"Как избежать ссор и конфликтов на работе".

Автор: Агишева Оксана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Улыбка" г.Надыма"
Населённый пункт: г.Надым ЯНАО
Наименование материала: практическое занятие
Тема: "Как избежать ссор и конфликтов на работе".
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Практическое занятие.

Тема: «Как избежать ссор и конфликтов на работе».

Цель:
помочь снижению у педагогов психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.
Задачи:

1.
Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
2.
Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний
Содержание:
1. Ритуальное действие:  Игра «Доброе животное»,  Игра «Морщинки». 2. Информационный блок. 3. Практическая часть:  Задание на самопроверку знаний;  Упражнение «Выбери верный ответ»;  Упражнение «Мимическая реакция»;  Упражнение «Окно»;  Упражнение «Воспитатель - воспитатель». 4. Ритуальное действие.
Ход тренинга.
Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Как избежать ссор и конфликтов на работе». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все. Первая игра называется «Доброе животное».
1 Ритуальное действие:

Психолог:
«А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Очень хорошо!»
Второе задание:
«Игра «Морщинки». Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох—выдох, вдох—выдох. И последний раз — вдох—выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь — соседу слева. Наморщите лоб — удивитесь, нахмурьте брови — рассердитесь, наморщите нос — вам что—то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох—выдох, вдох—выдох, вдох—вы дох. Молодцы!»
Цель игр:
настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу.
2. Информационный блок:

Психолог:
Западные психологи пришли к выводу, что именно на работе человек особенно часто сталкивается с конфликтными ситуациями: он вынужден на протяжении многих
часов тесно общаться с разными людьми, некоторые из них по тем или иным причинам не всегда ему приятны. И избежать общения с ними не возможно. И сам работник при всем желании понравиться всем не может, и его поведение также кого-то раздражает и действует кому-то на нервы. Кто-то не любит его манеру разговаривать, кто-то недолюбливает его за характер, а кого-то раздражает просто его смех. Так или иначе, но психологи подсчитали, что каждые 35-40 минут на работе среди коллег происходит всплеск неблагоприятных эмоций, нередко приводящий к ссорам. Мелкая ссора способна перерасти в крупную, а крупная – в скандал. И трудно заранее сказать, к каким последствиям все это может привести. Чтобы подобного не произошло, каждому человеку желательно научиться не допускать взрывоопасных ситуаций или справляться с уже возникшими. Для этого посмотрим, что же представляют собой и чем бывают вызваны проблемы между сотрудниками на работе, которые перерастают в ссоры и скандалы.
Проблемы, перерастающие в скандалы:
 Нередко сотрудник бывает взвинченным, раздраженным и срывает зло на подчиненных и коллегах.  Очень часто работнику кажется, что руководство его недооценило, недоплатило, не отнеслось по достоинству к его знаниям, опыту (кстати, этим страдают люди на любой должности - от дворника до руководителя). Каждый считает, что он выкладывается на работе полностью, не то, что Иванов или Петров, которым платят больше, но они этого абсолютно не заслужили.  Бывает, что работник пребывает в состоянии вечного раздражения и напряжения оттого, что ежечасно, ежесекундно боится, что окружающие раскусят, что он недостаточно компетентен.  Очень часто причиной ссор на работе бывает неверная «загрузка» работников служебными обязанностями, а также и несправедливо маленькая, с их точки зрения, зарплата.  Один из сотрудников может постоянно цепляться к другому, потому что искренне считает: придираясь, он помогает тому исправлять ошибки. На самом же деле он подсознательно старается избавиться, «выдавить» из коллектива не нравящегося ему человека или же потенциального конкурента.
Правильное общение:
 Чтобы проблема не росла как снежный ком, перерастая в ссоры и скандалы, очень важно научиться правильному общению с коллегами.  Начинать учиться верному общению с людьми надо с овладения искусством слушать их, показывая искренний интерес. Ведь не секрет, что, если человек вам безразличен или неприятен, неинтересно и то, что он говорит. Надо научиться изображать на лице интерес к любому собеседнику.  Ваше отношение к человеку, с которым вы беседуете, видно невооруженным глазом. Вас мгновенно выдаст тон голоса, интонация и, конечно, жесты. Следует очень внимательно следить за всем этим во время общения с неприятным вам человеком.  Ругая коллегу, вы никогда не расположите его к себе. Постарайтесь найти у него хоть одну положительную черту, похвалите его хотя бы за почерк, таким образом, вы обязательно завоюете его симпатию, и только после этого можно без ущерба для ваших отношений указывать ему на ошибки. Только тогда ваши замечания будут им услышаны.  Если вы ощущаете, что ваши отношения с кем-либо вдруг по неизвестной причине охладились, и он уже едва здоровается с вами, постарайтесь поговорить с этим человеком, не откладывая, и узнайте причину. Может быть, вы случайно обидели коллегу, сами того не желая. Если вы допустили действительно бестактность, извинитесь, и вопрос будет улажен.
Однако если скандал уже разгорелся и мирная беседа невозможна, то...
 Дайте коллеге выговориться, не перебивайте его, как бы вам ни хотелось вставить слово в свое оправдание. Ведь вы, скорее всего, считаете, что вас обвиняют несправедливо.  Когда обвинитель выговорится, постарайтесь спокойным тоном объяснить, что заставило вас поступить так, а не иначе. Если вы действительно допустили ошибку или бестактность, ни в коем
случае не бойтесь в этом признаться. Признание ошибки говорит не о вашей слабости, а о силе вашего характера. Вот несколько советов как избежать конфликтов или ссор.
3 Практическая часть:

