Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР. Пересказ сказки "Трусливый котенок".

Автор: Корнилова Лариса Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №162
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной группе для детей с ТНР. Пересказ сказки "Трусливый котенок".
Дата публикации: 20.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида №162 «Рекорд»
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в

подготовительной группе для детей с ТНР.

Пересказ сказки «Трусливый котенок».

Участник:
Корнилова Лариса Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ Детский сад №162. Архангельск 2016

Методические рекомендации
Данный конспект интегриро ванного занятия по обучению пересказу можно использовать для старших дошкольников. Занятие направлено на развитие связной речи у детей дошкольного возраста и фор мирование навыка пересказа. Идет активное пополнение и расширение словаря, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повто рение ребенком нового слова в различных вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при переска - зе. В протяжение всего занятия идет постоянная смена деятельности. Конспект может быть использован как педагогами мас совых, так и логопедических групп ДОУ. Для пересказа предлагается сказка «Трусливый котенок» О.Онисимовой, напечатанной в серии «Книжки на вырост» современных российских авторов. Структура занятия по пересказу: • вводная часть; • первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе; • беседа с целью уточнения содержания, привлечения вни мания детей к языку произведения; • вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ; • пауза для подготовки детей к ответам; • пересказ текста несколькими детьми; • оценка работы детей. В вводной части занятия используются приемы, готовя щие детей к восприятию произведения, формирующие соот ветствующий эмоциональный настрой, организующие внима ние. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотвор ного текста, прослушивание музыкального произведения. Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и вырази тельно. Детей ни в коем случае не следует
предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность вос - приятия произведения и его максимальное эмоциональное воздействие. Не менее важную роль играет и беседа после первичного прочтения текста. Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание детьми идеи произ ведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения. Следует привлечь внимание детей к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений , отработать с ними произношение сложных и фонетическом отношении и по слоговой структуре слов. Повторное чтение произведения после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На э том этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа. Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или целиком одним ребенком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно ис пользовать пересказ с изменением лица рассказчика, выборочным пересказ, пересказ по ролям. Обязательным этапом работы на таком занятии являются оценка работы детей, краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка. Приемы, которые можно исполь зовать на занятиях по пересказу , такие, как обращение к личному опыту де тей, показ наглядного материала, образец чтения произведе ния, вопросы к детям, объяснения, указания, упражнения (индивидуальное и хоровое повторение слов и фраз), подсказ слова или фразы педагогом, совместный пересказ педагогом и ребенком, отраженный пересказ, пересказ по ролям, хоро вое проговаривание коротких реплик, игра- драматизация или инсценировка.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в

подготовительной группе для детей с ТНР.

Пересказ сказки «Трусливый котенок».

Возраст:
дети подготовительной группы с ТНР 6-7 лет.
Форма проведения
: интегрированное занятие по речевому развитию.
Цель:
Формирование навыков пересказа у детей дошкольного возраста
Задачи.

