Учебная фирма "Сварщик"

Автор: Чалбаакай Чодураа Эдер-Ооловна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ Республики Тыва "Ак-Довуракский горный техникум"
Населённый пункт: г.Ак-Довурак Республика Тыва
Наименование материала: Инновационная модель профессионального образования
Тема: Учебная фирма "Сварщик"
Дата публикации: 24.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Тыва

«Ак-Довуракский горный техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании директор ГБПОУ РТ ПЦК технических дицилин «Ак-Довуракского горного техникума от «____»___________201___ г. ______________________Ч. С. Ооржак Протокол №________________ Приказ №________________________ от «____»___________________201____г. ОДОБРЕНО на заседании Педагогического совета техникума от «___»______________201___г. Протокол№__________________
Инновационная модель профессионального образования

Учебная фирма «Сварщик»

Ак-Довурак - 2014 год
1

Модель профессионального образования Учебная фирма«Сварщик»:
инновационный проект / Разработчик: Чалбаакай Ч.Э. : ГБПОУ РТ «Ак-Довуракский горный техникум».г. Ак-Довурак – 2015 . 24с. Модель профессионального образования Учебная фирма «Сварщик» - инновационная форма организации образовательного процесса согласно ФГОС. Учебная фирма — модель предприятия по профессии «Сварщик» по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих, созданный на базе «Ак- Довуракского горного техникума», в которой ситуация производства имитируется и работает как реальное предприятие или фирма. В соответствии с профилем, обучающиеся осуществляют все виды деятельности реального предприятия или фирмы: организуют покупку, производство и продажу товаров и услуг; проводят маркетинговые мероприятия, принимают управленческие решения по работе с персоналом; овладевают административным и коммерческим мастерством, которое необходимо для работы в реальном бизнесе. Данная технология организации образовательного процесса учит бизнесу в защищенных условиях, сокращая риск неудачного предпринимательства. Основной задачей деятельности любого профессионального образовательного учреждения - подготовка студентов к овладению определенной профессией в комплексе профессиональных навыков и компетенций. Учащиеся в Малой учебной фирме «Сварщик» занимаются изготовлением и продажей продукции сварочных работ, разрабатывают рекламу, каталоги и прочее, т.е. выполняют все необходимые практические действия в соответствии с компетенциями, включенными в образовательный стандарт по конкретной специальности.
Ответственный редактор:
Чалбаакай Чодураа Эдер-ооловна

мастер производственного обучения ГБПОУ РТ «Ак-Довуракского горного техникума»
Составители :
Чалбаакай Ч.Э.- мастер производственного обучения «Ак-Довуракского горного техникума» Адрес: 668051, г. Ак-Довурак Республика Тыва, улица Юбилейная , д.1 телефон 8 (39433) 2-16-68, 2-16-19 E-mailagt. tuva@yandex. ru 2

Актуальность обоснование необходимости модели профессионального образования.
В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в практико- ориентированных специалистах, изменение их роли, места и функций, повышение требований к компетентности. Специалисту, чтобы быть востребованным, необходимо адаптироваться
к рынку

труда
. В новых условиях рыночной экономики общество обоснованно предъявляет
новые

требования
к подготовке конкурентоспособного специалиста: высокий уровень квалификации и профессионализма, гибкое мышление и профессиональная мобильность, постоянный профессиональный рост и самосовершенствование, профессиональная компетентность, умение выработать собственную стратегию и тактику профессиональной деятельности.Образовательному учреждению в условиях конкуренции, чтобы удовлетворить требования рыночной экономики, необходимо при оказании образовательных услуг позаботиться о качестве подготовки своего специалиста, которое будет оцениваться по качеству его знаний: полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, конкретность, обобщенность. Новые требования требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой. Разработка и внедрение в образовательный процесс учреждений профессионального образования современных моделей профессионального образования будут способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов. Основной задачей деятельности любого профессионального образовательного учреждения является подготовка студентов к овладению определенной профессией, т.е. комплексом профессиональных навыков и компетенций. Для решения этой задачи неоценимую помощь может оказать образовательная технология «Учебная фирма».Новизна образовательной модели заключается в следующем: - на основе выявленных характеристик рынка труда и новых требований к подготовке специалиста разработана обобщенная модель конкурентоспособного специалиста; - определены факторы и педагогические условия выбора современных методов и технологий обучения, активизирующих познавательную деятельность студентов; -разработаны модель формирования педагогического мастерства преподавателя и механизм ее реализации в профессиональном учебном заведении; -выявлены особенности применения современных моделей профессионального образования. 3

