"Особенности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в связи с переходом на новые ФГОС"

Автор: Колесникова Валентина Ивановна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ г. Бирюча"
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в связи с переходом на новые ФГОС"
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Особенности проектной деятельности учащихся на

уроках технологии в связи переходом на новые ФГОС
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро сы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. С другой стороны, возрастает потребность общества в лю дях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте - ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив ные способы обучения и проектные ме тодики в определенной степени позво ляют решить проблемы учебной мотива ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе. Создание условий для реализации творческого развития на уроках, осно ванная на активной деятельности уча щихся в тесном сотрудничестве с учите лем создается благодаря введению проектной деятельности и ее особенностями в связи с переходом на новые ФГОС. Активные формы обучения являются для школы актуальными и перспек - тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:  между программными требования ми и уровнем реальных учебных возможностей детей;  между уровнем развития речи уча щихся и требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;  между низкой мотивацией учащих ся к учению и значительными ожидани ями со стороны общества; Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материа лов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения но вых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от - дельным направлениям деятельности. Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель зя. Необходим индивидуальный и диф ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет
метод проектов.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
 технологичностью: при последова тельном выполнении предлагаемых за даний по принципу «от простого к слож ному», «от конкретного к абстрактно му», обязательно достигается желаемый результат;  достаточно высокой эффективностью уроков;  развитием речевых навыков учащих ся, в том числе в неподготовленной ре - чевой ситуации;  развитием и поддержанием интереса к предмету;  практическим применением приоб ретенных знаний, умений, навыков в но вых ситуациях;  развитием коммуникативных навыков учащихся;
 созданием благоприятного мораль но-психологического климата, доброже - лательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся. Проектные обучения поз воляют избежать шаблонности в препо давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Цели проектной деятельности:
Научить:  приобретать знания
самостоятельно
;  пользоваться приобретенными знаниями для
решения конкретных задач;
 искать пути решения проблемы,
выбирая
оптимальный при наличии альтернативы; 
планировать
свою деятельность, работать в разнообразных группах, выполняя разные
социальные роли;
 объективно
оценивать
процесс и результат проектирования.
Задачи проектной деятельности:
 Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.  Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)  Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)  Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)  Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
Теоретические предпосылки использования

проектной деятельности на уроках технологии

1. Историческая справка.
Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в
1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.
2. Новые подходы к проектной деятельности

Проектирование:
- мысленное моделирование образа желаемой действительности. - описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести, - целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата. Метод проектов может использовать ся при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь зован при обучении детей с разными воз можностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо дить не только учителя, но и сами дети Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле чение учащихся в активную деятель ность, оптимальное сочетание различ ных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио - нальной и высоконравственной позиции самого учителя. Для комплексного решения задач тех нологического обучения активно ис пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных технологиче ских проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обус - ловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво им интересам, которая соответствует их способностям и в то же время форми рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач. Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче - том интересов учащихся. На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче ния учащиеся достигают осознания соб ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Особенности организации проектной деятельности

1. Основные требования и условия проектной деятельности.

Преподавателю необходимо учиты вать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:  подготовленность учащихся к данному виду деятельности;  интерес школьников к проблеме;  практическая направленность и значимость проекта;  практическая осуществимость проекта;  существенными условиями учебной проектной деятельности являются: - возможность применения полученных знаний, умений и навыков; - соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся; - наличие необходимых материально-технических средств; -соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо - ваниям; - обеспечение безопасных условий труда; - использование образовательных ре сурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур; - применение природных материалов и отходов производства; - рациональное планирование и оформление учебного комплекса. Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную лите ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий. Школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго товленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обес печением и оформлением, что позволя ет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
2. Характеристика этапов учебного проектирования.
Методика проектного обучения не за висит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации). Работа начинается с определения сфе ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта. Далее следуют сбор, изучение и обра ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких). Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи ре шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем
).
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо ты материалами, инструментом и обору дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок. По завершении изготовления прово дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации. Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением адми нистрации, учителей, родителей, кото рые выступают в роли
потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одно - классников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструк - ции и технологии проекта. Проектный метод реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции ор- ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся. Проектный метод обу чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз можность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Метод проектов формирует и совер шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук.