Автор: Разомбеева Елена Александровна Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ "Кондровский детский дом - школа"
Населённый пункт: город Кондрово, Калужская область
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: "Нужны ли выпускники детского дома обществу"
У кого-то может возникнуть вопрос, могут ли быть достойными и
полезными членами общества выпускники детских домов. Ведь
несмотря на огромные затраты государства на содержание и воспитание
несовершеннолетних в специализированных учреждениях, после
выпуска из детского дома, нередко становятся асоциальными
личностями, зависимыми, неспособными к самостоятельной
ответственной жизни, часто эмоционально глухими и жестокими.
Основная проблема состоит в том, что у этих детей нет обычного
детства в обычной семье, оно «поломанное». Потеря родителей и жизнь
иногда в
нечеловеческих условиях определяют проблемное и сложное
будущее ребенка.
Один из наиболее мучительных вопросов педагогов
детского дома такой: почему бывает так, что ребенок растет хорошим,
воспитанным, его будущее кажется очевидно счастливым, но буквально
через пару лет после выпуска из детского дома он оказывается в самых
низах общества. Почему педагоги столь
бессильны в предсказании
последствий? Вот, например: девочка в 7 лет
изнасилована своим
отцом, она попадает в детский дом, хорошо встраивается в
коллектив,
неплохо учится, умная, вежливая любимица коллектива, все ей
пророчат счастливое будущее. Она выпускается из детского дома и
через
несколько лет оказывается проституткой. Воспитатели в шоке
такая хорошая, и вдруг.
Да ведь такой образ взаимоотношения с мужчинами был
запрограммирован еще тогда, в 7 лет! И как ни странно его не смогли
зачеркнуть ни наставления
воспитателей, ни беседы с психологом.
Короче, 10 лет детского дома не смогли преодолеть тот образ себя -
женщины, который возник у семилетней девочки.
Если ребенок в детском доме не с рождения, то родители уже, к
сожалению, повлияли на построение им образа будущего, но все же,
могу сказать, что
многое зависит от нас - взрослых, от нашего умения
выстроить работу так,
чтобы подросток сумел бы построить свою
будущую жизнь, найти себя в
обществе и быть полезным людям.
В Кондровском детском доме есть выпускники, которые, заканчивая
техникумы и училища продолжают свое образование в высших учебных
учреждениях: Светлана Б. закончила аграрный колледж, а теперь
поступила сельскохозяйственную академию им. Тимирязева. Наталья Т.
закончила педагогический колледж, потом педагогический университет
и в настоящее время работает воспитателем в детском доме.
Подготовка к самостоятельной жизни начинается внутри
учреждения, где
создаются социальные гостиницы, программа
которых направлена на
подготовку детей к самостоятельной жизни и
овладению знаниями и умениями
по домоводству, кулинарии и т, д, С
выпускниками на базе детского дома проводятся как групповые, так и
индивидуальные встречи, где ведется
разъяснительная работа по их
правам, по жилищным проблемам, выплатам
пособий, дается понятие
об органах и учреждениях, где воспитанники детского
дома могут
получить необходимую помощь. При наличии возможности,
налаживается связь с родственниками, например: родственники Саши
М. из
Санкт-Петербурга оказали помощь в поступлении в морской
колледж.
Основным ориентиром становится работа по профессиональному
самоопределению ребенка, его умение выстраивать возможные
варианты будущего.
Для этого используются традиционные
профконсультационные работы, мето
дики и тесты, позволяющие
подростку раскрыть свои способности, склонности и предпочтения.
В детском доме специалистами проводится всесторонняя и
целенаправленная работа, направленная на социальную,
психологическую и физическую подготовку детей к выпуску,
определение учебного учреждения, прививание воспитанникам
правил и норм поведения в обществе, приучение к труду, и на
создание необходимых условий для самостоятельного и
безболезненного вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь.
Но все же после выхода за пределы детского дома некоторые
воспитанники переживают трудности в адаптационный период. В 15 -
18 лет подросток уходит из стен детского дома в различные
учреждения и там он сталкивается с множеством проблем:
- отсутствие психолого-педагогической помощи;
- желание иметь все сразу, не прикладывая собственных усилий;
- ощущение отчужденности в обществе;
- неуверенность в самостоятельной жизни;
- отсутствие отдаленных целей;
- потребность в сопровождении значимого взрослого.
С одной стороны - они хотят жить самостоятельно, отдельно,
быть ни от кого независимыми, а с другой - боятся этой
самостоятельности, так как пони
мают, что без поддержки
родственников, педагогов им не выжить.
Момент выпуска из детского дома сложное время для
воспитанников. Это экзамен на их способность адаптироваться к новой
обстановке: привыкнуть к
новому укладу жизни, установить контакты с
окружением.
Итак, опираясь на опыт работы, можно с уверенностью сказать,
что
выпускники детских домов в большинстве случаев, при
поддержке
воспитателей, социальных педагогов, органов опеки, а
также благодаря своей
целеустремленности и трудолюбию,
становятся полноценными, нужными
обществу гражданами, с
активной гражданской позицией. И если помочь детям
получить
надлежащее образование, дать им почувствовать себя нужными
обществу людьми, способными найти хорошую работу и надлежащим
образом зарекомендовать себя на рабочем месте, то и социальная
защищенность
каждого такого выпускника непременно возрастёт.
Именно поэтому педагогическим коллективам детских домов,
органам
опеки и другим структурным подразделениям нужно
совместными усилиями
вести работу по подготовке детей к
самостоятельной жизни, развивать у них в первую очередь социально-
значимую, активную позицию. Вести работу,
направленную на
профориентацию ребенка и дальнейшее овладение им нужной
профессии. Ведь надо помнить, что часто простые проблемы, которые
можно было бы решить с помощью кого-то из взрослых, являются
для них
непреодолимой преградой, а главное для ребенка прийти к
нему на помощь в трудный момент его жизни и сказать ему: «Ты не
один, мы по-прежнему
рядом!»