя, так и своих детей;  развивать инициативу детей к самостоятельной двигательной деятельности. Для этого разработаны схемы «Двигательная активность детей на протяжении дня», «Структура работы с родителями».