Коррекционно-образовательные задачи
: Учить детей передавать содержа ние текста, последовательно, совершенствовать навык пересказа. Формировать умение пользоваться косвенной речью. Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.
Коррекционно-развивающие задачи
: Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки (силу и модуляцию голоса, вы разительность речи), общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи
: Воспитывать нравственные пред - ставления, навыки сотрудничества, активность и инициативность.
План проведения занятия
Части занятия Время для реализации Организация детей 1.Организационный момент: собирают «осколочные картинки» 3мин. На ковре собирают в парах «осколочные картинки» «Котёнок» 2.Введение в тему. 1мин. Стоя 3.Основная часть: Первичное прослушивание сказки детьми и беседа Упражнение «Трусливый котенок». 24 мин. Сидя на стульях. В центре группового
Рисование страха Подвижная игра «Кошка» Повторное прослушивание сказки Подготовка к пересказу Пересказ по частям помещения. За столами В кругу на ковре Сидя на стульях Сидя на стульях 4.Итог занятия. 2 мин. Рядом с педагогом Итого: 30 минут Методы и приемы Методы Приемы Наглядный Наглядно – зрительный (рассматривание объектов на слайдах) Наглядно – слуховой (рассматривание объектов на слайдах и прослушивание сказки) Практический Практическое выполнение заданий (составление «осколочной» картинки, имитационные движения, рисование страха) Словесный Художественное слово, вопросы, объяснения, указания, подсказ слова или фразы Игровой Выполнение заданий на основе игры «Кошка» и игрового упражнения «Трусливый котенок» Репродуктивный Воспроизведение действий по образцу (рисование) и плану (пересказ)
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа
: Накопление словаря по лексической теме «Домашние животные». Формирование навыков в рассказывание и пересказывание. Разучивание подвижной игры «Кошка». Беседа о страхе.
Словарная работа
: капкан, шуганул, юркнул, труслив, осмеливались.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, сказка «Трусливый котенок», CD, музыкальный центр, альбомные листы , кисточки, гуашь (на выбор) по числу детей, баночки с водой, влажные салфетки, мешок черного цвета. Электронное приложение в среде PowerPoint-презентация «Трусливый котенок». Ход занятия
1.Организационный момент
. Создание эмоционального по ложительного фона. Задание детям: составить картинку из «осколочных частей» и подобрать название.
2.Введение в тему занятия:
посмотрите на составленные картинки и догадайтесь о ком сегодня, мы будет слушать сказку? Варианты ответов детей. Педагог. Это действительно котенок. И сказка, которую мы сейчас послушаем, называется «Трусливый котенок».
3. Первичное прослушивание сказки детьми
(Развитие речевого слуха, чувства языка). Педагог включает запись сказки. Во время прослушивания демонстрирует детям презентацию к сказке.
4. Беседа по прочитанному
(Развитие диалогической речи, памяти, естественнонаучных представлений). Педагог выключает музыкальный центр и организует беседу с детьми. Педагог. Как начинается сказка? Дети. Жил на свете котенок. И был он трусливым. Педагог. Почему автор называет котенка трусливым? Вы помните? Дети. Котенок боялся всех: мальчишек, ворон и даже мышей. Педагог. Почему он боялся мальчишек? Дети. Они бросаются камнями. Педагог. А почему же его пугали вороны? Дети. У них острые клювы. Педагог. Ну, а мышей-то он почему боялся?
Дети. Он знал, что их называют грызунами. Значит, у них страшные зубы. Педагог. Как жилось котенку? Дети. Ему было тяжело. Все знали, что он трус, и смея лись над ним. А воробьи даже чирикали на него. Педагог. Правильно, воробьи осмеливались чирикать на котенка. Как вы понимаете слово осмеливались? Дети. Значит, они были такими смелыми, что чирикали на трусливого котенка. Педагог. Что произошло с котенком однажды? Дети. Он убегал от собаки, потом его прогнал дворник, потом его чуть не клюнула незнакомая ворона. Котенок юркнул в щель и оказался там, где никогда не был. Педагог. Где же он оказался? Дети. В зоопарке. Педагог. Что он там увидел? Дети. В зоопарке звери сидели в клетках. Педагог. Каких животных увидел котенок в зоопарке? Дети. Он посмотрел на диковинных птиц, забавных обезьян, косолапых медведей. И, наконец, он увидел льва. Педагог. Каким был лев? Дети. Он был красивым. Педагог. Что сказал котенок льву? Дети. Он сказал, что хотел бы быть таким же большим, красивым и смелым. Педагог. Что ответил на это лев? Дети. Он сказал, что бояться естественно, потому что в жизни много опасностей. Педагог. В чем признался лев котенку? Дети. Он рассказал, что он сам боится огня, а раньше, боялся капканов. Педагог. Что лев посоветовал котенку? Дети. Лев сказал котенку, что страх нужно преодолеть. Педагог. Что значит преодолеть? Дети. Это значит перебороть, пересилить, победить. Педагог. Удалось ли котенку победить свой страх?
Дети. Да. Он встретил мальчишек, но не стал убегать от них, а зашагал им навстречу. И мальчишки его не тронули. Потом он встретил ворону. Она хотела его клюнуть, но он выгнул спину и зашипел. Педагог. Какими словами закончилась сказка? Дети. С тех пор никто не называл котенка трусом и никто не решался его обижать. Педагог. Каким стал котенок, на ваш взгляд? Дети. Он стал смелым. Педагог. Понравилась ли вам сказка? Дети. Понравилась. Мы узнали, что страх можно преодолеть.
5. Упражнение «Трусливый котенок»
(Формирование умения передавать эмоциональное состояние в рисунке и с помощью выразительных средств (мимика, пантомимика, жесты). Педагог приглашает детей в центр группового помещения. Педагог. Давайте попробуем показать, каким трусливым был котенок. Покажите с помощью мимики и жестов, как он боялся ворон, мышей и мальчишек. Дети пытаются передать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств. Педагог. А теперь покажите, каким смелым стал котенок. Помните, как он напугал ворону, выгнув спину и зашипев? Покажите это. А теперь пройдите за столы.
6. Рисование страха
. Я приготовила для вас альбомные листы, карандаши, гуашь и кисточки. Подумайте немного и попробуйте изобра зить свои страхи, то, что вас пугает, можно цветными кляксами или карандашами. По смотрите, как буду рисовать свой страх я. Дети смотрят, как рисует педагог, а потом рисуют сами. Педагог. У меня есть волшебный мешок. Вот он. Педагог вносит большой черный мешок. Давайте сложим в него все наши страхи и выбросим их. Дети складывают рисунки в мешок.
7. Подвижная игра «Кошка».
Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением. Педагог приглашает детей на ковер и организует подвижную игру
Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках, В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. (В. Стоянов) Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают ушки из ладошек, а когти из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

8. Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием на

последующий пересказ
(Развитие речевого слуха). Педагог вновь предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом. Педагог. А теперь я прочитаю вам сказку. Старайтесь хорошо запомнить ее, потому что вы будете ее пересказывать. Педагог выразительно рассказывает сказку.
9. Пауза для подготовки детей к пересказу
. Напоминание плана пересказа. Педагог настраивает детей на пересказ. Педагог. Немного подумайте и попробуйте пересказать сказку. Не забудьте, она начинается с описания того, чего боялся котенок. Затем вы должны рассказать, куда и почему попал котенок однажды, кого он там увидел. Дальше расскажите о том, в чем признался и что посоветовал котенку лев. И, наконец, закончите пересказ описанием того, как повел себя котенок после беседы со львом, каким он стал.
10.Пересказ сказки несколькими детьми по частям
(Развитие связной речи). Педагог вызывает трех детей и, если есть необхо димость, напоминает каждому из них план пересказа его части.
11.Пересказ сказки педагогом
. (Развитие речевого слуха, связной речи). Педагог кратко пересказывает сказку целиком.
12.Окончание занятия
. Оценка работы детей. По предложению педагога дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии, чему научились. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Пояснительная записка
Развитие связной речи и формирование навыков обще ния — одна из главных задач детского сада. Пересказ является сравнительно простым видом речевой де ятельности и представляет собой связное воспроизведение прослушанного текста. Обучение пересказу играет важную роль в формировании связной речи дошкольников. На занятиях по пересказу уточ няются словарь детей и звукопроизношение, развиваются ре чевой слух, внимание, память, мышление, воспитывается чув ство языка, формируется интерес к тому, как следует излагать мысли. Правильно подобранные тексты для пересказа оказывают эмоциональное, эстетическое, нравственное воздействие на малышей. В детском саду для обучения детей пересказу ис пользуются сказки. Они служат прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко вы ражены, мотивы поступков понятны. Важно эстетическое воз - действие сказок, мелодики их языка на детей. Сказки для пересказа должны быть подобраны в зависи мости от уровня развития детей, состояния их внимания, памяти и речи. Пересказ сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Совершенствуются все стороны речи дошкольников: лексическая, грамматическая, фонети ческая, интенсифицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чув ства ребенка, его эмоциональные и эстетические пережива ния. Идет активное пополнение и расширение словаря, так как работа над пересказом обеспечивает многократное повто рение ребенком нового слова в различных вариантах: вслед за педагогом, в ответах на вопрос, непосредственно при пересказе. Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизво дит их в
собственной речи, воздействие художественных произведений на личность, на его речевое развитие усиливается. Для решения вышеперечисленных задач на занятиях по пересказу сказок педагог может использовать беседу, объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрацию наглядного мате риала Выбор приемов обучения и методика их применения различны в зависимости от степени подготовленности детей, уровня их активности, самостоятельности.
Приложение№1
Приложение №2 Изображения «страха»
Литература: Арушанова А.Г.Речь и речевое общение детей.- М.,1999. Онисимова О.И. Самое прекрасное на свете. Сказки и истории для маленьких.СПб.:,2008 Нищева Н.В.Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.- СПб.:,2009.