"Работа с читательским дневником"

Автор: Максимова Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево
Населённый пункт: Гаджиево
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с читательским дневником"
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа с читательским дневником
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как современные дети слишком мало читают книг. В век высоких технологий, когда существует множество альтернативных способов получения информации: интернет, телевидение, разнообразные гаджеты - книга утратила свою первоначальную значимость. А ведь процесс общения с книгой – это процесс становления личности, обогащения внутреннего мира читателя, формирование нравственных качеств. Поэтому необходимо прививать любовь к книгам, как к источникам знаний. Впервые о пользе вести записи о прочитанном сказал Ян Коменский в своем выступлении перед учащимися старинной венгерской гимназии. В его речи содержался совет - вести записи о прочитанном: «Простейший способ — пользоваться дневниками, т. е. книжками, куда ты постоянно будешь записывать все прекрасное из прочитанного, услышанного, увиденного в тот день, а то и из пришедшего тебе на ум». Ян Амос Коменский указал и на возможности дальнейшего использования этих записей: «Так, просматривая дневник, ты будешь с удовольствием видеть, насколько продвинулся за каждый день». Благодаря усилиям педагогов практика ведения читательских дневников распространилась по многим странам. Читательские дневники появились и в России. Во второй половине XIX века их составляют не только учащиеся, но и лица, серьезно занимающиеся самообразованием. В век электронных технологий по-прежнему актуально звучат слова Я.А. Коменского: «Но мало читать книги, их надо читать внимательно, отмечая и выписывая главное». Читательский дневник для учителя – это особая форма контроля за тем, читает ли ученик, чем увлечен ребенок в своей внешкольной жизни, это и материал для уроков внеклассного чтения, это и особый срез достигнутого образовательного, культурного, нравственного уровня учащегося. Для ученика – это своеобразный дневник откровений, в который записываются мысли по поводу прочитанного: что тронуло и запомнилось в произведении, чему можно поучиться у героев, а что, возможно, и не понравилось.
У каждого из учеников в классе, где я преподаю, заведен такой дневник. Диапазон прочитанных книг очень широк - это сказки, авторские и народные, это рассказы и повести как русских, так и зарубежных авторов, это произведения классиков. Цель ведения дневника — научиться делать выводы, выделять главное, лучше запоминать и понимать произведение. Первоначально читательские дневники учащиеся вели летом. Я долго думала и размышляла: «Действительно ли необходимо ведение читательского дневника во время учебного процесса?» Для учителя это дополнительная нагрузка: время для проверки записей в читательских дневниках, подготовка к уроку. Но, проверив в середине учебного года технику чтения и обнаружив, что техника чтения плавно снижается, я пришла к выводу, что читательский дневник в рамках внеклассного чтения просто необходим. Изучив литературу по оформлению читательского дневника, я выбрала следующую структуру записи: 1. название произведения и его автор; 2. главные герои; 3. сюжет: завязка, кульминация, развязка; 4.моё впечатление. Подробнее остановимся на пункте 3. Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов, каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Не все элементы сюжета учащиеся записывают. Я намеренно упростила запись сюжета, чтобы избежать перегрузки учащихся. Но для того, чтобы правильно определить все элементы сюжета, необходимо размышлять, сопоставлять, делать выводы. Читательские дневники мы завели всего три месяца назад. Один раз в неделю я задаю одно произведение для прочтения и записи в читательский дневник. Через неделю мы обсуждаем прочитанное произведение, учащиеся читают записи, мы вместе формулируем основную мысль, элементы сюжета, и ученики делятся своими впечатлениями. Уже сейчас я вижу изменения: улучшилась техника чтения на 10%, учащиеся быстрее находят и выделяют основную мысль текста, могут объёмные по содержанию произведения рассказать в 6-7 предложениях. Вот что пишет в мини-сочинении "Что дают
мне уроки литературы" ученица 5 класса Наталья К.
: "
Уроки литературы мне дают новые знания. Мы изучаем биографии писателей, знакомимся с новыми произведениями, учим стихи или басни - так мы развиваем память. Домашнее задание – чтение рассказа и запись в читательский дневник – так мы развиваем технику чтения
"
Данная диаграмма показывает динамику изменения результатов техники чтения. Видно, что улучшились показатели у учеников «А» класса, тогда как результаты учащихся «Б» класса остались на прежнем уровне. Как же так? От чего это зависит?
Object 3
Ответ прост. К моему большому сожалению, ученики не всегда с энтузиазмом откликаются на предложения учителя, либо подходят к ним формально. Этот график показывает результаты техники чтения двух учеников: первый - ответственно относится к выполнению заданий, заинтересован в обучении – синяя линия медленно, но верно поднимается вверх; второй - ни к чему не стремится, техника чтения нестабильна- красная линия колеблется между одними и теми же показателями. Вывод напрашивается сам собой: у второго ученика низкая мотивация к обучению.
Object 5
Поэтому, успех развития читательского интереса и, в целом, уровня общего развития зависит от самих детей и от участия в решении этой задачи родителей. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице
необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. На сегодняшний день уже используется новая форма работы - «Электронный читательский дневник», которая позволяет параллельно формировать ИКТ-компетентность школьников. Новая форма ведения читательского дневника может заинтересовать ребят именно своей необычностью, привлечь к данному виду работы, повысить интерес к работе с произведениями. Но это уже отдельная тема. i
i  1. Косых З.В."Чтение-вот лучшее учение"// prodlenka 2. Лордкипанидзе Д.О. "Ян Амос Каменский",изд.2, М.Педагогика, 1970