"Культурное пространство Санкт-Петербурга во внеклассной работе учителя словесника".

Автор: Гурьянова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 587
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Культурное пространство Санкт-Петербурга во внеклассной работе учителя словесника".
Дата публикации: 26.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Гурьянова Н. В., учитель гимназии по русскому языку и литературе ГБОУ №587, г. С-Пб., Российская Федерация
Культурное пространство Санкт-Петербурга во внеклассной работе

учителя словесника.
Всем нам посчастливилось жить и воспитывать юное поколение в великом городе Санкт-Петербурге. Наш город всегда был и остается городом первостепенной культуры, и мы обязаны поддерживать и развивать культурные традиции, которые существовали и существуют в нашем городе. Помимо того, что я являюсь учителем литературы и русского языка гимназии №587, я руковожу театральным объединением, которое носит название «Петербургская мозаика». Театр-студия возникла в 2007 году и всегда объединяла и продолжает объединять ребят, которые любят свой город, гордятся тем, что они петербуржцы, осознают значимость и необходимость творческой деятельности. Безусловно, основная проблема в нашей стане сегодня — это проблема культуры. Культура падает во всех областях. Это касается поведения граждан на улице, сферы образования, организации театральной деятельности в городе. Я думаю, что не надо говорить о том, что уровень театральных постановок,
особенно тех, которые принято сейчас называть антрепризами, достаточно низок. И в связи с этим просветительская работа в учебных заведениях, имеющих определенный статус (я имею в виду гимназии), приобретает еще большее значение. Хочу сказать о том, что нам удалось сделать за шесть лет существования нашей театральной студии. Нами были поставлены спектакли по произведениям Н. В. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», по пьесе «Женитьба». Мы поставили спектакли по роману «Дубровский» и повести «Пиковая дама». Существование свое театр-студия начала со спектакля «Встать! Суд идет? Или похождения Чичикова» (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Нам очень повезло. Мы нашли мастера, чьи идеи успешно реализуем в своей деятельности. Это Мария Вальтеровна Амфилохиева. М. В. Амфилохиева — это талантливый петербургский учитель, которая щедро делиться своими творческими изысканиями. Она опубликовала свои замечательные сценарии, которые можно и нужно использовать в своей работе. Мною была поставлена литературно-музыкальная композиция «Северный Илион», посвященная Блокаде Ленинграда о одноименный изопоэме Игоря Западалова и Дмитрия Бучкина (это петербуржцы, блокадники, одноклассники, которые написали Замечательную поэму, а Мария Вальтеровна Амфилохиева написала сценарий по этой поэме, а мы. По мнению Ленинградцев- блокадников, которых мы пригласили в свою гимназию в прошлом году, успешно поставили её на сцене).
В 2012 году наша театральная студия реализовала ещё один проект: на сцене гимназии была поставлена литературно-музыкальная композиция «На фоне Пушкина». За эту работу наш коллектив получил звание лауреата районного театрального фестиваля «театр собирает друзей». Общеизвестно, что с Петербургом связана большая часть жизни А. С. Пушкина. Сюда он был привезён двенадцатилетним мальчиком для поступления в Царскосельский лицей. И в Петербурге на Мойке 12 перестало биться сердце поэта. В Петербурге, в пышном и величественном, в бедном и убогом, живут герои поэта. В пышном и величественном Петербурге живут Онегин, старая графиня - Пиковая дама,в убогом и бедном, на самой его окраине, ютятся Параша с матерью, героини поэмы «Медный всадник». Именно по Петербургу Фланирует Онегин, бездеятельный и страшно разочарованный с вечной спутницей своей — скукой. Фрагменты из этих произведений были поставлены на нашей школьной сцене, звучала классическая музыка, романсы. Подобные проекты, как тот, о котором я сейчас говорю, очень важны, потому что помогают узнать богатейшую литературную биографию нашего города, воспитывают истинных петербуржцев. Если говорить о планах на ближайшее будущее, то есть задумка в этом учебном году на сцене школьного театра поставить литературно-музыкальную композицию « О городе с любовью» (на стихи и песни современных петербургских поэтов). За основу мы собираемся взять опять-таки сценарий
