"Отличия проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
Автор: Власова Дарья Сергеевна Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГОУ СПО "Саратовский областной колледж искусств"
Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Отличия проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
Отличия проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская и проектная деятельность сейчас широко используется в обучение
иностранным языкам. Однако есть существенные различия в планирование и реализации
данных видов деятельности в обучении и для плодотворного процесса обучения необходимо
строго различать два этих вида деятельности. В этой связи появляется вопрос о правильной
организации исследовательской и проектной деятельности.
Прежде чем говорить о отличиях этих видов деятельности нужно дать им
определение.
Учебная исследовательская деятельность - это специально организованная,
познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая
научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью,
предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний или способов деятельности [1,45].
Проектная деятельность— совместная
учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов
проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и
оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности
по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности.
Существует несколько этапов реализации исследовательской деятельности:
- определение сферы исследования: определение направления будущего исследования;
- формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;
- обозначение границ исследования: выбор темы;
- выработка цели, задач и гипотезы исследования;
- организация исследования: выявление и систематизация методов исследования;
- составление плана, определение последовательности проведения исследования;
- сбор и обработка информации;
- анализ и обобщение полученных материалов;
- формулирование выводов;
- подготовка отчета;
- публичная презентация результатов;
- оценка результатов.
А теперь рассмотрим основные этапы реализации проектной деятельности:
- определение темы и целей проекта;
- анализ проблемы;
- определение источников информации;
- постановка задач и выбор критериев оценки результатов;
- исследование;
- анализ информации;
- оформление результатов, формулировка выводов
- подготовка отчета;
- публичная презентация результатов;
- оценка результатов.
Таким образом мы видим, что исследование является одним из этапов реализации
проектной деятельности. Исследование не предполагает создание заранее запланированного
объекта в отличие от проектирования, где объект создания уже известен заранее. Проект
направлен на решение конкретных задач. А исследование, в свою очередь, это процесс
поиска и получения новых знаний.
Список литературы:
1. Быкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе.- М.; Чистые пруды, 2006.
- 32 с.
2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской
деятельности. Учебное пособие.- Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 72 с.
3. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа.-
2006.-№2.-С.45-49.