Инновационная модель профессионального образования

Учебная фирма «Сварщик»

Цель:
Организация и осуществление деятельности Учебной фирмы «Сварщик» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении Республики Тыва «Ак-Довуракского горного техникума».
Задачи инновационной модели:
- создание рабочих мест для прохождения учебной и производственной практики по профессии «Сварщик»; - овладение профессиональными навыками в условиях действующего предприятия по оказанию сварочных услуг населению города; - создание новой модели учебно-производственной деятельности по профессии «Сварщик»; - обучение предпринимательской деятельности; - адаптация на рабочем месте; - формирование навыков работы в трудовом коллективе; - воспитание трудолюбия, целеустремленности в достижении целей, самостоятельности, предприимчивости и мобильности в выполнении поставленных производственных задач по выполнению сварочных работ; - подготовка квалифицированных кадров, мобильных на рынке труда; - повышение эффективности использования сварочных полигонов мастерских и оборудования учреждения; - получение доходов от оказания услуг населению малой учебной формой.
Направления деятельности Малой учебной фирмы:
- учебно-производственная деятельность; - предпринимательская деятельность; - трудоустройство; 4

Содержание инновационной модели профессионального образования

Учебная фирма «Сварщик»
Модернизация региональной системы общего образования основывается на стратегических приоритетах развития общего образования Российской Федерации до 2020 года и ориентировано на достижение главной стратегической цели развития образования в Республике Тыва – обеспечение нового качества образовательных результатов в соответствии с потребностями инновационного развития региона по комплексной региональной программе «Концепция развития среднего профессионального образования Республики Тыва на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва №651 от 13.11.2013 года Обеспечение повышения качества образования в соответствии с новыми требованиями ФГОС и общества подразумевает применение новых и эффективных моделей обучения в соответствии с требованиями новой рыночной экономики. Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. Существующая в системе профессионального образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания самостоятельной активности студентов в развитии профессионально значимых качеств и способностей согласно компетенциям выдвинутых в новом ФГОС. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности студента зависит не только от приобретенных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформированности, способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию. Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с одной стороны, и удовлетворение запросов личности в образова тельных услугах - с дру гой, заставляют образовательные заведения пересматривать учебный процесс, внедрять новые модели обучения. В системе профессиональ ного образования должен быть более ярко выражен творческий подход, предполагающий усиление внимания к имитации профессиональной деятельности в учебном процессе, поэтому про блема разработки имитационных методов обучения является
актуальной
. Это позволило использовать и внедрить в практику новый имитационный метод обучения в форме
«Учебной фирмы»
и рассматриваемый как систематизированная совокупность имитационных методов. «Учебная Фирма» как метод обучения имеет все характерные методам признаки: - определенные форма и управление познавательной деятельностью студентов; -специфическое усвоение знаний студентами; -управление и обмен познавательной информацией между студентами и преподавателем; -стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности студентов; Имитационный метод «Учебная фирма» включает следующие этапы: 1. Создание модели профессионального образования «Учебная фирма» (презентация «Учебной Фирмы», анализ среды); 2. Функционирование Учебной фирмы «Сварщик», контроль исполнения профессиональной деятельности, установление партнерских отношений; 3. Создание автоматизированного рабочего места сварщика. Большие возможности открываются для внедрения в учебный процесс "Учебной фирмы", под которой мы понимаем систематизированную совокупность имитационных методов, обладающей такими
возможностями
как: · - проектировать элементы образовательной деятельности на рабочем месте при помощи: использования реальной ситуации, отвечающей потребностям рынка труда; -моделирования ситуаций, возникающих в процессе работы предприятия; 5
-воспроизведения отношений различных отделов предприятия и внешних структур (клиенты, поставщики, банк); Создавая имитацию будущей реальной профессиональной деятельности студента на различных этапах ее становления, у студентов появляется возможность поработать во всех отделах предприятия, выполнить ту работу, которую им не доверяют на базах практики в силу их не полной компетентности, что формирует у учащихся целостное представление о работе предприятия, взаимосвязи его отделов и служб, их функций, документооборота предприятия; сформировать навыки коммерческой деятельности. Совмещая цели обучения с коммерческими задачами предприятия, учащиеся обучаются в специфической рабочей среде, которая позволяет обучать их посредством выполнения ежедневных обязанностей. Изучается в ходе работы принципы теории бизнеса, так как они сами занимаются бизнесом в соответствии с принятой практикой ведения дел; · Следует показать учащимся на практике межличностные отношения в рыночных условиях: основной принцип функционирования Учебной фирмы - «делая – познаю» позволяет совершенствовать профессиональные и личностные профессиональные качества. Учебная фирма «Сварщик» (далее - УФ «Сварщик») на базе техникума помогает сформировать у будущего рабочего с практическими навыками в сварочном деле, заключении сделок и формировании документов. Такой подход к организации обучения позволяет включить каждого студента в активную деятельность и показать, что от работы каждого зависит результат, полученный отделом и предприятием в целом. В Учебной фирме наиболее ярко проявляются черты характера и качества личности отдельных студентов, выполняющих руководящие роли. При создании УФ «Сварщик» необходимо руководствоваться следующими
педагогическими целями:
- Существенное сокращение разрыва между процессом образования и требованиями рынка труда путем максимального приближения условий обучения к условиям работы в реальных фирмах по выбранным направлениям подготовки специалистов (коммерция, производство, торговля и т. д.). - Установление новых взаимоотношений, как между студентами, так и между преподавателями и студентами в рамках работы Учебной фирмы; - Значительное повышение требований к уровню практических знаний и умений преподавателей- консультантов. - Формирование личностных и профессиональных качеств студентов, рост их мотивации в обучении по выбранной специальности, умение работать в коллективе. - Приобретение опыта работы в рыночных условиях, но безопасных для бизнеса. Это может исключить значительные ошибки выпускников уже в условиях реального бизнеса. УФ «Сварщик» позволяет решать следующие
педагогические задачи:
-совершенствовать качество подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста средней квалификации; - адаптироваться к новым видам и новым условиям профессиональной деятельности; - постоянно повышать профессиональное мастерство специалиста и овладевать качественно новыми знаниями в своей сфере; - быстро ориентироваться в потоке информации и внедрять ее в свою профессиональную деятельность; - совершенствовать педагогическое мастерство преподавателя. МУФ «Сварщик» работает подобно реальному предприятию и выполняет все свойственные ему
функции.
Для осуществления деятельности «Учебной Фирмы» обычно выделяется отдельный "офис" с компьютерами, факсом, ксероксом и прочей настоящей атрибутикой, предоставляются учебно-производственные помещения: сварочный полигон, мастерские, оборудование. В УФ «Сварщик» представлены подразделения, соответствующие основным управленческим функциям любого предприятия: 1. планирование (планово-экономический отдел); 2. учет (бухгалтерия); 6