Марии Вальтеровны Амфилохиевы (их можно использовать и во внекланной работе, и просто на уроках литературы). В этом учебном году нам удалось реализовать один интересный проект: мы поставили спектакль «Наш Есенин». Решение о создании спектакля приняли сами ребята после изучения творчества поэта на уроках литературы. За час с небольшим перед нашими зрителями предстала вся жизнь поэта: его взлеты и разочарования, душевные метания и победы, любовь и стихи. Спектакль состоял из небольших частей: Вступление. Судьба поэта. Трагедия Есенина. Уже в начале спектакля наши зрители погрузились в атмосферу 30-х годов XX века, увидели и услышали карикатурные персонажи «окололитературных» сплетников и сплетниц, глумящихся над светлым образом Сергея Есенина, рассказывающих чудовищные небылицы о его жизни и смерти. При написании сценария я использовала замечательную книгу Анатолия Мариенгофа «Мой век, мои друзья и подруги», в которой он очень ярко, эмоционально рассказывает о свей юности, о дружбе с Сергеем Есениным, о выступлениях имажинистов, коими, как всем известно, являлись Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф в 1919-1924 годах. Мы показали нашим зрителям судьбоносную встречу двух больших поэтов А. Блока и С. Есенина в 1915 году в Петрограде, попробовали воссоздать один из скандальных вечеров, наподобие того, который состоялся 25 октября 1916 года в Тенишевском зале на Моховой улице, Посредством театрализации рассказали драматическую историю любви
С. Есенина и А. Дункан. В спектакле были задействованы ученицы 6-х классов, сыгравшие воспитанниц А. Дункан, которая, как известно, приехала в Советский Союз, чтобы создать в новой стране школу танца: новой стране — новое искусство. В нашем спектакле прозвучало очень много стихов Сергея Есенина, в том числе было прочитано и одно из самых загадочных его произведений — поэма «Черный человек». Поэтому читали два юных артиста — исполнитель роли Сергея Есенина и актер, сыгравший роль Черного человека, двойника Есенина, испытывающего мучительную боль от сознания тупика, в котором оказался поэт. Мне видится, что именно сегодня, когда находятся люди, утверждающие, что поэзия Есенина — это «поэзия для пьяных людей», что это поэзия с содержательной точки зрения не представляющая никакого интереса, наш спектакль особенно актуален. В последнее время мы часто говорили о патриотизме, о необходимости патриотического воспитания в школе. Думается, что прочитанные на нашей сцене стихи дадут почувствовать ребятам дремучую, бескрайнюю, озорную Красавицу Русь, её особую прелесть, краски, запахи, которые так любил поэт Есенин с детства. Нельзя не любить поэзию С. Есенина, имя которого стало символом красоты и духовности русского человека, глубины и щедрости его души, визитной карточкой певучей русской поэзии. Дань большому поэту, творчество которого завораживает, заражает лирическим волнением, и была отдана в момент создания и показа ставшего дорогим нам спектакля. Также нельзя не отметить,
что имя Сергея Есенина навсегда вписано в историю нашего города, который стал местом становления поэта Сергея Есенина и его гибели. Моя цель как учителя очень проста: я хочу, чтобы ребята заинтересовались тем, что они увидят на сцене. Под впечатлением, смею надеяться, они начнут читать хорошие книги. Слушать настоящую музыку. В заключение не побоюсь сказать высокие слова: всех моих коллег, работающих в школах и гимназиях Санкт-Петербурга, объединяет любовь к Великому городу Санкт-Петербургу и Великой Русской литературе, которой все мы, учителя школ, служим. Наша задача быть проводниками культуры, поддерживать интерес молодых людей. Коих мы призваны воспитывать и обучать, к богатой литературной биографии города. И в заключение хочу прочитать строки из стихотворения петербургской поэтессы Валентины Лелиной : «Прочти эту улицу, всю дочитай до конца, Прочти поворот, заучи наизусть эту площадь. Где флигеля нет уже, где не хватает дворца… Читай же скорее, ведь завтра не сделает проще, Понятней язык, на котором звучат города. А время проходит, и может такое случиться, Что нам перечесть не удастся уже никогда, И даже понять будет трудно иные страницы»