"Формирование экологической культуры дошкольников"

Автор: Истомина Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 274
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование экологической культуры дошкольников"
Дата публикации: 20.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Формирование экологической культуры дошкольников» Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. С принятием закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым уровнем которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Тема «Человек и природа» никогда не потеряет своей актуальности. Все понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет ее защитником! Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а так же воздействия человеческого общества на окружающую среду стало в наши дни очень острой и приняла огромные масштабы. Дошкольники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для формирования экологических понятий. Во время экскурсий на природу, в наблюдениях за растениями и животными, перед детьми раскрывается красота родного края. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на окружающую среду. Для того чтобы научить ребенка
видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно формировать экологическую культуру дошкольника. В результате анализа пространства образовательного учреждения на соответствие требованиям ФГОС к экологическому воспитанию детей были выявлены следующие проблемы: недостаточная укомплектованность или отсутствие центров «Наука и природа», оснащение и озеленение зимнего сада-лаборатории, холлов и территории детского сада; недостаточное количество методической литературы по данному направлению, а так же, в результате анкетирования родителей было выявлено, что только 23% родителей считают необходимым развитие экологической культуры детей, 28% из опрошенных считают, что у детей достаточно сформирована экологическая культура и 49% опрошенных не считают экологическое воспитание ребенка важным. Следовательно, возникает потребность в организации экологического пространства ДОУ и развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса. Суть экологического воспитания заключается в следующем: в период дошкольного детства в процессе воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных качеств и ценностей. Считаю, что у детей формируются предпосылки экологически грамотного поведения в соответствии с их возрастными возможностями и с учетом их индивидуальных интересов. Эмоциональность, увлеченность, интерес детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Считаю что от того, с какими знаниями и умениями я буду
приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердца – зависит наше будущее.