"Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира".
Авторы: Медведева Екатерина Александровна, Куприянова Светлана Александровна Должности: учитель географии и биологии, учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия № 11
Населённый пункт: город Одинцово, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира".
«Интегрированный урок как эффективный инструмент в формировании
интеллектуальной личности и её целостного восприятия мира».
Научно – технический прогресс, безусловно, движет человеческую цивилизацию
вперед, но стоит признать его несостоятельность в плане формирования
интеллектуальной, целостной, духовной личности, способной адекватно реагировать на
то, что предлагают современные условия существования. Глобальные кризисы, с
которыми сталкивается человечество, оказывают интегрирующее влияние на него. Люди
осознают необходимость взаимной кооперации и объединения для решения масштабных
проблем современности. В этой связи, кардинально меняются цели и задачи образования,
его парадигмы, методы, технологии.
Интеграция в образовании в своей основе имеет холистическую парадигму, которая
рассматривает физические, ментальные, эмоциональные, социальные и духовные аспекты
человека, их взаимодействие и способы развития. [1]. В парадигме холизма система
«человек и мир» как интегрированная целостность основана на системности,
трансдисциплинарности, интеграции естественно – научной и гуманитарной культур. [2]
Так, Х. Ортега-и-Гассет пишет: «Школы, которыми прошлое столетие так гордилось,
успевали преподать массам лишь внешние формы, ничего не говоря о духе»[3].
А.С.Макаренко мечтал о создании синтетической педагогики, предметом которой стало бы
воспитание "неразложимого человека". "Человек не воспитывается по частям, он
создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому
отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим
моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств,
гармонически организованных." [6]
Познание мира происходит во взаимосвязи двух противоположных процессов:
дифференциации и интеграции, что является проявлением основного принципа
диалектического развития «совпадения противоположностей». Суть процесса интеграции
заключается не просто в рассмотрении одной темы в разных дисциплинах, а в поиске
творческого решения через разрешение противоречий, основанное на целостном
восприятии мира.
Итак, интеграционные процессы в школе и образовании в целом необходимы для:
1.
актуализации общечеловеческих ценностей и смыслов;
2.
диалога между культурами и мировоззрениями;
3.
взаимопонимания между людьми с различными взглядами и
мировоззрениями;
4.
объединения обучения воспитания и развития в одно целое;
5.
создания системы взаимообусловленных научных ценностей, выражающих
научное мировоззрение человека, его духовно – нравственный мир, его
внутреннюю культуру;
6.
межпредметного взаимодействия;
7.
создания образовательных ситуаций, генерирующих новые событийные
смыслы;
8.
эвретического и творческого взгляда на мир и самого себя [4]
Интеграция в образовании применяется в различных аспектах: организационных,
процессуальных, методологических. Наиболее распространенной и изученной в
образовании является содержательная интеграция, которая проявляется на уровне
метапредметной направленности содержания образования. [5]
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
внутрипредметная - интеграция понятий, знаний, умений и т.д. внутри отдельных
предметов; межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более
дисциплин; транспредметная - синтез компонентов основного и дополнительного
содержания образования.
Одна из часто применяемых учителями форм интеграции является
интегрированный урок (занятие). Но урок можно назвать действительно интегрированным
только тогда, когда в процессе его разрешается проблема, которую нельзя решить с
помощью средств одного предмета. [6]
Особенностью таких уроков является то, что они разрабатываются и проводятся
совместно учителями двух или нескольких дисциплин. При подготовке к
интегрированному уроку важно определить конкретные цель и задачи, продумать не
только методы, приемы и технологии, используемые для построения единого обучающего
процесса, но, и выделить основные знания и умения, которые учащиеся получат в итоге.
Необходимо тщательно согласовать ключевые программные моменты и продумать задания
таким образом, чтобы создать условия для творческого мышления учащихся и их
самостоятельной продуктивной деятельности, направленных на решение проблемы.
Далее детально рассмотрим ключевые аспекты подготовки и проведения
интегрированного урока – викторины, проводимого для учащихся восьмого класса. Урок
синтезирует материал трёх школьных дисциплин: географии, биологии и английского
языка, соответственно является примером межпредметной интеграции. Целью урока
является активизация и повторение изученных явлений, лексических единиц и речевых
оборотов английского языка на материале курса биологии и географии. Мероприятие
имело практическую и коммуникативную направленность. Знания из курса биологии и
географии позволили учащимся выполнить коммуникативные задания на английском
языке.
