"Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса. Комплексный анализ текста"

Автор: Грищенко Валентина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Тулун, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса. Комплексный анализ текста"
Дата публикации: 27.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1

Грищенко В.В., 2014-2015 год, май

По рекомендации ШМО, рассмотрели и рекомендовали к практическому применению

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса

Комплексный анализ текста
В предлагаемые контрольно-измерительные материалы включены тексты для анализа разные по типу и стилю, что соответствует программе по развитию речи для 5-го класса. Анализ текста включает в себя задания, связанные с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и основной мысли текста, типа и стиля, составление плана задания, направленные на отработку основных умений и навыков.
Тема «Синтаксис и пунктуация»

Текст
Настала теплая пр..зрач..ная ноч.. . Та..л снег. В бледном небе чуть заметно м..рцали ре..кие звезды. Внизу, в деревн.., один за другим гасли мутные красные огоньки. Было тихо кругом. Из т..мноты дон..сился только лёгкий звон неведомо куда б..гущих ручейков. Над самой д..ревней пр..звучал с неба звонкий трубный гогот казарки.
Во дв..ре на окраин.. деревн.. всполошились домашние гуси.
Громко захлопали крыльями и закр..чали пронзительно и тоскливо. В лё..ком сумрак.. ночи им померещилась неясная тень прол..тающей вдаль стаи. (В. Бианки) 1. Озаглавьте текст ____________________________________________________ 2. Тема текста ___________________________________________________________ 3. Основная мысль текста ______________________________________________ ____________________________________________________________________ 4. Стиль текста _______________________________________________________ 5. Составьте план текста: ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Выпишите из текста 5 словосочетаний «прилагательное +существительное»: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________ 8. В предложениях первого абзаца подчеркните главные члены предложения. 9. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ __________ 10. Выпишите из текста существительные 3 склонения: _______________________________________________________________________ 11. Выполните морфемный разбор слов: доносился, трубные, звон.
Тема «Словообразование»

Текст
Заспорили деревья промежду себя: кто из них луч..ше? Вот дуб говорит Я всем деревам царь! Корень мой глубоко в землю уш..л ствол в три обхвата в..рхушка в небо смотри..ся; листья у меня выр..зные а сучья будто из ж..леза вылиты. Я (не) кланяюсь бурям (не) гнусь перед гр..зою. Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила Не хвастай много дубище что ты велик и толст; зато р..стут на тебе одни ж..луди, свиньям на потеху а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает. Слуша..т сосенка, иглистой в..рхушкой кача..т и говорит Погодите похвалят..ся: вот придёт зима и буд..те вы оюба стоять голешеньки а на мне все же остану..ся мои зелёные колюч..ки; без меня в х..лодной ст..роне житья бы людям (не) было;
я им и печки топлю и избы строю.
(К.Д. Ушинский) 1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________ 2. Докажите, что это текст:_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 3. Тема текста___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 4. Основная мысль текста_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 5. Стиль текста________________________________________________________ 6. Тип текста__________________________________________________________ 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. Выпишите из текста однокоренные слова и разберите их по составу: ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 9. Объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста: молвила - _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 10. Найдите в тексте и выпишите: сравнения _______________________________________________________________ _____________________________________________________________________ эпитеты _____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 11. Произведите фонетический разбор слова
листья
:
____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________
12. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический разбор: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________
Тема «Морфология. Имя существительное»

