Напоминание

"Нужны ли выпускники детского дома обществу"

Автор: Разомбеева Елена Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ "Кондровский детский дом - школа"
Населённый пункт: город Кондрово, Калужская область
Наименование материала: ЭССЕ
Тема: "Нужны ли выпускники детского дома обществу"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЭССЕ
На тему: Нужны ли выпускники детского

дома обществу?

Разомбеева Елена Александровна

Социальный педагог ГОУ

«Кондровский детский дом-школа»

У кого-то может возникнуть вопрос, могут ли быть достойными и полезными членами общества выпускники детских домов. Ведь несмотря на огромные затраты государства на содержание и воспитание несовершеннолетних в специализированных учреждениях, после выпуска из детского дома, нередко становятся асоциальными личностями, зависимыми, неспособными к самостоятельной ответственной жизни, часто эмоционально глухими и жестокими. Основная проблема состоит в том, что у этих детей нет обычного детства в обычной семье, оно «поломанное». Потеря родителей и жизнь иногда в нечеловеческих условиях определяют проблемное и сложное будущее ребенка. Один из наиболее мучительных вопросов педагогов детского дома такой: почему бывает так, что ребенок растет хорошим, воспитанным, его будущее кажется очевидно счастливым, но буквально через пару лет после выпуска из детского дома он оказывается в самых низах общества. Почему педагоги столь бессильны в предсказании последствий? Вот, например: девочка в 7 лет изнасилована своим отцом, она попадает в детский дом, хорошо встраивается в коллектив, неплохо учится, умная, вежливая любимица коллектива, все ей пророчат счастливое будущее. Она выпускается из детского дома и через несколько лет оказывается проституткой. Воспитатели в шоке такая хорошая, и вдруг. Да ведь такой образ взаимоотношения с мужчинами был запрограммирован еще тогда, в 7 лет! И как ни странно его не смогли зачеркнуть ни наставления воспитателей, ни беседы с психологом. Короче, 10 лет детского дома не смогли преодолеть тот образ себя - женщины, который возник у семилетней девочки. Если ребенок в детском доме не с рождения, то родители уже, к сожалению, повлияли на построение им образа будущего, но все же, могу сказать, что многое зависит от нас - взрослых, от нашего умения выстроить работу так, чтобы подросток сумел бы построить свою будущую жизнь, найти себя в обществе и быть полезным людям. В Кондровском детском доме есть выпускники, которые, заканчивая техникумы и училища продолжают свое образование в высших учебных учреждениях: Светлана Б. закончила аграрный колледж, а теперь поступила сельскохозяйственную академию им. Тимирязева. Наталья Т. закончила педагогический колледж, потом педагогический университет и в настоящее время работает воспитателем в детском доме. Подготовка к самостоятельной жизни начинается внутри учреждения, где создаются социальные гостиницы, программа которых направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни и овладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии и т, д, С выпускниками на базе детского дома проводятся как групповые, так и индивидуальные встречи, где ведется разъяснительная работа по их правам, по жилищным проблемам, выплатам пособий, дается понятие об органах и учреждениях, где воспитанники детского дома могут
получить необходимую помощь. При наличии возможности, налаживается связь с родственниками, например: родственники Саши М. из Санкт-Петербурга оказали помощь в поступлении в морской колледж. Основным ориентиром становится работа по профессиональному самоопределению ребенка, его умение выстраивать возможные варианты будущего. Для этого используются традиционные профконсультационные работы, мето дики и тесты, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности и предпочтения. В детском доме специалистами проводится всесторонняя и целенаправленная работа, направленная на социальную, психологическую и физическую подготовку детей к выпуску, определение учебного учреждения, прививание воспитанникам правил и норм поведения в обществе, приучение к труду, и на создание необходимых условий для самостоятельного и безболезненного вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь. Но все же после выхода за пределы детского дома некоторые воспитанники переживают трудности в адаптационный период. В 15 - 18 лет подросток уходит из стен детского дома в различные учреждения и там он сталкивается с множеством проблем: - отсутствие психолого-педагогической помощи; - желание иметь все сразу, не прикладывая собственных усилий; - ощущение отчужденности в обществе; - неуверенность в самостоятельной жизни; - отсутствие отдаленных целей; - потребность в сопровождении значимого взрослого. С одной стороны - они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть ни от кого независимыми, а с другой - боятся этой самостоятельности, так как пони мают, что без поддержки родственников, педагогов им не выжить. Момент выпуска из детского дома сложное время для воспитанников. Это экзамен на их способность адаптироваться к новой обстановке: привыкнуть к новому укладу жизни, установить контакты с окружением. Итак, опираясь на опыт работы, можно с уверенностью сказать, что выпускники детских домов в большинстве случаев, при поддержке воспитателей, социальных педагогов, органов опеки, а также благодаря своей целеустремленности и трудолюбию, становятся полноценными, нужными обществу гражданами, с активной гражданской позицией. И если помочь детям получить надлежащее образование, дать им почувствовать себя нужными обществу людьми, способными найти хорошую работу и надлежащим образом зарекомендовать себя на рабочем месте, то и социальная защищенность каждого такого выпускника непременно возрастёт. Именно поэтому педагогическим коллективам детских домов,
органам опеки и другим структурным подразделениям нужно совместными усилиями вести работу по подготовке детей к самостоятельной жизни, развивать у них в первую очередь социально- значимую, активную позицию. Вести работу, направленную на профориентацию ребенка и дальнейшее овладение им нужной профессии. Ведь надо помнить, что часто простые проблемы, которые можно было бы решить с помощью кого-то из взрослых, являются для них непреодолимой преградой, а главное для ребенка прийти к нему на помощь в трудный момент его жизни и сказать ему: «Ты не один, мы по-прежнему рядом!»