"Методика художественного образования младших школьников в процессе знакомства с городецкой росписью"

Автор: Белова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 145
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Методика художественного образования младших школьников в процессе знакомства с городецкой росписью"
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методика художественного образования младших школьников в

процессе знакомства с городецкой росписью
Городецкий промысел – явление яркое, солнечное в народном искусстве и привлекает интерес детей, поэтому есть возможность использовать его в работе с учащимися. Городецкая роспись развивает в детях смелую, свободную манеру работы, раскрывает красоту и обаяние, учит видеть мир разнообразным и объединяет прошлое и настоящее. Изящные кони, сказочные птицы вызывают у них восхищение, будят воображение, учат видеть необычное в окружающем мире, дорожить традициями своей семьи, школы, своего народа. Приобщение учащихся к традиционному искусству способствует формированию личности школьника как хранителя древнего искусства и созидателя культурных ценностей и традиций, а так же оказывает влияние на развитие творческих способностей, интереса к ИЗО, эстетического и художественного вкуса, формирования умений и навыков работы в декоративной манере письма. Городецкая роспись является доступным для изучения видом народного декоративно-прикладного искусства. И именно на занятиях по Городецкой росписи можно формировать навыки кистевой росписи. А это правильно держать карандаш, кисть. В 1 классе дети только начинают этому учиться, учитель обязан помочь. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным, рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть)). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий. Во 2 классе изучаются правильным приемам закрашивания изображений (закрашивать основу цветка, не выходя за его пределы контура). Формирование таких навыков развивает мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; способствует развитию мышления, а также развитию эстетического вкуса. Кроме того, с рисунком связана работа воображения. Замечено, что, чем подробнее и разнообразнее рисунки ребенка, тем легче ему впоследствии выражать свои мысли на письме. Развитие навыков кистевой росписи – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни населения: готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремлении избежать очевидных, традиционных решений, выдвижении нестандартных, неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации. Методика освоения Городецкой росписи с младшими школьниками Проанализировав школьные программы по изобразительному искусству, можно прийти к выводу о том, что наиболее полно обучение городецкой росписи раскрывается в программе «Изобразительное искусство и художественный труд», научный руководитель Т.Я. Шпикалова. Учащиеся знакомятся с традиционными народными промыслами, выполняют декоративные композиции. По данной программе изучение Городецкой росписи, формирование умений и навыков осуществляется с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения.
Одна из основных задач данной программы связана с обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства. Учащиеся овладевают приемами Городецкой росписи на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. 1 класс – отработка элементов: капельки, травки, скобка, спиралька листья, цветка и т.д. Составление травного орнамента или букета из данных элементов. Чтобы получить мазок «капелька», нужно поставить кончик кисти на лист, а затем, ведя кисть на себя, плавно прижимать ее к плоскости бумаги. Чтобы выполнить мазок «травка», нужно поставить кончик кисти на бумагу и медленно двигать ее к себе, постепенно прижимая к плоскости бумаги. Завершая написание элемента, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа. Чтобы выполнить элемент «скобка», нужно поставить кончик кисти на лист бумаги, медленно двигать к себе. В середине мазок окажется наиболее широким. Завершая, ведите кисть в ту сторону, куда должен лечь мазок, постепенно отрывая кисть от плоскости листа. Чтобы выполнить элемент «спираль», нужно поставить кончик кисти на лист бумаги и постепенно начинать раскручивать спираль по часовой или против часовой стрелки от центра к краю. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа . Элементы травного орнамента выполняются с постепенным усложнением, от самых простых – скобочек, травинок, капелек, штрихов, сеточек до более сложных цветков и листиков. Эти упражнения относятся к репродуктивному методу, способствующему формированию умений и навыков. Чисто словесные методы на этом этапе малоэффективны, тем более что изобразительное искусство – предмет практический, услышать и понять – еще не значит суметь. Поэтому учителю необходимо демонстрировать наглядный материал. 