"Тренинг педагогической осознанности. Формирование у педагогов личностно ориентированной позиции по отношению к детям".

Автор: Агишева Оксана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Улыбка" г.Надыма"
Населённый пункт: г.Надым ЯНАО
Наименование материала: практическое занятие
Тема: "Тренинг педагогической осознанности. Формирование у педагогов личностно ориентированной позиции по отношению к детям".
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Практическое занятие.

Тема: «Тренинг педагогической осознанности. Формирование у педагогов личностно

ориентированной позиции по отношению к детям».

Цель:
помочь снижению у педагогов психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия.
Задачи:
1. Настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу, снизить эмоциональное напряжение. 2. Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников; 3. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; 4. Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а так же создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно ориентированной модели общения.
Содержание:
1. Ритуальное действие:  Игра «Поменяйтесь местами».

2. Практическая часть:  Упражнение «Личность педагога»;  Упражнение «Ладони — колени»;  Упражнение «Джунгли» ;  Упражнение «Печатная машинка»;  Упражнение «Апельсин»;  Упражнение «Объявление». 4. Ритуальное действие.
Ход тренинга.
Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Тренинг педагогической осознанности. Формирование у педагогов личностно ориентированной позиции по отношению к детям»». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все.
1 Ритуальное действие:

Психолог:
Первая игра называется «Поменяйтесь местами».

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а так же узнать друг о друге дополнительную информацию. Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место, предлагает поменяться местами тем, кто: носит брюки, любит яблоки, умеет играть на гитаре и т. п. Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого. Например, поменяются местами те, кто:  работает всю жизнь в одном учреждении;  работает в настоящее время по новой программе;  любит свою работу;  работает педагогом уже больше 10 лет; мечтал быть педагогом с детства и т. д.
Цель:
настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую
рабочую атмосферу.
2. Практическая часть:

Упражнение № 1



«Личность педагога»
(в малых группах по 4 человека) (5—7 минут).
Инструкция:
Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению группы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждения всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.
Примерные качества:
• гибкость; • стремление к самоактуализации; • доброжелательность, умение брать ответственность на себя; • коммуникабельность; • направленность на личность другого человека; • принятие себя; • уважение чужого мнения; организаторские способности; • умение видеть на несколько шагов вперед; • креативность; • эмпатийность. Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета - оно проходит в виде ответов на вопросы:  С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?  Что вы сами предлагаете добавить?  Что в этом списке вы бы изменили, уточнили? Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы.
Итогом
групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющей всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
Упражнение № 2



«Ладони — колени».

Инструкция:


Сидя в кругу, положите ладони на колени соседей: правую — на левое колено соседа слева, левую — на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно усложнить упражнение — два хлопка по одному колену будут обозначать движение в обратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Упражнение № 3 «Джунгли»



Материал:
карточки с представленными на них названиями животных, прикрепленные к спинке стула.

Для следующего упражнения участникам необходимо разделиться на малые группы. С этой целью (а также для поддержания работоспособности группы) проводится данная игра.
Инструкция:
Ведущий до занятия к обратной стороне стула прикрепляет листочки с
написанными на них названиями животных, например: обезьяна, крокодил, верблюд, бегемот. Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3—4 человека. После инструкции ведущего участники отодвигают свои стулья освобождая пространство для движения, и находят листочки с представленными названиями животных. Не обсуждая с другими участниками содержание карточки, по команде все начинают двигаться, изображая свое животное. Задача, стоящая перед участниками, - собраться в группы всем «бегемотам», «обезьянам», «крокодилам» и «верблюдам». Молодцы.
Упражнение № 4 «Печатная машинка».

Инструкция:
Попытка произвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый участник по очереди произносит по одной букве слова. В конце озвучания слова целиком все встают, на знак препинания — топают ногой, в конце строки — хлопают в ладоши. Кто ошибется, выходит из игры. Из за острова на стрежень, На простор речной волны Выплывают расписные Стеньки Разина челны. На переднем Стенька Разин С молодой сидят княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. А она, закрывши очи, Ни жива и ни мертва, Молча слушает хмельные Атамановы слова.
Упражнение-активатор № 5 «Апельсин»

Инструкция:
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение № 6

«Объявление».

Инструкция:
В течение 5 минут каждый должен составить объявление о своих услугах (репетиторство, гувернерство, консультирование, развивающая работа, обучение и т. д.), которое бы отражало профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. Затем в течение одной минуты объявление зачитывается перед всеми. Группа может задавать любые вопросы по содержанию объявления, дабы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться услугами данного специалиста.
Ритуальное действие

Инструкция:
Я попрошу всех встать в круг. Последнее упражнение называется «Формула любви к себе». Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осляком. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза,
улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь другим.
Психолог: «
Ну, вот наше занятие и закончилось, я надеюсь, что каждый из вас получил заряд бодрости и хорошего настроения».