"ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ"

Автор: Володкина Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 77
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ"
Дата публикации: 26.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей» (МБДОУ № 77) Володкина Наталья Николаевна, Старший воспитатель МБДОУ № 77 г. Красноярск
Статья:

«ИКТ как средство оптимизации работы руководителя ДОУ»
Красноярск 2016
2 Система образования сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Стало очевидным, что проблемы воспитания и развития детей на демократической основе могут быть успешно решены только при условии хорошей организации педагогического процесса, внедрении элементов научной организации труда, новых принципов управления и высокого профессионализма руководителей дошкольных учреждений. Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, одним из приоритетных направлений которого является информатизация образования. Так как современный мир постоянно меняется и совершенствуется, усложняются технологии, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Исследуя деятельность руководителя нашего дошкольного образовательного учреждения, я могу с уверенностью сказать, что использование информационно- коммуникационных технологий может привести к повышению эффективности, оптимизации деятельности руководителей современного ДОУ, обеспечению качества дошкольного образования. К современному дошкольному образовательному учреждению предъявляются такие требования, что повышение уровня уп равления ДОУ становится объективной необходимостью и существенной стороной его дальнейшего развития. Ру ководители обязаны гибко и быстро реагировать на запросы общества, в постоянно меняющейся сложной экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Так как система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, то внедрению новых технологий и подходов в работе с детьми стало необходимостью. Они не должны заменять старые традиционные методы, а дополнять и расширять их возможности. Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства и среды, образовательного учреждения.
3 Использование в дошкольном учреждении ИКТ позволит изменить образовательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании. В настоящее время рассматриваются следующие основные направления информатизации ДОУ: - информатизация как техническое оснащение ДОУ; - информатизация ДОУ как внедрение новых информационных технологий в образование и воспитания; - информатизация управленческой деятельности ДОУ. Информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Дополнительные возможности в работе с родителями дает наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет, где родители могут получить информацию о жизни ДОУ, группы, расписании непосредственно образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Оперативные сведения новостной колонки, подробная информация о жизни дошкольного учреждения, возможность общаться с помощью электронной почты и гостевой книги – все это помогает сделать отношения более доверительными, вовлечь родителей в жизнь детского сада, сделать их полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
4 Внедряемые мультимедийные средства и компьютерные игры позволят осуществлять подготовку к школе системно, что дает возможность выстраивать единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельного ДОУ, но и в тесной связи со школой и вузом, формировать единое информационно-образовательное пространство на уровне города. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. На сегодняшний день остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерных технологий в образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности, к тому же педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа. Использование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и детей, не посещающих детский сад.
5 Традиционные формы работы с информацией практически изжили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности. Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать её и довести эту информацию до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Затраты времени на сбор и обработку информации при использовании компьютера сокращается в 10 и более раз. В настоящее время все члены администрации должны владеть компьютером и иметь его в личном пользовании, иметь доступ к сети Internet. Сегодня электронная почта – наиболее быстрый способ пересылки текстовых сообщений или файлов, содержащих графическое изображение, фото и другие виды информации. Электронная почта позволяет наладить связь с разными структурами образования и другими учреждениями и организациями, повысить оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов. Проведение педагогических советов, совещаний, заседаний методических объединений сегодня невозможно без использования компьютерных технологий - это схемы, графики, сводные таблицы, диаграммы, презентации. Электронные отчёты по качеству обучения и воспитания детей, которые заполняют педагоги в конце каждого квартала, дают возможность проводить мониторинговые исследования качества обучения и воспитания детей, прогнозировать результаты, изменять пути достижения поставленных целей. Возможность показать свое педагогическое мастерство родительской и педагогической общественности позволяет выпуск методических журналов,
6 редактирование и оформление которых осуществлялось с помощью специальных компьютерных программ и технологий. Использование Интернета, различных баз данных, обработка огромных объёмов информации - всё это сделало труд администрации и воспитателей ДОУ более эффективным. Таким образом информационно коммуникационные технологии составляют неотъемлемую часть управленческой деятельности. ИКТ - это действенная технология управления, которая может перевести процесс на качественно новый уровень и, в свою очередь, оптимизировать управленческую деятельность.
Литература
1. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов «Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2011 2. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008. 3. Управление дошкольным учреждением в современных условиях /Г.П. Новикова/Москва, издательский центр «Вента-Граф» 2008г. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