2 класс - повторение изученного и отработка элементов Городецкой росписи: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи, травки. А так же учащиеся, используя способ «примакивания» кисти к бумаге изображают декоративные листья и элементы растительного орнамента (купава, розан). Для выполнения круга - подмалевка нужно взять кисточку у самого черенка тремя пальцами, набрать краску. Поставить черенок перпендикулярно плоскости бумаги. Медленно поворачивая кисть вокруг оси перекатывать ее в пальцах по часовой стрелке. Зная и умея рисовать элементы росписи, можно без особого труда нарисовать цветы, но у них есть свои отличительные особенности. Последовательность рисования цветов: розан- сначала наносится цветовое пятно (основной цвет смешанный с белилами), затем основным цветом прорисовывает середину - маленький круг и лепестки – дужки. А затем белой краской делаем оживку в виде точек, прямых и волнистых линий. По аналогии выполняется цветок купавки, отличительной особенностью которого является смещение центра цветка вверх, вниз, вправо или влево. Так же во 2-ом классе отрабатываются элементы образов птиц. Изображение птиц – широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народных художественных промыслов эта тема, так или иначе рассматривается. Не является исключением и городецкая роспись – многие чаши, панно, подставки украшены сказочными птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечных лучиков. Последовательность рисования птицы: рисуем каплю - туловище. Двумя дугообразными линиями рисуем хвост. Делим хвост на отдельные перья. Прорисовываем крыло, каплевидной формы (капля опущена вниз). Прорисовываем мелкие детали (гребень, клюв, бородка, и т.д.). Учителю необходимо показывать технологию выполнения
того, или иного элемента. Учащиеся выполняют небольшие композиции из данных элементов. В 3 классе основное внимание уделяется составлению композиций по мотивам Городецкой росписи на бумажных шаблонах. Детям рассказывают о существовании традиционных схем расположения узора в прямоугольной форме: с одним крупным цветком и несколькими мелкими; с двумя крупными и тремя крупными цветками в сочетании с разным количеством мелких цветочков. Последовательность работы над композицией: сначала рисуется самый крупный цветок (цветки), затем цветы помельче, потом листочки, и в конце выполняется теневка и оживка всей композиции. Учащиеся повторяют ранее изученное и знакомятся с новыми элементами – образом «конь», а так же актуализируют умения по отработке элементов в форме упражнений. Учащимся предлагается расписать один из элементов кухонного набора (разделочная дощечка, баночка для сыпучих продуктов). Последовательность выполнения «Вороной конь»: кистью, насыщенной черной краской, пишется мазок, подобный тому, каким пишут шейку и грудь птицы. К этому мазку приписывается еще один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается изогнутая шея и грудь коня. К передней части туловища коня приписывают очертание седла. От задней линии седла пишется круп коня. К изогнутой шее приписывают небольшую округлую продолговатую головку. К голове коня приписывают острые треугольные ушки. К туловищу дописывают верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой. К верхним частям ног приписывают их нижние части от колена до копыта. Тщательно выполняют копытца коня, иногда похожие на черные остроконечные листики. Следующая стадия работы - изображение хвоста. Пышный струящийся хвост выполняется свободными плавными движениями кисти. После окончания работы над силуэтом коня закрашивают ярким нарядным цветом седло, пишут уздечку. И после выполняется оживка. В 4 классе дети снова повторяют все ранее изученные элементы, также к ним добавляется сюжет. Последовательность рисования барыни: работа начинается с изображения кружка примерно 1,5-2 см в диаметре. Будущее лицо барыньки. После приступают к изображению прически черным или темно-коричневым цветом. Дальше приписывается к головке шейка, заранее зная, какое платье и с каким декольте наденет барыня. В нашем случае вырез у платья треугольный, поэтому шейку и вырез платья также покрывают белилами. Для написания плеч и рук женской фигуры требуется всего два мазка широкой кистью. Одним мазком обозначают левое плечо и согнутую в локте левую руку, другим - правое плечо и вытянутую, чуть отведенную от туловища правую руку. Завершая написание верхней части женской фигурки, пишем тонкую талию, точно и к месту нанося каждый из широких плавных мазков. Завершается рисунок фигурки написанием белилами кистей рук. На этом этапе обычно оформляют личико барыньки. Неотъемлемой частью костюма городецкой щеголихи всегда была пышная узорная юбка. Особо следует сказать об оформлении нижнего края юбки. Городецкие мастера никогда не написали бы его совершенно прямым, сделают чуть изогнутую «живую» линию, которая проводится, как правило, черным цветом, контрастным к цвету костюма. Если рядом стоят несколько женских фигур, то этим единым черным штрихом подчеркиваются все женские юбки, из- под которых видны остроносые башмачки. Это один из характерных городецких приемов, завершающий костюм барыньки, его видно на многих городецких донцах. Башмачки бывают разными по рисунку - чуть заметными или видными полностью, с высокими каблучками. После выполняется теневка и оживка платья. По аналогии выполняется кавалер. Учащимся может быть предложено, выполнить задание на импровизацию, создать композицию по мотивам Городецкой росписи. Если у детей все получается и остался интерес, то можно усложнить работу- проиллюстрировать сказку.
