"Профессия учителя - стрессогенная профессия".

Автор: Чернобурова Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 1106
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Профессия учителя - стрессогенная профессия".
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Чернобурова Е.А., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 107 Профессия учителя относится к эмоционально напряженным, а следовательно, стрессогенным. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Почему это происходит? Профессия педагога, как известно, относится к профессиям типа «человек-человек». Это публичная профессия, сродни актерской. И поэтому требует высоких эмоциональных затрат. Работая над этой статьей, я познакомилась со статистическими данными, которые говорят о возрастании заболеваний нервной системы среди педагогов. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», а у трети учителей (это более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Почему я делаю акцент именно на нарушениях в нервной системе педагогов? Во-первых, от психического здоровья педагога зависит успешность учебно-воспитательного процесса, психическое здоровье учащихся. Во-вторых, психическое здоровье учителя – это его психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт). В-третьих, это способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные. Учительская профессия эмоционально затратная. Теоретики разрабатывают и поучают действующих учителей, как правильно расслабляться после трудового дня, как дышать, чтобы сохранить голос, как образом проводить пятнадцатиминутные «перемены» между уроками, о
необходимости регулярно обращаться к психологу. Читая все эти поучения, невольно примеряешь их на себя. И понимаешь, что все советы от «кабинетных ученых» настолько далеки от действительности. В теории существуют тренинги, лекции, беседы, спортивно-оздоровительные мероприятия для восстановления профессионального здоровья учителей. А на практике учитель остается один на один со своими проблемами, с усталостью, с нервным напряжением. И результат – раздражение, плохое качество труда, нежелание прогрессировать. Может, пора самим позаботиться о себе, предпринимая какие-то активные действия? Пока мы сами не подумаем о себе, не поднимем себя на высоту, пока не заставим правительство понять, что от здоровья учителя зависит здоровье подрастающего поколения, здоровье нашей России, так и будем ужасаться статистическим данным, жалеть себя. Сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, низкая самооценка учителей, - это показатель того, что одна из самых крупных профессиональных популяций охвачена моральной апатией, дипрессией. Утрачено самое важное – понимание себя как личности в обществе. И как следствие – невротические и психологические расстройства Необходима теория профессионального здоровья учителей, которая действительно будет работать, а не существовать на бумаге. В нее обязательно должна включить в себя два подхода в определении здоровья и его нормы – это медицинский подход и психологический. Психическое здоровье (а я на этом настаиваю) не есть отсутствие конфликтов, проблем, оно, скорее, означает зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.