"Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не "сгореть" на работе"

Автор: Агишева Оксана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Улыбка" г.Надыма"
Населённый пункт: г.Надым ЯНАО
Наименование материала: практическое занятие
Тема: "Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не "сгореть" на работе"
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Практическое занятие

«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить

полной жизнью и не «сгореть» на работе»

Цель:
создать условия для личностного роста участников тренинга и актуализации их личностных ресурсов срессоустойчивости.
Задачи:
1. настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу, снизить эмоциональное напряжение. 2. развивать умение вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное принятие себя.
Содержание:
1. Ритуальное действие:  Упражнение «Представление»;  Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»; 2. Информационный блок. 3. Практическая часть:  Тест: «Самооценка эмоционального состояния»;  Упражнение «Массажная цепь»;  Упражнение «Рисование вдвоем»;  Релаксация «Поплавок в океане». 4. Ритуальное действие.
Ход тренинга
Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все. Первая игра называется «Представление».
Упражнение «Представление»
Сейчас каждый из вас будет называть свое имя и имена всех уже представившихся до меня («Снежный ком») и при этом каждый из вас назвав свое имя сопровождает его каким либо движением.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…»
Мы сейчас будем говорить фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» и договариваем.
Информационный блок:

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. СЭВ - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. По общему признанию отечественных специалистов педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующий личность человека видов профессиональной деятельности. Сложившийся комплекс экономических проблем, среди которых маленькая заработная плата, недостаточная техническая оснащенность детских садов и др., а также социально-психологических, связанных с падением престижа педагогической профессии, делают труд педагогов в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным. Также мы находим подтверждение тому, что с увеличением педагогического стажа работы у педагогов снижаются показатели психического и физического здоровья. Эти факторы оказывают зачастую разрушительное воздействие на эмоциональную сферу педагога. У него резко возрастает количество аффективных расстройств, появляются состояния неудовлетворенности собой и своей жизнью. Эти симптомы отрицательно сказываются на всей профессиональной деятельности, ухудшаются результаты его работы, снижается уровень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Таким образом, происходит изменение в мотивационной сфере педагога и развивается синдром эмоционального сгорания.
Психолог:
Я вам сейчас хочу предложить тест
«Страдаете ли вы синдромом

«выгорания?»
(анкету раздаю педагогам). Вы выберите к каждому вопросу ту цифру, которая наиболее верно отражает ваши чувства, при этом цифра 1 соответствует ответу «чуть-чуть», а цифра 5 – «да, абсолютная правда». 1. Вам кажется, что вы работаете усерднее и при этом достигаете меньших результатов? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 2. Не устаете ли вы быстрее? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 3. Не впадаете ли вы меланхолию без видимых на то причин? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда.
4. Не забываете ли вы о встречах, крайних сроках завершения заданий и или личные принадлежности? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 5. Не стали ли вы более раздражительными? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 6. Не испытываете ли вы разочарования в окружающих вас людях? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 7. Не встречаетесь ли вы со своими друзьями и членами семьи реже, чем раньше? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 8. Нет ли у вас физических признаков болезни, таких как сильные головные боли? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 9. Вам трудно смеяться над шуткой, когда она направлена в ваш адрес? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. 10.Не приносит ли вам секс больше беспокойства, чем удовольствия? Чуть-чуть правда 1 2 3 4 5 абсолютная правда. Подсчитываем очки. Сложите цифры, которые вы выбрали в качестве ответов на вопросы теста.
0—15

баллов:
Периодически по тем или иным причинам у вас случаются стрессы, но в целом у вас все в порядке.
16—24 балла:
Вы близки к «выгоранию». Наверное, вы хотите сделать шаг назад и найти возможность немного отдохнуть.
25—29 баллов:
Вы демонстрируете первые признаки «выгорания». Вам стоит задуматься над тем, чтобы поменять работу и образ жизни, дать себе возможность больше отдыхать.
30 баллов и больше:
Сбавьте темп! Вы страдаете синдромом «выгорания». Сделайте все необходимое для того, чтобы выйти из стресса. Вы — в опасной ситуации. Нынешнее положение дел может стать угрозой для вашего физического и душевного состояния.
Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия «выгоранию», так же изменчивы стрессогенные факторы. Это относится как к внутренним, так и к внешним ресурсам личности.
Внутренние ресурсы:
 Духовные;  Социальные;  Психологические;  Физиологические.
Внешние ресурсы:
 Профессиональная деятельность;  Семейная жизнь;  «свободное время». К ресурсам личности относятся: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни.
Выделяют 4 уровня личностных ресурсов противодействия «выгоранию»:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически задано. Он включает в себя тип нервной системы (ее силу, слабость, устойчивость и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс. 2. Психологический уровень. Он включает в себя 3 подуровня:  Эмоционально-волевой. Эмоциональное противодействие (преодоление) — осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, неполного реагирования и другое.  Когнитивный. Это понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и взаимосвязях с ним. Психологическая компетентность, позитивность и рациональность мышления, гибкость мышления, поиск и оценка возможных средств, которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструктивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.  Поведенческий (деятельностный). Поведенческое противодействие — активность и гибкость поведения, перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивизация поведения или деятельности. 3.
Социальный уровень:
социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям.

4. Духовный уровень:
К этому уровню отнесли 3
психологических ресурса,
выделенных Э. Фроммом.  Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту.  Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.  Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их.  Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию», пронизывающим психологический, социальный и духовный уровень, мы считаем способность личности к смыслотворчеству. Потеря смысла жизни ведет к ряду профессиональных и личностных деформаций, к числу которых относится синдром профессионального выгорания. Обновление смыслов профессиональной деятельности происходит постоянно, обостряясь в периоды кризисов. Умение находить новые смыслы в профессии, переоценивать свою роль и открывать в ней новые грани, ставить перед собой новые цели — все это является факторами преодоления профессионального «выгорания». Человеку необходима гибкость в построении новых смыслов, помогающих адаптироваться к изменившимся условиям. Оптимальный смысл жизни представляет собой генеральную линию жизни, задающую высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогает ему максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Принятие ответственности за каждый жизненный выбор позволяет человеку почувствовать свою жизненную силу. К наиболее выраженным внешним ресурсам относятся
сферы профессиональной

деятельности,

семейной

жизни

и «

сво6одного времени».


Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, удовлетворение от работы и имеет «отдушину» в виде хобби или какого-то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Напротив, при сильных рабочих стрессах, перегрузке в семье, нехватке либо саморазрушающей трате свободного времени внутренние ресурсы истощаются. А сейчас мы перейдем к практической части.
Практическая часть:





Упражнение «Массажная цепь»

Инструкция:
«Встаньте в круг положите руки на плечи впереди стоящего. А теперь делаем массаж! Каждый начинает массировать спину впереди стоящего» так
хорошо теперь поворачиваемся на 180 градусов и повторяем ту же процедуру с другим партнером.




Упражнение «Рисование вдвоем»
На двоих участников один лист бумаги и один карандаш.
Инструкция:
«Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».
Вопросы для рефлексии:
 Является ли картина совместным произведением?  Учитывались ли желания понимали ли вы друг друга?  Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто ведущим?  Была ли «борьба за власть»?  Комфортно ли было ведомому, ведущему?  Какую позицию вы чаще занимаете в жизни?


Упражнение - Релаксация «Поплавок в океане».

Психолог:
И наше с вами последнее прощальное упражнение
Инструкция:
Закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу.
Ритуальное действие:
Наша консультация подошла к концу и напоследок я бы Вам хотела погадать. Сейчас каждый из вас проговорит тот вопрос, на который вы бы хотели получить ответ. Всем спасибо. До свидания.