"Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира".

Авторы: Медведева Екатерина Александровна, Куприянова Светлана Александровна
Должности: учитель географии и биологии, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 11
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира".
Дата публикации: 26.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании

интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира».
Научно – технический прогресс, безусловно, движет человеческую цивилизацию вперед, но стоит признать его несостоятельность в плане формирования интеллектуальной, целостной, духовной личности, способной адекватно реагировать на то, что предлагают современные условия существования. Глобальные кризисы, с которыми сталкивается человечество, оказывают интегрирующее влияние на него. Люди осознают необходимость взаимной кооперации и объединения для решения масштабных проблем современности. В этой связи, кардинально меняются цели и задачи образования, его парадигмы, методы, технологии. Интеграция в образовании в своей основе имеет холистическую парадигму, которая рассматривает физические, ментальные, эмоциональные, социальные и духовные аспекты человека, их взаимодействие и способы развития. [1]. В парадигме холизма система «человек и мир» как интегрированная целостность основана на системности, трансдисциплинарности, интеграции естественно – научной и гуманитарной культур. [2] Так, Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Школы, которыми прошлое столетие так гордилось, успевали преподать массам лишь внешние формы, ничего не говоря о духе»[3]. А.С.Макаренко мечтал о создании синтетической педагогики, предметом которой стало бы воспитание "неразложимого человека". "Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных." [6] Познание мира происходит во взаимосвязи двух противоположных процессов: дифференциации и интеграции, что является проявлением основного принципа диалектического развития «совпадения противоположностей». Суть процесса интеграции заключается не просто в рассмотрении одной темы в разных дисциплинах, а в поиске творческого решения через разрешение противоречий, основанное на целостном восприятии мира. Итак, интеграционные процессы в школе и образовании в целом необходимы для: 1. актуализации общечеловеческих ценностей и смыслов; 2. диалога между культурами и мировоззрениями; 3. взаимопонимания между людьми с различными взглядами и мировоззрениями; 4. объединения обучения воспитания и развития в одно целое; 5. создания системы взаимообусловленных научных ценностей, выражающих научное мировоззрение человека, его духовно – нравственный мир, его внутреннюю культуру; 6. межпредметного взаимодействия; 7. создания образовательных ситуаций, генерирующих новые событийные смыслы; 8. эвретического и творческого взгляда на мир и самого себя [4] Интеграция в образовании применяется в различных аспектах: организационных, процессуальных, методологических. Наиболее распространенной и изученной в образовании является содержательная интеграция, которая проявляется на уровне метапредметной направленности содержания образования. [5] Различают три уровня интеграции содержания учебного материала: внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных предметов; межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Одна из часто применяемых учителями форм интеграции является интегрированный урок (занятие). Но урок можно назвать действительно интегрированным только тогда, когда в процессе его разрешается проблема, которую нельзя решить с помощью средств одного предмета. [6] Особенностью таких уроков является то, что они разрабатываются и проводятся совместно учителями двух или нескольких дисциплин. При подготовке к интегрированному уроку важно определить конкретные цель и задачи, продумать не только методы, приемы и технологии, используемые для построения единого обучающего процесса, но, и выделить основные знания и умения, которые учащиеся получат в итоге. Необходимо тщательно согласовать ключевые программные моменты и продумать задания таким образом, чтобы создать условия для творческого мышления учащихся и их самостоятельной продуктивной деятельности, направленных на решение проблемы. Далее детально рассмотрим ключевые аспекты подготовки и проведения интегрированного урока – викторины, проводимого для учащихся восьмого класса. Урок синтезирует материал трёх школьных дисциплин: географии, биологии и английского языка, соответственно является примером межпредметной интеграции. Целью урока является активизация и повторение изученных явлений, лексических единиц и речевых оборотов английского языка на материале курса биологии и географии. Мероприятие имело практическую и коммуникативную направленность. Знания из курса биологии и географии позволили учащимся выполнить коммуникативные задания на английском языке. Прежде всего, преподавателями были найдены узловые моменты в предметных программах. Это были темы связанные со строением цветка, лица и тела человека, растительной и животной клеток. Но это не значит, что все ограничилось простым перечислением биологических терминов на английском языке. Так например, вспоминая строение лица и тела человека, ребята получили задания описать на английском языке три портрета представителей разных рас. Обсуждая строение цветка, учащиеся повторили правописание английских слов, обозначающих эти понятия. На уроке обсуждались важные открытия в области биологии, такие как процесс фотосинтеза. Конечно, с точки зрения биологии, это хорошо изученный материал. Но ученикам было предложено задание, просмотрев видеоролик, составленный их сверстником из Великобритании, обсудить этот процесс и выразить свое мнение об увиденном на английском языке. На уроке были созданы учебные ситуации, для решения которых требовались знания о витаминах и их пользе, об основных правилах здорового образа жизни. Ребятам предложили прослушать и увидеть информацию на английском языке о группах витаминов и их использовании, а, затем, восстановить текст на английском языке, составленный по материалам видеороликов. Важным моментом на уроке было проведение физкультминутки, которая прошла в непривычной форме: ученики выполняли упражнения под песенку – танец, исполняемую на английском языке «скелетиком». Это было, своего рода, обучающее аудирование на английском языке, так как следующее задание было связано со строением скелета: ребята должны были прикрепить надписи с названиями костей на макет скелета. Надо отметить, что к викторине учителя приготовили и вопросы на развитие общего интеллектуального уровня учащихся. На английском языке ребята отвечали о том, какого цвета полоски у зебры, сколько зубов у улитки, как называется вид почвы на дне водоема и о многом – многом другом. Стоит подчеркнуть, что работали учащиеся в командах, но при этом каждому члену коллектива было приготовлено задание, то есть конкретный ученик ощущал личную ответственность за результат всей команды.
При проведении рефлексии ребята отметили, что такой опыт работы в классе им интересен, так как они на практике убедились в возможности сопоставления изучаемых разными предметами явлений, учащиеся по – новому посмотрели на перспективы изучения биологии и английского языка. Говоря о личностных результатах, достигнутых учениками на уроке, следует отметить, что, прежде всего, дети научились общению и взаимодействию со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и сопереживания. Метапредметные результаты, над формированием которых работали учителя были: определять учебную задачу, анализировать объекты и явления, устанавливать причинно – следственные связи, выражать свои мысли на родном и иностранном языках. В заключении, хотелось бы подчеркнуть важную роль интегрированных уроков в формировании познавательного интереса, творческого мышления учащихся, их коммуникативной и информационной компетентности и целостного восприятия мира. Литература: 1. С. Криппнер. Холистическая парадигма. Журнал "Урания", Москва, 1992, N 1. 2. И. Ю. Алексашина, Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. – Санкт – Петербург, Спецлит, 2000. – 223с. 3. Х. Ортега-и-Гассет, Восстание масс. Пер. А.М.Гелескула , Философия культуры. Эстетика -Москва, Искусство,1991.- С.309-350. 4. В. Н. Клепиков, Интегрция образования в контексте духовно – нравственного воспитания школьников., Сибирский учитель, выпуск 5, 2012, с 44 – 48 5. Л. И. Гриценко, Журнал «Интеграция образования», Интегративные процессы в современном образовании: проблемы воспитания целостного человека, выпуск 4 (69), 2012. 6. Л. И. Гриценко, Теория и практика обучения: интегративный подход, Москва, Издательский центр «Академия», 2008, с. – 4. 7. А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева, журнал «Интеграция образования», Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры, № 3, 2003, с – 84 – 89. 8. О. Ю. Южан, Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей учащихся, выпуск № 9, 2013, с.- 87 - 91