3. обеспечение производства (отдел закупки и складирования); 4. реализация продукции, товаров и услуг (отдел сбыта и маркетинга); 5. управление персоналом (отдел кадров); Обучающийся за время работы в МУФ «Сварщик» успевает поработать в каждом из отделов фирмы, чтобы закрепить знания, полученные на теоретических курсах. Перемещения способствуют не только расширению знаний, но и выработке психологических навыков работы в разных коллективах. Экспериментируя, находя наиболее эффективные способы выполнения профессиональных обязанностей, МУФ «Сварщик»существует не сама по себе - она может вступать в деловые отношения с другими «Учебными Фирмами» (созданными на базе других учебных групп) и с организациями внешней среды (налоговой инспекцией, организациями и ведомствами). В МУФ «Сварщик» имеются отделы и должности, которые соответствуют классификатору функций управления на реальном предприятии. При создании организационной структуры своей МУФ «Сварщик» студенты ориентируются наразработанный нами в процессе исследования классификатор функций управления предприятием (табл. 1). Таблица 1
Классификатор функций управления предприятием
№ Классификатор функций управления предприятием Комплексы задач 1 Управление стратегией развития 1.Долгосрочные перспективы. 2.Новые направления деятельности. 3.Развитие материальной базы. 4.Создание филиалов (отделений). 5.Бизнес – планы проектов. 6.Учредители (инвесторы). 2 Организация системы и процессов управления 1.Учредительные документы. 2.Организационная структура. 3.Функции управления. 4.Штатное расписание. 5.Положение о подразделениях. 6.Должностные инструкции. 7.Регламенты управления. 3 Управление персоналом 1.Кадровая политика. 2.Подбор персонала. 3.Оценка и аттестация. 4.Расстановка персонала. 5.Обучение персонала. 4 Управление социальным развитием 1.План социального развития. 2.Коллективный договор. 7
3.Социальные блага. 4.Социальные гарантии. 5.Социальное обеспечение. 5 Управление экономическим развитием 1."Портфель заказов". 2. Годовой (квартальный) план. 3.Экономические нормативы. 4.Критерии и показатели эффективности. 5."Дерево целей и решений". 6.Экономический анализ деятельности. 6 Управление финансами и бухгалтерским учетом 1."Портфель заказов". 2. Годовой (квартальный) план. 3.Экономические нормативы. 4.Критерии и показатели эффективности. 5."Дерево целей и решений". 6.Экономический анализ деятельности. 7 Управление техническим развитием 1.Новая техника и технология. 5.Материально-техническая база. 8 Управление основным производством 1.Валовая продукция. 2.Товарная продукция. 3.Незавершенное производство. 4.Готовая продукция. 5.Номенклатура изделий и деталей. 9 Управление качеством продукции 1. стандарты качества. 3.Операционный контроль качества. 4.Технический контроль качества. 5.Качество готовой продукции. 10 Управление трудом и заработной платой 1.Положение об оплате труда. 2.Контрактная система. 3.Нормативы управленческого труда. 4.Должностные оклады. 5.Фонд зарплаты. 6.Фонд премирования. 11 Управление охраной труда и техникой безопасности 1.Нормативы по технике безопасности. 2.Входной инструктаж. 3.Инструктаж на рабочем месте. 4.Инструкция по технике безопасности. 5.Критерии и показатели по охране труда. 8
12 Управление материально-техническим снабжением 1.Нормативы затрат ресурсов. 2.Потребности в ресурсах. 3.Заявки на ресурсы. 4.Поставки ресурсов. 5.Движение материалов на складе. 6.Складское хозяйство. 13 Управление маркетингом и сбытом продукции 1.Анализ рынка. 2.Каналы продвижения товара. 3.Цены. 4.Реклама. 5.Связи с общественностью. Алгоритм разработки новой модели УФ «Сварщик» предусматривает следующие этапы: 1. Создание УФ «Сварщик» , где рассматриваются презентация выбранной фирмы (виды деятельности, название, логотип, девиз, структура и т. д.) и анализ среды, в котором будет функционировать фирма (исследование спроса и предложения товара, конкурентные преимущества, SWOT - анализ); 2. функционирование УФ «Сварщик» , где осуществляется набор кадров (приказы, личные дела и т. д.), контроль исполнения профессиональной деятельности (должностные инструкции, аттестация и ротация кадров), установление партнерских отношений (бухгалтерские документы по командировочным расходам, договора о сотрудничестве); 3. создание автоматизированного рабочего места: Представленный в Таблице 2 алгоритм разработки новой модели УФ «Сварщик» устанавливает выявленное нами соотношение между педагогическими целями каждого этапа и применяемыми методами обучения. Причем, первые два этапа алгоритма (создание УФ «Сварщик» и ее функционирование) инвариантны и являются общими для всех специальностей системы среднего профессионального образования. Третий этап – вариативен и ориентирован на конкретную специальность.
Таблица 2

