Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в рамках работы кружка "Юный эколог" в условиях внедрения ФГОС в дошкольных образовательных организациях

Автор: Воронцова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НОУ школа "Ксения"
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в рамках работы кружка "Юный эколог" в условиях внедрения ФГОС в дошкольных образовательных организациях
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воронцова Ольга Викторовна воспитатель первой квалификационной категории НОУ школа «Ксения» г. Архангельск
«Организация исследовательской деятельности детей в рамках кружка

«Юный эколог» в условиях введения ФГОС в ДОУ»
То, что я слышу – я забываю, То, что я вижу – я помню, То, что я делаю – я понимаю. Конфуций Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий дошкольников в различных видах деятельности. В образовательной области «Познавательное развитие» большое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Исследовательская деятельность основана на потребности ребенка познавать окружающий мир. Главная особенность исследовательской деятельности – активизировать учебную деятельность детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. В ходе познавательно- исследовательской деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином явлении или физическом законе. В процессе исследований идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Закономерности и выводы стимулируют развитие речи дошкольников. Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Таким образом, в процессе познавательно-исследовательской деятельности, дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Работа по программе «Развитие», разработанной сотрудниками учебного центра Л.А.Венгера, предполагает исследования детей в разных видах детской деятельности. В данной программе определены направления образовательной работы с детьми (развитие представлений о природе, приобретение опыта при проведении исследований, развитие познавательной активности и умственных способностей). Работая по программе «Развитие» с детьми при проведении исследований в рамках непосредственно-образовательной деятельности ощущались ограничения и по времени и по объему. Поэтому, возникла необходимость создания дополнительного центра. Таким центром стал кружок «Юный эколог» для детей старшего дошкольного возраста. Так как к старшему дошкольному возрасту возрастает познавательная активность детей, которая находит свое выражение поисковой исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает
продуктивные формы мышления. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка имеет не объем знаний, а вид деятельности, в котором эти знания приобретались. Поэтому, целью кружка я поставила расширение экологических знаний через исследовательскую деятельность в различных видах детской деятельности. Задачи: 1. Формировать у дошкольников способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 2. Учить детей организовывать несложную исследовательскую деятельность. 3. Развивать у детей собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей) 4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность. В содержание кружка «Юный эколог» включены три блока: -работа с планом; -предметы исследований пеших прогулок; -опыты-эксперименты в мини-лаборатории ДОУ; На каждом занятии кружка дети не только получают научную информацию об объекте исследования с учетом регионального компонента, но и массу положительных эмоций. Занятия на свежем воздухе носят оздоровительный эффект. На занятиях по ОСПО (ознакомление с пространственными отношениями) дети работают с планом территории детского сада, а на кружке мы дополняем план: местонахождением домика шмелей, поляной подберезовиков, муравьиным царством и, конечно, отмечаем условными обозначениями (ориентирами) и указываем на необходимость животного мира, безопасным поведением. При озеленении территории детского сада с участием детей кружка были созданы цветники. Рассаду для цветников выращиваем совместно, наблюдаем за развитием семян, ростом растений, делаем выводы о том, что необходимо для роста. При посадке растений мы знакомимся с животным миром: дождевыми червями, муравьями, короедами и др. насекомыми, рассматриваем строение, не причиняя вреда для них, говорим о пользе и делаем вывод о необходимости природоохранной деятельности всего живого. При ознакомлении с планом микрорайона необходимо дать знания о названиях улиц, основных объектах ( стоянка машин, жилые дома, магазины). Кружковая работа расширяет эти знания. Мы путешествуем на берег Северной Двины, изучаем, чем покрыт берег, приносим песок, камни, берем пробы воды из реки и изучаем в стенах детского сада. Кроме этого, детей подводим к выводу о необходимости охраны территории берега и участвуем проведении мини-субботников. На протяжении нескольких лет наш детский сад посещает занятия в методическом классе ГИБДД. В таких дальних прогулках мы обнаружили объекты, которые стали предметом исследования нашего кружка. Таким объектом стал водоем около САФУ причем, водоем мы наблюдаем в течение всего года. Осенью мы кормим уток, зимой исследуем ледяной покров, весной - состояние воды , летом – исследуем животный мир водоема, сравниваем свойства воды из водоема и реки. Делаем выводы о правилах безопасности и необходимости охраны водоемов.
При исследовательской деятельности большую роль играет процесс экспериментирования. В процессе экспериментирования формируются интеллектуальные впечатления, удовлетворяется детская любознательность, развивается творческое воображение, мышление, развиваются умения работать в команде и самостоятельно, умение отстаивать свою точку зрения, формируется опыт выполнения правил техники безопасности, умение следовать доступным экологическим правилам в своей деятельности и поведении. В своей мини – лаборатории мы с детьми проводим различные опыты: с водой, воздухом, снегом, льдом, сосульками, тканью, бумагой, песком, магнитом и др. Исследования строятся по такой схеме, например, объект неживой природы «Вода» Вода Загадки, стихи, пословицы о воде

Изучение свойств воды путем экспериментов

Знакомство с разновидностями воды Речная, водопроводная, газированная, лечебная, питьевая



Взаимосвязь с живой природой

Охрана воды По подобной схеме исследуются объекты и живой природы. Большую помощь в работе кружка оказывают родители детского сада: в организации экскурсий, выставок, создании мини-лаборатории. Таким образом, исследовательская деятельность дошкольников является методом обучения, который позволит ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

Литература:
1. Савенков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания», изд. «Академия развития» 2004г, Ярославль 2. Куликовская «Детское экспериментирование», изд. «Педагогическое общество России», 2003г 3. Рыжова «Наш дом – природа», изд. Москва «Карапуз-Дидактик», 2005г 4. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», изд. «ИП Лакоценина», 2009г 5. «Развитие+» Проект, Москва, изд. НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера», 2012г