"САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"

Автор: Устинова Людмила Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МВОУ "ВСОШ №2 г.Зеленокумска"
Населённый пункт: Ставропольский край,Советский район, г.Зеленокумск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
Дата публикации: 20.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ХИМИИ



учитель химии и биологии МВОУ «ВСОШ №2 г.Зеленокумска»

Людмила Николаевна Устинова
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из методов, которые я использую для решения этой задачи является самостоятельная работа учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Организация системы самостоятельных работ учащихся при изучении нового материала – важнейшее условие повышения эффективности современного урока. Важность этого метода оценил еще К.Д Ушинский. К. Д. Ушинский считал, что самостоятельные мысли у учащихся возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе. Известно, что самостоятельной работе отведена связующая роль между образованием и самообразованием. Формирование самостоятельной компетентности - процесс сложный и начинается он в школе. Мотивация к саморазвитию, потребность в новых знаниях, определение перспектив деятельности – это те задачи, которые ложатся на плечи учителя.
Понятие «самостоятельная работа» имеет не одно смысловое значение. Для одних – это форма и метод организации учения, в которой представлена деятельность учителя и деятельность учащихся, для других – специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, для третьих – только деятельность учащихся, которая протекает в процессе обучения без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое: - в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели; - формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; - вырабатывает у обучающегося психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и политической информации при решении новых познавательных задач; - является важнейшим условием самоорганизации и самодисциплины обучающегося в овладении методами производственной деятельности; - является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения. Самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных заданий на занятиях, а также в домашних условиях. Следовательно, главными его признаками при таком подходе являются: - выделение для него специального времени;
- наличие задания учителя (группового, индивидуального); - отсутствие непосредственного участия учителя в работе; -умственные и физические усилия учащихся, направленные на достижение цели; -результаты работы .  Познавательная деятельность осуществляется при выполнении заданий. Самостоятельной можно считать только ту работу, которая требует от учащихся активности и самостоятельности. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Учащийся при этом сам для установления, каких- то новых факторов, явлений, сам отыскивает способы решения, применяет знания для установления, каких - то новых фактов, явлений, сам отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам. Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности. Таким образом, в процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит преподавателю, так как он принимает прямое (затем косвенное) участие в организации педагогического процесса. В условиях научно-технической революции быстрое «старение» сведений вызывает необходимость непрерывного пополнения знаний. Однако самопроизвольное формирование рациональных приемов учения протекает медленно и малоэффективно. Поэтому школьников нужно учить методам самостоятельной учебной работы. Можно выделить такие виды самостоятельной работы учащихся, как: работа с книгой, учебной и справочной литературой, составление конспектов, решение задач и выполнение упражнений, лабораторные работы и
фронтальный эксперимент, работа с раздаточным материалом, рецензирование ответов и выступлений товарищей, подготовка сообщений и рефератов, наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок, изготовление некоторых приборов и учебных пособий, выполнение практических заданий во время экскурсий, постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях При выборе конкретного метода планируемой самостоятельной работы, учитель обязательно должен учитывать индивидуальные особенности учащихся. Задания, предлагаемые для самостоятельного выполнения, должны иметь ясную цель, однозначно определенную медику его выполнения и вызвать у них интерес. Последнее достигается новизной содержания или формы задания, раскрытием практического значения рассматриваемого вопроса, исследовательским характером заданий. Самостоятельная работа учащихся на уроках может вестись по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организуя самостоятельную работу, учитель ставит различные цели: обучение, развития, воспитания учащихся. Самостоятельная работа всегда имеет определенную дидактическую направленность. На уроке она служит таким главным дидактическим целям: изучению нового материала, совершенствованию имеющихся знаний и умений, проверке результатов обучения. Различают самостоятельные работы трех типов: 1) репродуктивные, 2) частично-поисковые, 3) исследовательские. Задания для самостоятельных работ первого типа (копирующих) заключают в себе требование выполнить те или иные действия по образцу. Эти задания,
несомненно, оказывают определенное развивающее влияние на учащихся. Выполняя работу, они перестраивают и систематизируют приобретенные знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели лучшего осмысления нового и закрепления в памяти изученного материала. Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают учащихся к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа задач, работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний. Исследовательские самостоятельные работы – один из методов проблемного обучения. Такие работы представляют собой небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Как известно, исследование начинается с вопроса. Вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты их решения. Выбирается после анализа оптимальный вариант действия, он осуществляется и затем делается вывод. При выполнении такого типа работ проявляется творчество учащихся. Это происходит при составлении задач самими учащимися, при нахождении разнообразных способов их решения. Самостоятельная работа учащихся, включаемая в образовательный процесс, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и проявляя в той или иной форме результаты своих умственных действий. Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа для каждого учителя. Формируя у учащихся самостоятельность в приобретении знаний мы решаем две задачи. Первая – развиваем у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, вторая – учим их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Я применяю
три способа
организации самостоятельной обучающей деятельности учащихся:  Работа с учебником и учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний.  Изучение нового материала в процессе проведения практической работы.  Изучение нового материала по инструктивной карте. При
работе с учебником и учебной литературой
сущность метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения нового материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и теоретических обобщений.
Изучение нового материала по учебнику или учебной литературе можно

организовать по-разному:
 составление краткого конспекта по предложенному плану;  выполнение упражнений после изучения текста;  составление таблиц сравнения;  составление опорного конспекта или схемы;  выделение опорных понятий и взаимосвязи между ними. При
составлении краткого конспекта нового
материала по учебнику я предлагаю учащимся план деятельности. В этом плане кроме перечня наиболее важных вопросов темы, даны задания, выполнение которых покажет об уровне усвоения темы. Консультируясь со мной в случае
затруднений, учащиеся качественнее усваивают урок, а проверив задания, я сразу получаю обратную связь об уровне усвоения темы. Иногда новый материал, изложенный в учебнике по нужной теме недостаточно полный, или отсутствует, тогда я предлагаю изучение его по инструктивной карте. В инструктивную карту включаю теоретические вопросы по теме, образцы выполнения заданий и задания для самостоятельного выполнения. Любимой образовательной деятельностью учеников на уроке химии является проведение опытов. Учитывая отсутствие реактивов, используя инновационные методы и 3D программы, провожу виртуальные практические и лабораторные работы , с целью закрепления или контроля над уровнем усвоения знаний, но и для самостоятельного изучения нового материала. Можно использовать и другие формы организации самостоятельного изучения учащимися нового материала. Система самообразовательной деятельности учащихся на уроке химии эффективно решает проблему выработки общеучебных умений и навыков. Итак, самостоятельная работа учащихся как определенный способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма (организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний (работа с книгой, эксперимент, выполнение упражнений, решение задач и т.д.). На сегодня уже можно сделать вывод о том, что систематически проводимые самостоятельные работы способствуют получению учащимися более глубоких и прочных знаний, развивают познавательные и творческие способности, учат самостоятельно принимать решения.