"Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках"

Автор: Точилина Наталья Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шатовская СШ
Населённый пункт: село Шатовка, Арзамасский район, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках"
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ ШАТОВСКАЯ СШ

ДОКЛАД

на тему:
« Борьба с усталостью и потерей внимания на уроках» Подготовила: Точилина Н.В., учитель начальных классов
Село Шатовка 2016 Одним из основных факторов, определяющих успешность обучения детей, является хорошо развитое внимание и их организованность. Хорошо успевающие дети имеют лучшие показатели развития внимания. Различные свойства внимания (объем, устойчивость, навыки переключения и распределения) вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным дисциплинам. Внимательные дети хорошо учатся благодаря высокому уровню распределения внимания и, исходя из этого, высокому индивидуальному темпу работы. У невнимательных детей даже высокий индивидуальный темп работы может сочетаться с низкой успеваемостью. Поэтому перед учителем стоит задача: преподнести учебный материал так, чтобы дети с разным уровнем внимания могли максимально усвоить и удержать в памяти полученные знания для их дальнейшего применения. Дети, попадающие учиться в один класс, значительно различаются не только по показателям объёма, распределения и устойчивости внимания, но и имеют разную степень работоспособности в течение дня и учебной недели. Работоспособность – умение мобилизовать внимание на высококачественное выполнение той или иной работы. Работоспособность зависит от разных факторов: 
Физиологических
– возраст, пол, состояние здоровья, питание, отдых; 
Физических
– воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения помещения, температура воздуха, его влажность; 
Психических
– самочувствие, настроение, а также восприятие поощрения, порицания. В повседневной жизни эти факторы действуют в совокупности. Знание физиологических особенностей детей позволяет рационально строить учебный процесс. Чем дети младше, тем они менее работоспособны, менее сопротивляются утомлению. У детей 6-8 лет, как известно, слабая мышечная
работоспособность, сила и выносливость. В конце учебного дня они испытывают усталость, что естественно: после любого умственного или физического труда наступает утомление. Но чувство утомления бывает и утром. Оно может быть связано с недосыпанием детей, не соблюдающих режим дня, состоянием здоровья, длительной по времени подготовкой домашних заданий и даже природными изменениями, возникающими в течение суток. Постоянная усталость может перейти в переутомление, характеризующееся сонливостью, вялостью. В результате школьники жалуются на усталость уже в начале учебного дня. Чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, им необходимы двигательные физкультминутки, которые позволят передохнуть, расслабиться и настроить организм на эффективную работу. С целью сохранения здоровья детей рабочий день мы начинаем с проветривания кабинета и проведения гимнастики, которая служит организационным и мобилизующим фактором. При составлении комплекса физических упражнений мы учитываем, с какого урока начинается учебный день. Если первый урок - русский язык, включаются упражнения для развития мышц кисти; если литературное чтение, то в комплекс включаем упражнения, укрепляющие мышцы глаз. Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрасту и индивидуальным возможностям детей. В течение урока мы 4-6 раз меняем виды учебной деятельности, причём средняя их продолжительность не превышает 8 мин. На 20 и 35 минутах урока необходимо провести физкультурную минутку, которая поможет снять утомление. Кроме этого полезны динамические паузы. Мы их проводим на школьном дворе. В программу динамических пауз включаем общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Особенно эффективны физкультминутки, которые проводят сами дети. Физкультминутки с использованием стихотворений способствуют ещё и развитию памяти. Физкультурные паузы на уроке являются частью системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Как показывает практика, большой эффект даёт проведение подвижных перемен. Они помогают снять усталость и способствуют физическому развитию. Непоседливым, не умеющим ни на чём сосредоточиться полезна релаксация «поза покоя» (дети находятся в удобных для них позах). Педагог медленно, тихим голосом произносит: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют, Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень лёгкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно – Расслабление приятно! Детям, быстро утомляющимся, периодически следует менять умственную деятельность на физическую. Для этого используются кратковременные игры. Легко возбудимые дети комфортно себя чувствуют в малочисленных группах, участвуя в спокойных играх. Медлительным детям даётся больше времени на выполнение того или иного задания, а игры подбираются с постепенным увеличением темпа, с элементами соревнования. Не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную перемену, показать свои умения способствует формированию иного мнения учителя о них и помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие перемены повышают активность и работоспособность на последующих уроках. Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный
настрой и работоспособность, а это способствует сохранению и укреплению здоровья.