"Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса. Комплексный анализ текста"
Автор: Грищенко Валентина Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса. Комплексный анализ текста"
По рекомендации ШМО, рассмотрели и рекомендовали к практическому применению
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса
Комплексный анализ текста
В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включены тексты для анализа разные по типу и
стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5-го класса.
Анализ текста включает в себя задания, связанные с речевым развитием школьников: выразительное
чтение, определение темы и основной мысли текста, типа и стиля, составление плана задания,
направленные на отработку основных умений и навыков.
Тема «Синтаксис и пунктуация»
Текст
Настала теплая пр..зрач..ная ноч.. . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно м..рцали ре..кие звезды.
Внизу, в деревн.., один за другим гасли мутные красные огоньки.
Было тихо кругом. Из т..мноты дон..сился только лёгкий звон неведомо куда б..гущих ручейков. Над
самой д..ревней пр..звучал с неба звонкий трубный гогот казарки.
Во дв..ре на окраин.. деревн.. всполошились домашние гуси.
Громко захлопали крыльями и закр..чали
пронзительно и тоскливо. В лё..ком сумрак.. ночи им померещилась неясная тень прол..тающей вдаль стаи.
(В. Бианки)
1. Озаглавьте текст ____________________________________________________
2. Тема текста ___________________________________________________________
3. Основная мысль текста ______________________________________________
____________________________________________________________________
4. Стиль текста _______________________________________________________
5. Составьте план текста:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Выпишите из текста 5 словосочетаний «прилагательное +существительное»:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________
8. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения.
9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
__________
10. Выпишите из текста существительные 3 склонения:
_______________________________________________________________________
11. Выполните морфемный разбор слов: доносился, трубные, звон.
Тема «Словообразование»
Текст
Заспорили деревья промежду себя: кто из них луч..ше? Вот дуб говорит Я всем деревам царь! Корень
мой глубоко в землю уш..л ствол в три обхвата в..рхушка в небо смотри..ся; листья у меня выр..зные а сучья
будто из ж..леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям (не) гнусь перед гр..зою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила Не хвастай много дубище что ты велик и толст; зато
р..стут на тебе одни ж..луди, свиньям на потеху а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слуша..т сосенка, иглистой в..рхушкой кача..т и говорит Погодите похвалят..ся: вот придёт зима и буд..те
вы оюба стоять голешеньки а на мне все же остану..ся мои зелёные колюч..ки; без меня в х..лодной ст..роне
житья бы людям (не) было; я им и печки топлю и избы строю.
(К.Д. Ушинский)
1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________
2. Докажите, что это текст:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
3. Тема текста___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Основная мысль текста_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
5. Стиль текста________________________________________________________
6. Тип текста__________________________________________________________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Выпишите из текста однокоренные слова и разберите их по составу:
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
9. Объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста:
молвила - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10. Найдите в тексте и выпишите:
сравнения _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________
эпитеты _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
11. Произведите фонетический разбор слова листья :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
12. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический
разбор:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________
Тема «Морфология. Имя существительное»
Текст
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр..в..дил бе..сонные ночи, тайком забираясь в к..бинет
отца, и «пожирал» все книги, поп..давшиеся ему под руку.
Обл..дая вел..колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую
литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в Лице.. .
Когда поэт находился в ссылк.., друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об
этом.
После дуэл.., страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр..стился с женой с детьми
простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо пр..молвил Прощайте
друзья!..
(По Е.А. Брусиной)
1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________
2. Тема текста___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Основная мысль текста_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
4. Стиль текста________________________________________________________
5. Тип текста_________________________________________________________
6. Составьте план текста:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
_________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически
объясните написание.
8. Разберите по составу слова: мальчиком, французскую.
9. Определите лексическое значение слова друг и объясните, почему А.С. Пушкин называл книги друзьями.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________
10. Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги:
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
11. В 1, 2, 3 абзацах укажите падеж и склонение существительных.
12. Произведите фонетический разбор слова все :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
13. Произведите морфологический разбор слова (после) дуэли :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________
14. Составьте схему последнего предложения_________________________________
Тема «Морфология. Имя прилагательное»
Текст
Чудес..ное время весна. Чист и прозрач..н воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разносит..ся по
лесу тор..пливый стук дятла. А над синими ручейками зелёными кочками мхами и папоротниками бега..т в
кронах м..гучих елей белка.
Отыщ..т пушистая шустряга шишку и не спеша, просунув зубки-резцы в щель, как стамесочками, среж..т
ими чешуйку. Хруп – и готово: семечко само лез..т в рот, радуя зверька свежестью и необыкновенно
нежным см..листым ар..матом.
Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне
белочкой. У неё милая усатая мордочка большие ч..рные глаза уши кисточками и такой пушистый хвост,
какому позавиду..т лиса.
(Н. Сладков)
1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________
2. Докажите, что это текст:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
3. Тема текста___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Основная мысль текста_________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________
5. Стиль текста________________________________________________________
6. Тип текста__________________________________________________________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
8. Разберите следующие слова по составу: разлапистой, разносится.
9. Найдите в тексте и выпишите:
сравнения____________________________________________________________
эпитеты:
_____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
10
. Произведите фонетический разбор слова елью :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________
11. Выполните морфологический разбор одного прилагательного.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________
12. Подчеркните в тексте краткие имена прилагательные как члены предложения.
13. Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор. Составьте
схему этого предложения.
Тема «Морфология. Глагол»
Текст
У высокой муравьиной кучи на лесной светлой п..лянк.. ковром рас..ыпались зн..комые лесные цв..ты.
Бегают по земле, под цв..тами, шустрые муравьи тащ..т в свой общий дом сух.. елов.. хв..инки мёртвых
к..маров и жучков. Пригл..диш..ся хорошенько – множество больших и малых дорог троп и тр..пинок
пр..топтано в высокой траве под цв..тами труд..любивыми муравьями.
Почти всё лето цв..тут ж..лтые цв..тки под лиловыми листьями. Постав..ш.. на стол скромный букет..к и,
глядя на него, отч..тливо вспомина..ш.. лес зелён.. опушку муравьин.. высок.. кучу и хл..потливых
проворных муравьёв.
Я очень люблю это скромное р..стен..ице. Оно нап..мина..т мне счас..ливое д..лёкое детство.
(И. Соколов-Микитов)
1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________
2. Тема текста___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3. Найдите в тексте предложение, заключающее главную мысль, и выпишите его:
____________________________________________________________________
4. Стиль текста________________________________________________________
5. Тип текста__________________________________________________________
6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
7. Найдите в тексте и выпишите 2-3 примера:
Метафор ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Эпитетов ________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Произведите фонетический разбор слова люблю :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Подберите из текста однокоренные слова к слову муравей :
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________
10. Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания, обозначьте спряжение.
11. Произведите морфологический разбор глагола:
I. бегают (муравьи) _______________________________________________________
II. ______________________________________________________________________
III. _____________________________________________________________________
12. Выпишите из текста последнее предложение и произведите его синтаксический разбор.
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
________________________________
13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.