Текст
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пр..в..дил бе..сонные ночи, тайком забираясь в к..бинет отца, и «пожирал» все книги, поп..давшиеся ему под руку. Обл..дая вел..колепной памятью, Пушкин уже в одиннадцать лет отлично знал французскую греческую литературу. Начитанностью он поражал своих сверстников в Лице.. . Когда поэт находился в ссылк.., друзья слали и слали ему книги в ответ на его настойчивые просьбы об этом. После дуэл.., страдая от смертельной раны, Пушкин не забыл о книгах. Он пр..стился с женой с детьми простился с друзьями. Потом окинул уг..сающим взглядом книжные полки и тихо пр..молвил Прощайте друзья!.. (По Е.А. Брусиной) 1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________ 2. Тема текста___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Основная мысль текста_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 4. Стиль текста________________________________________________________ 5. Тип текста_________________________________________________________ 6. Составьте план текста: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и графически объясните написание. 8. Разберите по составу слова: мальчиком, французскую. 9. Определите лексическое значение слова
друг
и объясните, почему А.С. Пушкин называл книги друзьями. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________ 10. Объясните, как вы понимаете выражение «пожирал» все книги: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 11. В 1, 2, 3 абзацах укажите падеж и склонение существительных. 12. Произведите фонетический разбор слова
все
: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 13. Произведите морфологический разбор слова
(после) дуэли
: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________ 14. Составьте схему последнего предложения_________________________________
Тема «Морфология. Имя прилагательное»

Текст
Чудес..ное время весна. Чист и прозрач..н воздух. Далеко слышны голоса птиц, отчётливо разносит..ся по лесу тор..пливый стук дятла. А над синими ручейками зелёными кочками мхами и папоротниками бега..т в кронах м..гучих елей белка. Отыщ..т пушистая шустряга шишку и не спеша, просунув зубки-резцы в щель, как стамесочками, среж..т ими чешуйку. Хруп – и готово: семечко само лез..т в рот, радуя зверька свежестью и необыкновенно нежным см..листым ар..матом.
Я стою под разлапистой елью и в бинокль наблюдаю за знакомой мне

белочкой.
У неё милая усатая мордочка большие ч..рные глаза уши кисточками и такой пушистый хвост, какому позавиду..т лиса. (Н. Сладков) 1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________ 2. Докажите, что это текст:_______________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 3. Тема текста___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 4. Основная мысль текста_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________ 5. Стиль текста________________________________________________________ 6. Тип текста__________________________________________________________ 7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 8. Разберите следующие слова по составу: разлапистой, разносится. 9. Найдите в тексте и выпишите: сравнения____________________________________________________________ эпитеты: _____________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 10 . Произведите фонетический разбор слова
елью
: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________ 11. Выполните морфологический разбор одного прилагательного. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ ____________ 12. Подчеркните в тексте краткие имена прилагательные как члены предложения. 13. Выпишите из текста выделенное предложение и произведите его синтаксический разбор. Составьте схему этого предложения.
Тема «Морфология. Глагол»

Текст
У высокой муравьиной кучи на лесной светлой п..лянк.. ковром рас..ыпались зн..комые лесные цв..ты. Бегают по земле, под цв..тами, шустрые муравьи тащ..т в свой общий дом сух.. елов.. хв..инки мёртвых к..маров и жучков. Пригл..диш..ся хорошенько – множество больших и малых дорог троп и тр..пинок пр..топтано в высокой траве под цв..тами труд..любивыми муравьями. Почти всё лето цв..тут ж..лтые цв..тки под лиловыми листьями. Постав..ш.. на стол скромный букет..к и, глядя на него, отч..тливо вспомина..ш.. лес зелён.. опушку муравьин.. высок.. кучу и хл..потливых проворных муравьёв. Я очень люблю это скромное р..стен..ице. Оно нап..мина..т мне счас..ливое д..лёкое детство. (И. Соколов-Микитов) 1. Озаглавьте текст. ____________________________________________________ 2. Тема текста___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Найдите в тексте предложение, заключающее главную мысль, и выпишите его: ____________________________________________________________________ 4. Стиль текста________________________________________________________ 5. Тип текста__________________________________________________________ 6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Найдите в тексте и выпишите 2-3 примера: Метафор ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Эпитетов ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ 8. Произведите фонетический разбор слова
люблю
: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________ 9. Подберите из текста однокоренные слова к слову
муравей
: ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________ 10. Найдите в тексте глаголы, выделите в них окончания, обозначьте спряжение. 11. Произведите морфологический разбор глагола: I. бегают (муравьи) _______________________________________________________ II. ______________________________________________________________________ III. _____________________________________________________________________ 12. Выпишите из текста последнее предложение и произведите его синтаксический разбор. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________ 13. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.