Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие ребёнка".

Автор: Ярылкина Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с №9 о.в."
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие ребёнка".
Дата публикации: 26.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие ребёнка».
Как известно, с рождения, природа наделяет человека глазами, ушами, тактильными рецепторами. Когда рождается ребёнок, он слышит, видит, любое его прикосновение к чему- либо вызывает у него определённые ощущения, он испытывает интерес ко всему, и это помогает устанавливать ребёнку с раннего детства тесный контакт с внешним миром. Все анализаторы позволяют нам адаптироваться в мире, всё видеть, слышать, говорить ,ощущать, чувствовать и естественно это находится в головном мозге. Таким образом, сенсорное воспитание ребёнка дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов, психологов является, так называется « золотой порой» сенсорного воспитания. Для общего гармоничного развития ребёнка, помимо хорошего питания, физических упражнений, необъятной родительской опеки, крайне необходимо развивать у детей сенсорные способности. У детей дошкольного возраста органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить всю информацию. У сенсорного развития имеются свои задачи, свои методы. Основные задачи – -помочь ребёнку развить сенсорные возможности- ( это зрительные, аудитивные и тактильные) ; -сформировать понятия- эталонная система, которая включает в себя основные цвета, формы и размеры( большой, средний, маленький). - научить применять теоретические знания на практике. Методы- -нужно привлечь внимание ребёнка и делается это так, чтобы всё было ярко и красочно. т.е. нужна будет помощь красок, пластилина, ярких конструкторов. Нужно предлагать ребёнку что-то смастерить, слепить, нарисовать то , что ребёнок хочет. - обучение нужно проводить с помощью простых терминов, чтобы дети легко понимали слова, объяснения( нужно объяснять на доступном для детей языке). - создавать благоприятные условия для получения детьми знания и эти знания у них усваивались, а не проходили мимо. Есть такое понятие- сенсорная чувствительность- это способность человека воспринимать раздражения из внешнего мира, обрабатывать их и трактовать, она включает в себя осязание, зрение и слух. При развитии сенсорной чувствительности у детей нужно всегда учитывать эти три компонента. Лучше всего сенсорное воспитание даётся с помощью специальных игр, они помогают детям развивать слух, зрение, осязание, потому что всё яркое привлекает детей. Во время игр мы разговариваем, слушаем. В играх с конструктором, с пазлами у детей развивается мелкая моторика рук. Очень часто во время дидактических игр на развитие сенсорики, нужно обязательно показывать способ , последовательность, а потом уже ребёнок должен сам играть, повторить те действия, которые мы ему показали. Ребёнок будет прикасаться руками к деталям, он будет смотреть, как это всё происходит, будет складывать детали разных цветов, форм. Таким
образом в голове у ребёнка складывается определённая схема которая способствует развитию сенсорных способностей, потому что ребёнок будет думать, размышлять, как это сделать, сложить может поменять детали местами, получится ли у него. В результате у него получается либо повторная копия того что ему показали, либо что- то своё, что пришло ему в голову. Задачи сенсорного развития различаются в связи с возрастом детей. В первый год жизни важно давать для игр игрушки разного размера, цвета, формы - ребёнок должен ощущать и видеть эти качества, свойства. На втором году – игрушки должны быть : пирамидки, вкладыши, ведёрки с совочками, каталки. В 3-4 года ребёнок уже может группировать предметы, выкладывать мозаику, собирать картинки в пазлах. Работа с мозаикой и пазлами отличается, потому что в игре с пазлами есть точная картинка и ребёнок должен её собрать, а в мозаике ребёнок может самостоятельно экспериментировать, проявлять фантазию при составлении изображения. Самое важное, что такие задания на развитие сенсорики необходимо проводить постоянно, потому что у малышей уже с этого возраста развиты все сенсорные чувства и дети принимают это с интересом , зрение и слух , осязание, развиваются быстрее, чем у старших дошкольников. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста является одним из главных направлений в психическом направлении, т.к. маленькому ребёнку интересно всё ,что его окружает. Одной из главных систем в жизни человека является сенсорная чувствительность , т.к. без неё человек не может существовать, поэтому её необходимо развивать. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, нужно понимать, что у детей любого возраста есть свои задачи, которые зависят от возраста детей. Ранний и младший возраст называют «Золотой порой» сенсорного развития, потому что именно у малышей особенно обострено осязание, зрение, слух. Очень большой вклад в развитие сенсорного исследования внесли детские психологи и педагоги , как отечественные так и зарубежные: А.П.Усова, В.А.Запорожец, Л.А.В енгер, О.М.Дьяченко, М. Монтесори, Я.А. Каменский. Их задачей было : -изучить и проанализировать различную психологическую, педагогическую литературу и на этом построить исследования. -определить задачи сенсорного развития у детей, проанализировать и разработать дидактические игры. Основные задачи сенсорного воспитания в 1 мл. группе. 1. Совершенствовать восприятие детей - дети должны уметь активно использовать свои зрение, слух, осязание. 2. Продолжать работу по обогащению чувственного опыта детей в разных видах деятельности- помогать детям обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму.
3. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием, учить детей называть свойства предметов, говорить всегда правильно. 4. Учить детей называть свойства предметов. Очень важно, в конце года подвести итог : –дети должны научиться выделять различные признаки и свойства объектов из жизни; - сравнивать объекты и явления по одному признаку и свойству; - научиться устанавливать отношения сходства, тождества и различия( подбирать пары одинаковых предметов, одинаковые изображения);- - научиться осуществлять классификацию по одному признаку; - научиться на уровне практического действия собирать матрёшку, пирамидку в том порядке, в котором она должна быть; - научиться различать количественный состав( много- мало, пустой- полный, большой- маленький ). Задачи во 2 младшей группе те же, что ив 1 младшей ,но также: - продолжать ознакомление детей с цветом, формой и величиной, дать понятие о том, что люди разговаривают на разных языках, а мы говорим на русском. -акреплять умение выделять цвет, форму, величину, как с особые свойства предметов с группировкой однородных свойств предметов. - совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам, необходимо давать правильные названия, обогащать чувственный опыт , показывать разные способы исследования предметов и совершенствовать восприятие детей , чтобы в этом у них участвовали все органы чувств ( слух, зрение, осязание), развивать внимание, память. Задачи сенсорного развития детей в средней группе. - обогащать опыт детей способами обследования предметов- важно закреплять у детей полученные ранее навыки и дополнять их новыми . - совершенствовать восприятие путём активного использования всех органов чувств- у детей обогащать чувственный опыт , умение фиксировать полученные впечатления в речи, чтобы ребёнок мог объяснить то что он увидел, выполнил, попробовал. - учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов - составлять предметы по цвету, по форме, по качеству , определять предметы по весу Задачи сенсорного развития детей в старшей группе. - учить детей воспринимать предметы, выделять их разнообразные свойства и отношения - как фигуры расположены в пространстве, сравнивать фигуры между . - формировать умение подбирать пары или группы предметов. - продолжать знакомить с цветами, учить различать цвета по насыщенности ( светлый, тёмный).
Задачи сенсорного развития детей в подготовительной группе. - продолжать развивать органы чувств, как и во всех группах. - совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. - развивать умение созерцать предметы, явления, всматриваться, прислушиваться. - развивать умение классифицировать предметы по общим качествам и по характерным деталям- дети должны раскладывать предметы по форме, величине, строению, цвету, по характерным деталям. - необходимо обязательно закреплять знания детей по всем спектрам цвета, по формам, строению, величине через дидактические игры. Роль педагога на данном процессе очень значительна, именно воспитатель является проводником в процесс осознания окружающего мира ребёнка. Методологическую основу сенсорного исследования составляет: -психологическая теория деятельности; -концепция формирования перцептивных действий. Исследования проводились на детях младшего возраста и старшего, и был выведен итог- сенсорное развитие необходимо развивать с младшего возраста. Сенсорное развитие ребёнка- это развитие его восприятия, это формирование представлений о свойствах предметов, о развитии различных явлениях окружающего мира, и очень важным вопросом сенсорного развития является развитие сенсорных эталонов. Психолог- педагог А.Г Урунтаева говорит – сенсорное развитие и воспитание основывается на классификации, которая содержит в себе свой перечень: 1. С.В.( сенсорное воспитание) является основой для интеллектуального развития. 2. С.В. упорядочивает хаотичные представления ребёнка. 3.С.В. развивает наблюдательность. 4.С.В.готовит к реальной жизни. 5.С.В. влияет на эстетические чувства. 6.С.В. обеспечивает освоение навыков учебной деятельности. 7. С.В. развивает внимание. 8.С.В. даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности, влияет на расширение словарного запаса. Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, сложились уже давно, с ними сравнивают , сопоставляют результаты восприятия. В качестве сенсорных эталонов цвета
выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры, величины – метрическая система мер, т.е. в повседневной жизни величина часто определяется как у детей, так и взрослых на глаз, или способом сравнения одного объекта с другим. Виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные. В слуховом восприятии - звуковысотные отношения- фонемы родного языка- дети свою речь , свой язык узнают везде . Виды эталонов имеются и во вкусовом восприятии – 4 вкуса: солёный, сладкий, горький, вкусный и их сочетания. В обонятельном восприятии – деление запахов на сладкий, горький, свежий , лёгкий, тяжёлый. Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном воспитании. Усвоение сенсорных эталонов, это очень длительный , сложный процесс, детским садом он не ограничивается, дети учатся очень долго , продолжают обучаться в школе. А.М. Подьяков утверждает ,что значение сенсорных эталонов учит детей пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, каждого предмета, их можно использовать в качестве единиц измерения. Слово играет большое значение в усвоении сенсорных эталонов , в процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, слуховые , осязательные( тактильные) , вкусовые и обонятельные образы. Особая важность сенсорного развития ребёнка в младшем дошкольном возрасте объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов всего окружающего мира является одной из приоритетных задач. Уже на 3 году жизни ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и др. свойствах предметов. Очень важно чтобы эти представления детей были достаточно разнообразными и не ограничивались одними рамками . Занятия на сенсорное развитие, при помощи различных специальных дидактических игр очень важны и основная задача занятий это накопление у детей разнообразного сенсорного опыта. Виды сенсорных ощущений делятся на 4 группы. 1. Зрительные – ребёнок видит контрасты между светом, темнотой, различает цвета, оттенки, форму и величину предметов, их количество. 2. Слуховые – ребёнок слышит разнообразные звуки: человеческой речи , музыки, природы и др. 3. Осязательные – ребёнок ощущает посредством прикосновений, учится ощупывать различные предметы, обнимать близких ему людей. 4. Обонятельные – запахи- ребёнок вдыхает, учится различать разнообразные запахи окружающего мира. 5. Вкусовые – перекликаются со всеми – увидел что-то вкусное( пирожное) , уже знает об этом, хотя ещё не попробовал. Все эти ощущения занимают особое место в жизни человека. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы их осуществлений. У ребёнка 2 года жизни продолжается интенсивное развитие психической сферы, поэтому главный навык
который начинает формироваться –речь. Очень важно ребёнку не только слышать речь других, но и развивать мелкую моторику рук. На этом этапе важны пальчиковые игры и игрушки, которые стимулируют развитие мелких точечных движений. В детском саду, в игровом комплексе обязательно должны быть игрушки и игры на развитие сенсорики в любом возрасте. Этапы усвоения: 1.Этап- на 3 м.году жизни- ребёнок начинает называть формы( треугольная- крыша, круглая- мячик). 2.Этап- при помощи дидактических игр - средствами восприятия выступают конкретные предметы. 3.Этап- общепринятые эталоны- дети начинают систематизировать сенсорные эталоны . С трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление, в 5-6 лет – применение сенсорных эталонов, в обучающих дидактических играх и заданиях. Когда у детей развивается сенсорное восприятие они познают мир, они используют так называемые способы действий. Способы действий: - хаотические действия - в их процессе ребёнок играет, занимается с предметами независимо от его функций ( стучит, хватает, бросает, пробует на зуб), такие действия в основном присущи маленьким детям). Они также могут присутствовать у детей особой группы- имеющие нарушения либо интеллекта, зрения, слуха, аутичные дети; - метод проб и ошибок- используется ребёнком в ходе исследования предмета ( вставляет фигурку в углубление такой же формы) , и он не успокоится пока не сделает правильно; - практическое- примеривание – ребёнок пробует по разному; - зрительное соотнесение- своеобразный способ ориентировки при котором ребёнок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Важное значение дидактической игры в сенсорном развитии в том, что она развивает у детей самостоятельность, мышление, речь. Наличие дидактической задачи развивает познавательную деятельность, в отличии прямой постановки задачи в дидактической игре она возникает как игровая задача для самого ребёнка. Ребёнок не только играет, но и решает поставленную задачу и выполняет её. Педагогическая ценность дидактической игры в том, что она требует от детей сосредоточенности, внимания, умственного усилия, требует умения осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений , восприятия, формирование представлений, усвоение знаний. Дидактические игры дают возможность обучить детей разнообразным способам решения умственных или практических задач. Литература.
1. Абдуллаева Ш.А.Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975. 2. Буянова Р.Сенсорное развитие детей //Социальная работа.-№12.-2006. 3. Вартан В.П.Сенсорное развитие дошкольников.- М.н.: БрГУ,2007. 4. Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.- М.,1988. 5. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/Л.А .Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер /под.ред. Л.А. Венгера.-М.: Просвещение, 1988.