Алгоритм работы

МУФ «Сварщик»
9

№ п/п

Этапы (шаги)

Педагогические

цели

Имитационные

методы обучения

1. Создание МУФ «Сварщик»
1.1 Презентация МУФ «Сварщик» а) Выбор вида деятельности, название МУФ «Сварщик», логотип, девиз. Разыгрывание ролей. б) Разработка организационной структуры, штатного расписания фирмы. Выполнение индивидуальных задач. в) Составление и утверждение должностных инструкций сотрудников МУФ «Сварщик», изучение порядка регистрации и хранения документов. Упражнения – действия по инструкции. 1.2 Анализ среды а) Исследовать спрос и предложение товара. Анализ конкретных ситуаций. Решение ситуационных задач. б) Изучить конкурентные преимущества. Провести анализ среды с использованием метода СВОТ (SWOT – анализ). Упражнения – действия по инструкции. Выполнение индивидуальных задач.
2.Функционирование МУФ «Сварщик»
2.1 Набор кадров а) Оформить приказы по личному составу на основании заявлений от сотрудников «Учебной Фирмы». Упражнения – действия по инструкции. б) Заполнение трудовых книжек, заключение контрактов с сотрудниками «Учебной Фирмы», установление испытательного Имитация деятельности на тренажере. 10
срока. 2.2 Контроль исполнения профессиональной деятельности а) Установить соответствие деятельности сотрудника «Учебной Фирмы» должностным инструкциям Выполнение индивидуальных задач. б) Аттестация персонала, ротация кадров. Кейсовый метод. Упражнения – действия по инструкции. 2.3 Установление партнерских отношений а) Направление сотрудников в командировку (приказ директора «Учебной Фирмы», заполнение командировочных удостоверений). Разыгрывание ролей. б) Расчет и выдача подотчетных сумм на командировки. Упражнения – действия по инструкции. в) Заключение договоров на поставку продукции. Имитация деятельности на тренажере. г) Составление авансовых отчетов по возвращению из командировки. Упражнения – действия по инструкции. Деятельность студентов в УФ «Сварщик» оценивалась поэтапно. На первом этапе оценивается работа сотрудника УФ «Сварщик» с целью формирования управлять собой и умения организовать работу и работать в команде (коммуникативность, представительность, работа с коллегами и др.); работа с внешней средой – уметь продвигать свой продукт. При подготовке сварщиков основной акцент был сделан на формирование у будущих управленцев навыков работы в коллективе, способностей выходить из кризисных ситуаций, проводить анализ внешней и внутренней среды организации, сегментировать рынок, вырабатывать стратегию поведения фирмы в конкурентной среде. Дается конкретное задание: создать свою фирму, используя групповой метод. При выполнении задания группа делится на маленькие подгруппы, на 3-5 человек, каждая группа создает свою фирму. Работа выполняется в три этапа.
Этапы

Виды

деятельности

Роль в фирме

каждого

участника

Конкретные

действия

участников

Результат
I Создание фирмы, выбор вида Презентация бизнес-идеи 11
деятельности II Разработка бизнес-плана Презентация бизес-плана II Организация работы фирме Производство продукции IV Продвижение и реализация продукта Итоги реализации
Оценка деятельности каждого
Таблица 3
Контроль качества работы сотрудника

МУФ «Сварщик»
1.
Самостоятельная работа студента.

1.1. Дисциплинированность и умение управлять собой.
№ Критерий 1 сем 2 сем. Итоговая оценка 1. Трудовая дисциплина 5 5 5 5 2. Сосредоточенность и точность во время работы 5 4 4 4 3. Быстрота выполнения служебных обязанностей и поручений 4 4 3 4 4. Решительность при принятии решений 3 3 3 3 5. Уровень выполнения служебных обязанностей и других поручений 4 4 5 4 6. Активность в работе 5 5 5 5 7. Посещаемость занятий 5 5 5 5
1.2. Аккуратность в работе
1. Бережное отношение с документацией и техническими средствами 5 5 5 5 2. Чистота и порядок на рабочем месте 5 5 5 5 3. Аккуратность в одежде 5 5 5 5 4. Уровень выполнения правил и предписаний 4 4 4 4 5. Аккуратность при оформлении и хранении документации 4 4 4 5
1.3. Организация работы
1. Планирование своей 4 5 3 4 12
работы 2. Умение готовиться к работе 3 3 3 4 3. Организация выполнения должностных обязанностей и поручений 5 5 5 5 4. Самоконтроль своих действий 4 4 5 4 5. Выполнение менеджерских функций 3 3 3 3
1.4. Гибкость в работе
1. Готовность к выполнению работы не связанной со своими должностными обязанностями 5 5 5 5 2. Выполнение указаний администрации 5 5 5 5 3. Выполнение действий по собственной инициативе 4 4 4 4 4. Адаптация к меняющимся условиям работы 3 3 3 4 5. Твердость при отстаивании своей позиции 4 5 5 5
2. Работа в команде

