"Невидимые нити в весеннем лесу".

Автор: Фаттахова Венера Ахмадгазиевна
Должность: учитель начальных классов-логопед
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 12"
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: "Невидимые нити в весеннем лесу".
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

УРОК 2 класс.

НЕВИДИМЫЕ НИТИ В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ
Целевые установки урока Предметные результаты: • приводить примеры невидимых нитей в весеннем лесу; • выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах; Метапредметные результаты: • рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в весеннем лесу; • извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе; • анализировать рисунки и схемы в учебнике; • соотносить их между собой; • сравнивать разные виды схем, в том числе работая в паре; • моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем; • рассказывать по схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу; • использовать дополнительную литературу для написания собственного рассказа о кукушке. Личностные результаты: • осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными. Оборудование. У учителя — магнитофон, запись первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева). У учащихся — ножницы, клей; цветные карандаши или фломастеры. ХОД УРОКА Актуализация знаний и умений. В начале урока учитель проверяет выполнение учащимися заданий № 2 и 4 на с. 48—49 рабочей тетради. Если у детей возникли трудности при выполнении задания № 2, учитель может помочь им, используя свои фенологические наблюдения и соответствующие записи. После проверки выполнения заданий в рабочей тетради несколько учеников разыгрывают подготовленную дома сценку из весенней жизни зверей. Целеполагание. Музыкальной визитной карточкой темы данного урока, как и предыдущих уроков, посвящённых экологической проблематике, является первый куплет и припев песни И. Николаева «Расскажите, птицы». Учитель спрашивает, догадались ли дети, о чём пойдёт речь на уроке. Во вступительной беседе необходимо актуализировать знания, полученные детьми на уроках по экологии в осеннее и зимнее время. Эту беседу можно провести по вопросам рубрики «Вспомним» на с. 90 учебника. Если дети забыли материал, особенно осенний, учитель помогает им наводящими вопросами или обращением их к соответствующим страницам учебника, в том числе и I части (с. 102—105 I части; с. 36—38 II части). Аналитический этап . Изучение нового материала можно организовать по-разному: 1) как рассказ учителя с применением интерактивной доски, 2) как чтение текста на с. 90—93 учебника с комментариями учителя или 3) как пошаговую подачу информации. В настоящем пособии будет кратко рассмотрен способ пошаговой подачи информации. I шагом является усвоение детьми того, что растения с яркими цветами и нектаром привлекают к себе насекомых, которые, питаясь нектаром, осуществляют опыление растений. Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 91 учебника и делают вывод, что польза для растений и животных является двусторонней. Обобщая ответы детей, учитель подчёркивает, что не только ива, но и все растения с яркими цветками, сильным запахом и нектаром (медуница, фиалка, мак, шиповник, роза, табак душистый, яблоня, вишня) приспособились к опылению их насекомыми. Те растения, которые этого не имеют (лебеда, полынь, берёза, орешник, ель, сосна), опыляются ветром. Тренировочные упражнения. Закрепляется материал первой части урока при выполнении задания № 1 на с. 50 рабочей тетради. Аналитический этап. II шаг посвящён изучению пищевой цепи «растения → насекомые → птицы». Дети под руководством учителя рассматривают схему на с. 92 учебника. В данном случае связь между деревом и птицей является не прямой, а опосредованной, и второклассникам бывает трудно её понять. Учитель задаёт следующие вопросы, комментируя ответы детей: «Мы только что видели, что насекомые (бабочки, шмели, пчёлы) полезны для цветущих растений, потому что, питаясь, они одновременно опыляют растения. А вот гусеницы, которые питаются листьями, цветами и семенами растений, полезны для растений? Что будет, если гусениц будет слишком много? Кто может помочь деревьям? Взгляните на рисунок. Кто питается гусеницами? Значит, птицы полезны для растений. А зачем птицы ловят гусениц? Мы знаем, что кукушка отличается от других птиц. Оказывается, люди не правы, считая, что кукушка — плохая мать. Наоборот. Она единственная из птиц, которая питается ядовитыми мохнатыми гусеницами. Но птенцы их есть не могут, поэтому кукушка и подкидывает свои яйца в гнёзда к другим птицам, чтобы они вскармливали кукушонка мошками и съедобными гусеницами. Получается, что кукушка приносит двойную пользу. Таким образом, птицы, как и хищные звери, играют роль санитаров леса». Тренировочные упражнения. Закрепляется материал второй части урока при выполнении задания № 3 на с. 51 рабочей тетради. Выводы и обобщения . Обобщается материал всего урока посредством ответов детей на вопросы рубрик «Подумаем!» и «Проверим себя» на с. 93 учебника. В конце занятия учитель или один из учеников читает вывод урока в учебнике. Региональный компонент . В классах школ регионов Крайнего Севера и полупустынных районов Калмыкии необходимо акцентировать внимание на яркости цветов в тундре (полупустыне), так как время цветения там скоротечно, а насекомых мало. В классах школ горных районов страны можно указать, что у многих насекомых стали укороченными крылышки, чтобы ветер не заносил их на большую высоту, где нет для них пищи. Физкультминутки можно провести под музыку первого куплета и припева песни «Расскажите, птицы». Домашнее задание. Теоретический материал на с. 90—93 учебника, задания № 2 и 4 на с. 51 рабочей тетради. Рекомендации для занятий в семье. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 51 рабочей тетради.

Тест по теме: «Невидимые нити в весеннем лесу».
1. Что насекомые переносят с цветка на цветок? А) пыльцу Б) нектар 2. Какая птица поедает мохнатых гусениц? А) воробей Б) сокол В) кукушка 3. Какие насекомые кормятся на цветущих растениях? А) пчелы, шмели Б) мухи, комары 4. Какая птица не строит гнезда? А) скворец Б) кукушка 5. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу: