Напоминание

"Основные понятия базы данных"

Автор: Малышева Валентина Васильевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Северобайкальск
Наименование материала: План - конспект урока
Тема: "Основные понятия базы данных"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Управление образования администрации муниципального

образования «город Северобайкальск»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

План – конспект урока

«Основные понятия баз данных»

учитель информатики: Малышева

Валентина Васильевна

г. Северобайкальск


План-конспект урока

1.

Адресация.

Тема: «Основные понятия баз данных»

Урок № __

Тип урока:
Комбинированный
Цели и задачи урока:

Образовательная
– Сформировать у учащихся представление о базе данных, как совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, её возможностях, функционировании; 
Развивающая
– Развивать познавательные интересы, навыки работы с компьютером, культуру пользователя. 
Воспитательная
–Воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ; познакомить ребят с правилами этикета при работе за компьютером. 
Cпособствовать

формированию информационно – коммуникативных

компетентностей
: - научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.); - - научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др; - научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др); - научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;
2.

Обеспечение

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
компьютерный класс, ПК для каждого обучающегося, ПК для учителя, мультимедиа проектор, экран, презентация «Основные понятия баз данных», созданная учителем в среде MS PowerPoint 2003.
ЗУНы, необходимые для самостоятельной работы:
знать понятие база данных.
Специальные ЗУНы:
знать понятия типы организации данных, записи, поля, ключ.
Мотивация:
проверка на практике знаний, полученных при изучении.
3.

Предполагаемые приращения

ЗУНы (новое содержание):
научиться рассматривать основные понятия БД на примере табличной организации информации.
Новые практические приёмы:
овладеть способами описания структур БД на различных примерах.
Развитие навыков:
самостоятельная работа с поставленной проблемой, самостоятельное применение коммуникативных умений и навыков, умение самостоятельной мыслительной деятельности, умение самоанализа и рефлексии.
Воспитание толерантности и нравственности.

Расширение кругозора.
План урока.


Этапы урока

Приёмы и методы

Время
1 Организационный момент. Сообщения учителя 2 2 Изучение нового материала. Сообщения учителя, демонстрация презентации 18 3 Закрепление. Практическая работа с таблицами. Самостоятельная работа учащихся по поставленной проблеме 10 4 Рефлексия 2 5 Просмотр результатов практической работы. Совместный анализ результатов работы, обсуждение альтернативных способов 5 6 Итог урока. Сообщение учителя. 3
Поурочное планирование.


Название урока в

поурочном

планировании

Основное

содержание

ТСО, наглядные

пособия

Межпредметные

связи

Контроль знаний

учащихся

Примечание
1 Основные понятия баз данных Познакомиться с основными понятиями баз данных Компьютер, проектор, интерактивная доска, программное обеспечение, раздаточный материал. Практическое применение навыков работы на компьютере, анализ и работа с поставленными задачами Деятельность учителя и ученика в процессе урока.


Деятельность учителя

Деятельность ученика
1 Сообщение учителя. Восприятие, запись в тетрадь. 2 Сообщение и демонстрация учителя. Восприятие, запись в тетрадь. 3 Ответы на вопросы, индивидуальная работа с учащимися, предоставление дополнительной информации. Практическая работа, работа с раздаточным материалом 4 Вопросы к учащимся. Показ выполнения работ, ответы на вопросы учителя. 5 Комментарий учителя Восприятие, анализ.
Ход урока.

I.

Организационный момент.

II.

Изучение нового материала.
С базами данных мы постоянно сталкиваемся в своей повседневной жизни (телефонный справочник, школьный журнал, картотека сотрудников предприятия и т.д.) При этом базы данных могут быть представлены как в безмашинном варианте, так и машинном. Мы будем говорить о машинном варианте баз данных. (Демонстрация презентации по ходу лекции) База данных (БД) – это хранящаяся во внешней памяти ЭВМ совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, относящихся к конкретной предметной области. Примеры баз данных:  БД книжного фонда библиотеки;  БД кадрового состава учреждения;  БД законодательных актов в области уголовного права;  БД шедевров Эрмитажа;  БД химических элементов и их соединений;  БД современной рок – музыки и т.д.
Известны три основных организации данных и связей между ними: иерархическая (в виде дерева), сетевой и реляционный. В иерархической БД один элемент считается главным, остальные – подчиненными. Такая база данных графически представляет собой перевернутое дерево, корень которого – один объект – это верхний уровень, ниже располагаются объекты второго уровня и т.д. Поиск какого – либо элемента данных в такой системе может оказаться довольно трудоемким из- за необходимости последовательно проходить несколько иерархических уровней. Иерархическую БД, например, каталоги файлов, хранящихся на диске (рис.). Такой же БД является родовое генеалогическое дерево. Сетевая БД отличается большой гибкостью, так как в ней не существует ограничений на связи между объектами. Каждый объект может быть связан с любым другим как по вертикали, так и по горизонтали. Это облегчает процесс поиска нужных элементов данных, так как не требует обязательного прохождения нескольких иерархических ступеней. Пример сетевой БД – глобальная сеть Интернет. Реляционная БД (от англ. слова relation – «отношение» называется база данных, содержащая информацию, организованную в виде двумерных таблиц. Такая таблица называется отношением. Реляционная БД содержит обычно несколько связанных между собой таблиц. Каждая строка в таблице содержит информацию об одном отдельном объекте БД (о конкретной книге, сотруднике учреждения и пр.), а каждый столбец – определенные характеристики (свойства, атрибуты) этих объектов. Например, автор книги, должность сотрудника, отдел и пр. Строки такой таблицы называются
записями,
а столбцы –
полями
. - запись базы данных – это строка таблицы. Запись характеризует один объект БД и содержит набор значений, размещенных в полях БД; - поле – столбец таблицы. Поле характеризует один из параметров каждого объекта базы данных. Рассмотрим основные понятия БД на примере табличной организации информации об участниках городской олимпиады по информатике среди учеников 11-х классов.
Пример 1 (ученикам выдается раздаточный материал)
В рассматриваемом примере каждая запись характеризует один объект – участника олимпиады. Поля в таблице не повтояются и несут имена: № п/п, фамилия, Имя, Отчество, Школа, Количество баллов, место. №п/п Фамилия Имя Отчество Школа Кол-во баллов Место 1 Акимов Сергей Иванович 12 56,8 3 2 Букин Андрей Сергеевич 10 23,9 4 3 Воронин Алексей Петрович 8 70,5 1 4 Гоголева Екатерина Михайловна 4 57,3 2 В общем случае каждое поле в таблицах имеет следующие характеристики: -имя - тип (например, текстовый, числовой, дата, логический и т.п.) - размер ( для текстового типа максимальный размер – 256 символов) - точность (число знаков после запятой). Опишем БД «Городская олимпиада по информатике», т.е. назовем поля и их характеристики (Пример таблицы в презентации) Каждая запись в БД должна отличаться от других значением хотя бы одного поля, чтобы ее можно было однозначно иденгтифицировать. Для этого одно или несколько полей объявляют ключевыми.
Главный (первичный) ключ БД –
это значение одного поля или нескольких полей, однозначно определяющих каждую запись в БД. В приведенном выше примере ключевым является № п/п, содержащее тип данных
счетчик
. Поле Запись

Вторичный ключ
- это такой ключ, значения которого могут повторятся в нескольких записях. По ним может отыскиваться группа строк с одинаковым значением вторичного ключа. В БД «Городская олимпиада по информатике» вторичным ключом может быть поле место.
Практическая работа
. Каждому в тетради нужно создать и заполнить таблицу.
Задание 1 (учащиеся выполняют в тетради)

Номер

рейса

Станция

назначения

Время

отправления

Дни

недели

Время

прибытия
69 Москва 10:40 Кроме среды 12:35 Опишите структуру БД и укажите первичный ключ
Имя поля

Тип данных

Размер

Кол-во знаков

после запятой
Первичный ключ__________________________ Чтобы управлять информацией, хранимой в БД, осуществлять поиск, сортировку, редактировать, необходима специальная программа – СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ ДАННЫХ (СУБД). На современных компьютерах распространение получили реляционные СУБД. Типичными режимами работы с базой данных являются:  Создание БД  Редактирование БД  Манипулирование БД  Поиск в БД Самая популярная СУБД – Access.
Задание 2

Описана структура БД «Планеты солнечной системы»
Заполните БД, используя следующие данные: Меркурий; 58;0,24; Венера; 108; 0,62; Земля; 150;1,00; Марс;228; 1,88; Юпитер; 778;11,86; Уран; 2869; 84,02; Нептун; 4496; 164,79; Плутон; 5929; 247,7; Сатурн; 1426; 29,46. Имя поля Тип данных Размер Кол-во знаков После запятой № п/п Счетчик Длинное целое 0 Планета Текстовый 20 Расстояние до Солнца (млн.км) Числовой Одинарное с плавающей точкой 0 Период обращения вокруг Солнца (год) Числовой 2 Укажите главный ключ
Здоровьесбережение.
После 15 минут работы проводится физкульт. минутка для осанки.
Критерии оценивания:
 Оценка правильности выполнения;  Оценка при устной работе с учащимися 
Задание на дом.
Дана сетевая структура базы данных «Учителя» - Преобразуйте данную структуру к табличному виду - Опишите структуру созданной таблицы

III.Итоги урока.

Вопросы:
Что нового вы узнали на уроке? Спасибо всем учащимся за плодотворный труд. Всех коллег благодарю за помощь и сотрудничество.
Иванов Иван

Иванович

математика

Яков Сергей

Олегович

физика

Ларина Ольга

Петровна

Английский язык

7 «а»

класс

7 «б»

класс

8 «а»

класс

8 «б»

класс