2.1. Коммуникативность
1. Умение выражать свои мысли 4 4 3 3 2. Умение провести деловую беседу 4 4 4 4 3. Умение задавать вопросы 4 4 4 4 4. Умение слушать коллег 5 5 5 5 5. Своевременность и четкость передачи информации 5 5 5 5
2.2. Представительность
1. Вежливость и корректность 5 5 5 5 2. Элегантность 5 5 5 5 3. Отношение к внешности 5 5 5 5 4. Уверенность в себе 4 4 4 4 5. Порядочность 5 5 5 5 6. Знание делового этикета 5 5 5 5
2.3. Работа с коллегами и партнерами
13
1. Умение организовать и провести переговоры 4 4 4 4 2. Умение руководить другими сотрудниками 4 5 4 5 3. Умение работать с коллегами и партнерами на равных 4 4 4 4 4. Умение работать под руководством других 5 5 5 5 5. Неформальность взаимоотношений 4 5 4 5 6. Умение поддерживать ровные, деловые взаимоотношения 5 5 5 5
2.4. Отношение к критике и конфликтам
1. Восприятие критики 3 4 3 3 2. Умение критиковать 4 4 4 4 3. Конфликтность 2 2 2 2 4. Умение избегать конфликтов с коллегами и социальными партнерами 4 4 4 4
3. Работа с внешней средой
1. Уровень пользования телефоном, факсом, ПК, электронной почтой, Интернетом 5 5 5 5 2. Умение предоставлять требуемую информацию партнерам 5 5 5 5 3. Уровень работы сотрудника с внешними партнерами 5 5 5 5 Для участников МУФ «Сварщик» дается выполнение и установка сварных конструкций для потенциального заказчика.
Примерная матрица расчетов сварных работ



Виды работ

Расчеты в

единицах

измерений

Цена

Стоимость
14
Изделие «Ворота» 1 Конструирование 2 Требуемые расходные материалы 3 Раскрой 4 Подрезка 5 Сборка 6 Сварка 7 Расход электроэнергии 8 Доставка 9 Установка ИТОГО: По такой матрице учащиеся делают расчеты, выполняют заказ.Работы учащихся вложены в Приложении 1 . Учитывая вышеизложенные положения при организации работы в УФ «Сварщик» , можно констатировать, что данная учебная деятельность даст возможность студенту адаптироваться к любым изменениям экономической и социальной среды и определить свое место в профессиональном образовании в обществе. Доступность контроля обучения обеспечивается организацией различных видов самостоятельной и коллективной работы студентов и возможностью корректировки познавательной деятельности студентов на всех этапах организации и функционирования МУФ «Сварщик». Таким образом, совокупность имитационных методов МУФ «Сварщик» эффективна и актуальна в связи с важностью повышения уровня практической направленности обучения студентов всех специальностей для формирования профессиональной компетентности и развития интеллектуальных способностей будущих специалистов в условиях рыночной экономики и создание перспективных условий организации самозанятости с умением организовать свой собственный малый бизнес при выпуске из техникума.
Приложение 1
Работа «Мангал» . Стоимость 1800 руб. 15

Оконные решётки 4000 руб.
16

Работа студентов «Ворота техникума» Стоимость 25000 руб. Установка 3000

руб.
Скамейка 4300 руб. 17
Подставка для цветов 2400 руб Козырек 4500 руб. 18
Скамейка 1800 руб. 19
Цветочница 1200 руб
Печь для бани. Цена 8000 руб.
20

Софа с металлической основой. Цена 1500 руб.
21
22
Работники Учебной фирмы «Сварщик» Делают ворота техникума 23
Реализация продукции на ярмарке города 24

Грабли -1200 руб.

Инструменты для огородника
25