Можно выбрать любую сказку, но лучше, если это будет известное произведение, к персонажам которого дети привыкли и считают вполне естественным изобразить их графически. Кроме того, желательно, чтобы данная сказка имела несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты, ее сопровождающие. Для достижения наилучшего эффекта следует провести цикл уроков по одному выбранному литературному произведению и последовательно проанализировать взаимоотношения героев, место действия и обстановку. Для того чтобы начать работу над иллюстрированием литературного произведения нужно познакомить детей с самим понятием иллюстрирование, известными художниками-иллюстраторами, показать репродукции, внимательно рассмотреть иллюстрации к разным литературным произведениям и проанализировать их: как художники передают сказочные происшествия, выделяет главное в композиции, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях. Следующий этап работы – иллюстрирование выбранного литературного произведения. Ведь каждый учитель изобразительного искусства стремится развивать у ребенка художественно–образное мышление, воображение, фантазию. Рисование иллюстраций к литературным произведениям дает школьникам возможность внимательно вчитываться в содержание текста, заставляет образно и ассоциативно мыслить. В процессе рисования иллюстраций ученик испытывает эмоциональное воздействие и двойное переживание содержания текста, а в сочетании с использование методических приемов и средств, способствующих развитию воображения, дают положительный эффект, влияют на воспитание эмоционально-чувственной сферы, развитие способности творческого самовыражения. Условия успешного обучения младших школьников Городецкой росписи Декоративно–прикладное творчество представляет значительную ценность для эстетического воспитания детей. Программа по декоративно–прикладному творчеству обеспечивает развитие у учащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусства с целью формирования эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы по этому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. Большое разнообразие методов и приемов работы с учащимися позволяет организовывать работу наиболее эффективно. Так, при выполнении творческой работы важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого учитель задает проблемные вопросы, использует метод словесного рисования, знакомит с иллюстративным материалом. Включение в содержание занятий проблемного метода обучения создает очень хорошие условия для развития творчества. Учащиеся выполняли задания на импровизацию, создание композиций по мотивам городецкой росписи. Перед выполнением заданий можно организовать экскурсию – посещение детьми музея декоративно – прикладного искусства, познакомить школьников с предметами искусства, народного быта. Это будет не только одним из этих этапов подготовки учащихся к выполнению задания, но и средством эстетического, патриотического воспитания, знакомство с историей родного народа расширит кругозор детей. В начале каждого урока по изучению городецкой росписи рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях. Беседы, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов по данной росписи. На этих занятиях важным является подбор примеров, которые позволят рассмотреть основные правила, приемы, средства композиции. Повышению эффективности учебного процесса помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, открыток с изображением произведений известных городецких мастеров.
Одним из действенных путей развития творческой личности является овладение приемами художественной деятельности на основе принципов народного искусства: повтора, вариаций, импровизации. Повтор и вариации рассматриваются как необходимое условие эстетического воспитания и развития творчества учащихся. Использование приемов и методов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников. Применяются такие средства дифференциации:  Разработка заданий различной трудности и объема;  Разная мера помощи учителя учащимися при выполнении учебных заданий;  Вариативность темпа освоения учебного материала;  Индивидуальные и дифференцированные домашние задания. Практика показывает, что на каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциации и индивидуализации. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе объяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания, но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать как учитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся по данному предмету ученики – консультанты. Использование дифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений и навыков зависит от специфики задач урока, уровня подготовленности и интереса к учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика. Задания можно классифицировать на 3 вида:  Тренировочные, где предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки ;  Частично – поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;  Творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий; Работа с младшими школьниками должна включать элементы дидактических игр и игровых моментов, особенно на тех занятия, где материал для осмысливания вызывает особые затруднения. Можно использовать игру в путешествие, сундучок со сказками, викторины, кроссворды. Наблюдательность, анализ и синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходства и различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например: 1. Проводится игра «В гостях у народных мастеров». Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот беда по дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерам распределить узоры к изделиям и расставить таблички. 2. Игра «Подбери пару». На доске крепятся вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученным видам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиям в зависимости от уровня наблюдательности, уровня
аналитико-синтетической деятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки, размеры. 3. Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному виду росписи. При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор, относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Дети могут выявить: 1. По форме; 2. По узорам; 3. Без цветов. 4. Творческие задания. Здесь дети воспроизводят по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу, закрепляют практические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при более сложных условиях. Наглядные пособия, должны включать традиционные элементы, способы передачи движения, закономерности построения объектов, таблицы, раскрывающие методическую последовательность выполнения декоративных работ. Хороший результат в работе дает грамотное руководство самостоятельной работой учащихся. При излишней опеке дети становятся менее активными и нерешительными в выборе сюжета. При выполнении тематической композиции поощряется творческая самостоятельность и фантазия учащихся. Эффективный результат дает коллективная работа. Дети могут объединяться по принципу работы в парах. Тем самым учащиеся становятся более требовательными к своей работе, стараются не подвести товарища по парте. При таком выполнении работы учащиеся делают эскизы индивидуально, обсуждают их, выбирают лучший и выполняют окончательный эскиз на основном формате. Таким образом, каждый ученик вкладывает в работу свой труд. Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работ в процессе декоративной деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества учителя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задания, рождается коллективная инициатива и соревнование. Воспитательная ценность коллективной деятельности детей состоит в том, что такое художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик, а так же на эстетический вкус ребенка. Анализируя детские работы, учитель раскрывает, соответствуют ли они поставленной задаче, что удалось и что можно предпринять для улучшения. Оценивать работы можно с использованием разнообразных игровых приемов, введением призов. Немаловажную роль играет оформление кабинета, в котором проходят занятия, правильная организация рабочего места ученика и учителя. Конечно, в начале у детей их работы будут далеки от совершенства, но в их росписях можно будет увидеть все характерные признаки городецкой росписи, при этом самым главным станет то, что дети прикоснутся к настоящему народному искусству. У них появится уважение к народному искусству, но это уважение надо воспитывать терпеливо и тактично. Красота искусства важна и дорога всем, но детям она особенно нужна. В системе учебно-воспитательного процесса, особенно на занятиях изобразительного искусства, воспитание младших школьников является важным, так как, кроме того, что у них развивается эстетические качества, ребенок развивается и как личность: духовные
потребности, нравственные идеалы, личные и общественные представления, мировоззрение. Все перечисленные человеческие качества могут развиваться под влиянием различных факторов. Важными среди этих факторов являются и природа, и труд, и все что нас окружает в действительности: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Младший школьный возраст является самым прекрасным возрастом в эстетическом воспитании, потому, что именно в этом возрасте у ребенка формируется отношение к окружающему миру. Самую главную роль в воспитании играет, конечно же, учитель. Умелая методика воспитания педагога способна основать надежный фундамент эстетического развития личности, а тем самым заложить подлинное мировоззрение человека. На сегодняшний день народное творчество является универсальным видом изобразительного искусства. Живопись городецких мастеров отличается наблюдательностью, легкостью, плавностью выведения орнамента. Характерные особенности городецкой школы передавались мастерами из поколения в поколение. Богатая палитра росписи не имела ограничений, хотя все изделия городецких мастеров отличала огромная культура цвета. Таким образом, при использовании традиционной техники кистевой росписи, у детей повышается интерес к урокам изобразительного искусства, увеличивается разнообразие и улучшается качество детских выполненных работ.