Психолог:
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В коммуникативной стороне общения решающее значение имеет ориентация партнеров на установки, ценности, мотивы каждого как активного субъекта общения. Интерактивная сторона общения раскрывается в способах обмена действиями: кооперации, конкуренции и – в особом случае взаимодействия - конфликте. Перцептивная сторона общения включает процесс формирования образа другого человека, умение распознавать по внешнему виду и поступкам его психическое состояние, а также определять, что влияет на успех общения с ним. К основным механизмам перцептивной стороны общения относятся идентификация (отождествление себя с партнером, эмоциональное «вчувствование» в партнера - эмпатия) к рефлексия (осознание себя на месте другого, мысленное видение ситуации «его глазами»). Овладеть навыками общения помогают определенные знания в области психологии общения. Предлагаемые ниже тесты, упражнения и задания для воспитателей направлены на самоанализ собственного опыта общения с родителями воспитанников и на развитие техники общения (совокупность приемов, с помощью которых можно управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, а также воздействовать на другого).
Задние на самопроверку знаний.
Сейчас я вам предлагаю задание для самопроверки знаний в области психологии общения Вставьте, пожалуйста, пропущенные слова.  Увлекательное начало разговора рождает …….. и помогает исчезнуть кри тическому отношению к говорящему.  Хорошо аргументированный …………. способствует усилению эффек тивности словесного воздействия.  Мешают доброму отношению ……….тон, ……….. речи.  Сутулая ……., висящие вдоль тела ……., опущенная …….. говорят о неуверенности в себе.  Одна из наиболее информативных частей лица …………….  Губы поданы вперед и нервно подрагивают - собеседник …… и готов …..  Поглаживание подбородка говорит о ……., о желании принять ……….  Фундамент доброжелательных отношений и прочных контактов - уме ние считаться с …….. других людей.  Деловой конфликт носит ……… характер.  К межличностным механизмам взаимодействия людей относятся …….., ……., ……….  Критиковать, раздраженно делать замечания, сравнивать человека с кем-то, злословить нетрудно, но …….., а часто и ……. (Ответы к заданию для самопроверки знаний в области психологии общения: 1 - внимание; 2 - пример; 3 - грубый, назидательность; 4 - спина, руки, голова; 5 - глаза; 6 - обиделся, заплакать; 7 - раздумье, решение; 8 - интересами; 9 - конструктивный; 10 - рефлексия, эмпатия, личностная идентификация: 11 - неэффективно, вредно)
Задание «Выбери верный ответ»

Цель.
Развитие умения адекватно воспринимать ситуации межличностного общения.
Инструкция
. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение
. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение
. Разумными вариантами отношения к конфликту являются, а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к
действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чу жих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны. (Ответы к заданию «Выбери верный ответ»: в первом суждении - «г», во втором суждении - «в»).
Упражнение «Мимическая реакция»

