"Музыкальная история"

Автор: Алиева Елена Валентиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №* "Тополек"
Населённый пункт: Саратовская область, г.Петровск
Наименование материала: Проект
Тема: "Музыкальная история"
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/сад №8 «Тополек» г. Петровска Саратовской области Проектная деятельность по теме «Музыка и математика» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Проект подготовила музыкальный руководитель: Алиева Елена Валентиновна г. Петровск 2016 г.
Проектная деятельность по теме «Музыка и математика» ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Музыка есть таинственная арифметика души; Она вычисляет, сама того не подозревая» Г.Лейбниц. План проекта. Название проекта: «Музыкальная история» Тематическое поле Особенностью проекта является актуализация внимания к построению новых форм и методов в музыкально-эстетическом развитии детей дошкольного возраста, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых. Проблема Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка, для нормального, гармоничного развития. Что значит «гармоничное развитие?». Это связано как с физиологией, так и с работой мозга. Воздействие музыки приводит к более интенсивному сообщению между различными отделами мозга, так как музыкальные навыки, обязанные правому полушарию, способствуют его воссоединению с левым. И когда они объединяют свои возможности, результат оказывается фантастичным. Математика связана с логическим мышлением, с работой левого полушария, в то время когда правое полушарие почти бездействует. Клетки левого полушария перегружаются (отсюда усталость, вялость, нежелание работать, торможение), а правого из-за недостатка пищи атрофируются. Чтобы избежать дисгармонии надо учитывать закон механики: чтобы достичь равновесия, необходимо загрузить не одну чашу весов, а две. По этому поводу венгерский композитор и педагог Т. Шараи отвечает: «Перегрузка детей стала мировой проблемой в педагогике. По нашему опыту включение музыкальных уроков не увеличивает, а психологически уменьшает чувство перегруженности. Музыкальные занятия выполняют функцию разрядки». Актуальность темы Математика и музыка - два предмета, два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что
мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Казалось бы, искусство - весьма отвлеченная от математики область. Однако связь математики и музыки обусловлена как исторически, так и внутренне, несмотря на то, что математика - самая абстрактная из наук, а музыка - наиболее отвлеченный вид искусства. Если сейчас спросить, что общего между математикой и музыкой, то мы ответим, что между математикой и музыкой нет и не может быть ничего общего? А ведь в Древней Греции музыка прямо считалась частью математики, а еще точнее, разделом теории чисел. Первым, кто попытался выразить красоту музыки с помощью чисел, был Пифагор - тот самый, чьим именем названа знаменитая теорема. Знание основ музыки приводит к развитию логически точного мышления, наподобие математики. В европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук: музыку изучали наряду с другими, более «полезными» науками. Гипотеза Любое музыкальное произведение можно представить, как некую математическую модель. Объект исследования Музыка и математика. Продолжительность проекта среднесрочный, с 11.01.2016 г. — 13.05.2016 г. Цель проекта: Провести взаимосвязь между музыкой и математикой. Задачи проекта: 1.Выяснить, были ли попытки связать музыку с математикой. 2.Провести свое исследование по установлению связи между музыкой и математикой, рассмотрев музыкальные произведения, как математическую модель. 3.Создавать условия для обучению детей элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при ознакомлении форм и средств в областях «Познавательное развитие», «Музыкально-эстетическое развитие». 4.Стимулировать самостоятельную творческую деятельность. 5. Способствовать сотрудничеству в коллективной деятельности.
6.Способствовать развитию и закреплению некоторых математических определений. 7.Использовать математические песни, физминутки, игры о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве в образовательной деятельности, различных режимных моментах по просьбе детей и воспитателей. 8.Содействовать формированию мыслительных процессов. Сценарий индивидуальной деятельности по решению задач 1)Изучение накопленного материала по теме проекта; 2)Сортировка материала по данной теме проекта; 3)Анализ материала из опыта работы. 4)Внедрение в практику полученного опыта работы группы; 7)Обобщение собственного опыта работы, используя устную презентацию. Описание продукта, получаемого в результате проекта: Проект по теме «Музыкальная история» Современные технологии, использованные в проектной деятельности Личностно-ориентированная, познавательно-исследовательская, проблемная, практико-ориентированная, поисковой деятельности, игровая, развивающего обучения, проектная деятельность, информационно-коммуникативная технология, технология К. Орфа. Вид проекта: ннформационный, практико-ориентированный, творческий. Состав участников: Музыкальный руководитель, педагоги, дети разных возрастных групп. Связь с другими образовательными областями. ОО «Социально – коммуникативное развитие» ОО «Речевое развитие» ОО «Физическое развитие» ОО «Познавательное развитие» Планируемое время на реализацию проекта по этапам.
Этап Содержание деятельности Сроки Поисковый Изучение накопленного материала по теме проекта 11 января-20 января 2016 г. Аналитический Сортировка материала по данной теме проекта; Анализ материала из опыта работы. 21января-30 января 2016 г. Практический Внедрение в практику полученного опыта работы в разновозрастные группы 1 февраля-13 мая 2016г. Презентационный Устная презентация проекта «Музыка и математика» Математический праздник «Семицветная страна» Март Май Предполагаемые результаты:  Дети могут анализировать сочетание музыки и математики при использовании разных форм творческой деятельности.  Использованные в проекте виды детской деятельности способствуют проявлению детской инициативы, развивают самостоятельности. Проектная деятельность удовлетворяет познавательных потребностей и музыкальные потребности ребенка. Форма проведения презентации Устная презентация «Музыка и математика» Математический праздник «Семицветная страна» Предварительный вывод Изучив работы ученых, мною было установлено, что в прошлом были неоднократные попытки рассматривать музыку, как один из объектов
изучения математики. Таким образом, многие учёные в древности считали, что гармония чисел является сродни гармонии звуков и дополняет друг друга, музыку и математику.