Прежде всего, преподавателями были найдены узловые моменты в предметных
программах. Это были темы связанные со строением цветка, лица и тела человека,
растительной и животной клеток. Но это не значит, что все ограничилось простым
перечислением биологических терминов на английском языке.
Так например, вспоминая строение лица и тела человека, ребята получили задания
описать на английском языке три портрета представителей разных рас. Обсуждая
строение цветка, учащиеся повторили правописание английских слов, обозначающих эти
понятия.
На уроке обсуждались важные открытия в области биологии, такие как процесс
фотосинтеза. Конечно, с точки зрения биологии, это хорошо изученный материал. Но
ученикам было предложено задание, просмотрев видеоролик, составленный их
сверстником из Великобритании, обсудить этот процесс и выразить свое мнение об
увиденном на английском языке.
На уроке были созданы учебные ситуации, для решения которых требовались
знания о витаминах и их пользе, об основных правилах здорового образа жизни. Ребятам
предложили прослушать и увидеть информацию на английском языке о группах
витаминов и их использовании, а, затем, восстановить текст на английском языке,
составленный по материалам видеороликов.
Важным моментом на уроке было проведение физкультминутки, которая прошла в
непривычной форме: ученики выполняли упражнения под песенку – танец, исполняемую
на английском языке «скелетиком». Это было, своего рода, обучающее аудирование на
английском языке, так как следующее задание было связано со строением скелета: ребята
должны были прикрепить надписи с названиями костей на макет скелета.
Надо отметить, что к викторине учителя приготовили и вопросы на развитие
общего интеллектуального уровня учащихся. На английском языке ребята отвечали о том,
какого цвета полоски у зебры, сколько зубов у улитки, как называется вид почвы на дне
водоема и о многом – многом другом.
Стоит подчеркнуть, что работали учащиеся в командах, но при этом каждому члену
коллектива было приготовлено задание, то есть конкретный ученик ощущал личную
ответственность за результат всей команды.
При проведении рефлексии ребята отметили, что такой опыт работы в классе им
интересен, так как они на практике убедились в возможности сопоставления изучаемых
разными предметами явлений, учащиеся по – новому посмотрели на перспективы
изучения биологии и английского языка.
Говоря о личностных результатах, достигнутых учениками на уроке, следует
отметить, что, прежде всего, дети научились общению и взаимодействию со сверстниками
на принципах взаимоуважения, взаимопомощи и сопереживания. Метапредметные
результаты, над формированием которых работали учителя были: определять учебную
задачу, анализировать объекты и явления, устанавливать причинно – следственные связи,
выражать свои мысли на родном и иностранном языках.
В заключении, хотелось бы подчеркнуть важную роль интегрированных уроков в
формировании познавательного интереса, творческого мышления учащихся, их
коммуникативной и информационной компетентности и целостного восприятия мира.
Литература:
1.
С. Криппнер. Холистическая парадигма. Журнал "Урания", Москва, 1992, N 1.
2.
И. Ю. Алексашина, Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. –
Санкт – Петербург, Спецлит, 2000. – 223с.
3.
Х. Ортега-и-Гассет, Восстание масс. Пер. А.М.Гелескула , Философия культуры.
Эстетика -Москва, Искусство,1991.- С.309-350.
4.
В. Н. Клепиков, Интегрция образования в контексте духовно – нравственного
воспитания школьников., Сибирский учитель, выпуск 5, 2012, с 44 – 48
5.
Л. И. Гриценко, Журнал «Интеграция образования», Интегративные процессы в
современном образовании: проблемы воспитания целостного человека, выпуск 4
(69), 2012.
6.
Л. И. Гриценко, Теория и практика обучения: интегративный подход, Москва,
Издательский центр «Академия», 2008, с. – 4.
7.
А. А. Харунжев, Е. В. Харунжева, журнал «Интеграция образования»,
Интегрированный урок как один из способов формирования информационной
культуры, № 3, 2003, с – 84 – 89.
8.
О. Ю. Южан, Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом»,
Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей
учащихся, выпуск № 9, 2013, с.- 87 - 91