Цель.
Тренировка и осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций.  Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись»), удивленно («Не ожидала»), вопросительно («Что-нибудь случилось?»), радостно («Наконец-то!»).  Вы решили посетить заболевшего ребенка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивленная мать. Покажите, как вы успокоите ее.  Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и зашнуровывающую ему ботинки. Вы удивлены. Покажите свое удивление.
Упражнение «Окно»

Цель.
Тренировка эмоциональной выразительности в невербальной передаче информации собеседнику.  Вообразите, что с коллегой вас разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать бесполезны. Передайте содержание своей информации «через стекло».
Психолог:
Каким Вы видите идеальное общение «Воспитатель-воспитатель»? Что для этого нужно делать? Всем известно, что понять человека можно лучше, если знать, о чем говорят его жесты. Поднятый вверх большой палец означает одобрение, опущенный вниз — осуждение. Когда человек заинтересован в словах собеседника, он слегка наклоняет голову набок, пожимая плечами, мы как бы говорим: «Не знаю».
Упражнение 1.
Вам дается 5 мин, чтобы придумать и показать жестами сигналы:  мне нужна помощь;  у меня есть свободное время;  прекратите шуметь;  поспешите;  успокойтесь;  я иду на помощь;  приходите в гости. (На демонстрацию отводится 10 мин.)
Упражнение 2.
«Самое важное для воспитателей одной группы — взаимопонимание и единая стратегия воспитания и обучения детей. Чтобы лучше понимать, друг друга, предлагается следующее упражнение. Закончите предложения. 1. Самым важным в работе с детьми младшей (средней, старшей, подготовительной) группы я считаю... 2. Самый проблемный ребенок в группе... 3. Наиболее успешно в группе проходят занятия... 4. Мне кажется, что детям не нравится... 5. Я бы хотела поговорить с родителями... 6. Я бы хотела, чтобы в группе поработал... (психолог, логопед, психоневролог, специалист по лечебной физкультуре). 7. Я готова помочь коллегам... (в проведении праздников, родительских собраний, подготовке к открытым занятиям). 8. Обменяйтесь листками и сравните, в чем совпадают ваши мнения, а в чем они различны.
Психолог:
И наше с вами последнее упражнение. Перед вами лежат листы бумаги, я хочу, чтобы Вы записали на этих листочках свои страхи. А сейчас я вас попрошу их порвать, сложит в
тарелочку и мы их сейчас сожжем. У меня есть волшебные свечи я предлагаю каждому из вас взять одну свечу и загадать самое заветное желание и пустить её на воду. Теперь я прошу встать всех в круг. На этом наше занятие заканчивается . Я вам желаю, что бы у вас в первую очередь в семейной жизни все было хорошо, что бы вас радовали ваши дети, внуки , мужья, любовники, чтобы вы знали что у вас есть надежная стена на которую можно будет в трудную минуту опереться. А на работе вам терпения. И давайте мы сейчас возьмемся за руки и скажем «У нас все замечательно».
Психолог:
Ну, вот наше занятие и закончилось я надеюсь, что каждый из вас получил заряд бодрости и хорошего настроения».
Литература:
1. Дошкольное воспитание № 8, № 9, 2004 год 2. Книга Крюкова С.В. Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 3. Методическое пособие «Профилактика стрессов и эмоционального выгорания педагогов». Составители: Романюк Г.И, Тихончук Л.В, Степаненко Г.В.

Инструкция
. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение
. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение
. Разумными вариантами отношения к конфликту являются, а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.
Инструкция
. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение
. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение; г) все ответы неверны.
Второе суждение
. Разумными вариантами отношения к конфликту являются, а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.
Инструкция
. Выбор варианта ответа, который является предпочтительным (по каждому из следующих суждений).
Первое суждение
. Отношения с окружающими в значительной мере зависят от Вашей самооценки: а) низкая самооценка облегчает контакты с людьми; б) завышенная самооценка помогает установлению добрых отношений с собеседником; в) адекватная самооценка затрудняет общение;
г) все ответы неверны.
Второе суждение
. Разумными вариантами отношения к конфликту являются, а) стремление избежать волнения, отстраниться от случившегося; б) реалистическое отношение к действительности, приспособление к требованиям конфликтующих; в) учет объективных и субъективных причин конфликта, отстаивание своих прав, соблюдение чужих; г) активное отношение к случившемуся, действия в соответствии с собственными принципами и убеждениями; д) все ответы неверны.