Автор: Малышева Валентина Васильевна Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: город Северобайкальск
Наименование материала: План - конспект урока
Тема: "Основные понятия базы данных"
Управление образования администрации муниципального
образования «город Северобайкальск»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
План – конспект урока
«Основные понятия баз данных»
учитель информатики: Малышева
Валентина Васильевна
г. Северобайкальск
План-конспект урока
1.
Адресация.
Тема: «Основные понятия баз данных»
Урок № __
Тип урока: Комбинированный
Цели и задачи урока:
Образовательная – Сформировать у учащихся представление о базе данных, как
совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, её
возможностях, функционировании;
Развивающая – Развивать познавательные интересы, навыки работы с компьютером,
культуру пользователя.
Воспитательная –Воспитывать информационную культуру обучающихся, повысить
мотивацию обучающихся за счёт различных форм ведения урока и использования ИКТ;
познакомить ребят с правилами этикета при работе за компьютером.
Cпособствовать
формированию информационно – коммуникативных
компетентностей :
- научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять
наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.); -
- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических,
политических, национальных и др);
- научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;
2.
Обеспечение
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: компьютерный класс, ПК
для каждого обучающегося, ПК для учителя, мультимедиа проектор, экран, презентация
«Основные понятия баз данных», созданная учителем в среде MS PowerPoint 2003.
ЗУНы, необходимые для самостоятельной работы:
знать понятие база данных.
Специальные ЗУНы: знать понятия типы организации данных, записи, поля, ключ.
Мотивация: проверка на практике знаний, полученных при изучении.
3.
Предполагаемые приращения
ЗУНы (новое содержание):
научиться рассматривать основные понятия БД на примере
табличной организации информации.
Новые практические приёмы: овладеть способами описания структур БД на различных
примерах.
Развитие навыков: самостоятельная работа с поставленной проблемой, самостоятельное
применение коммуникативных умений и навыков, умение самостоятельной мыслительной
деятельности, умение самоанализа и рефлексии.
Воспитание толерантности и нравственности.
Расширение кругозора.
План урока.
№
Этапы урока
Приёмы и методы
Время
1
Организационный момент.
Сообщения учителя
2
2
Изучение нового материала.
Сообщения учителя, демонстрация
презентации
18
3
Закрепление. Практическая
работа с таблицами.
Самостоятельная работа учащихся по
поставленной проблеме
10
4
Рефлексия
2
5
Просмотр результатов
практической работы.
Совместный анализ результатов работы,
обсуждение альтернативных способов
5
6
Итог урока.
Сообщение учителя.
3
Поурочное планирование.
№
Название урока в
поурочном
планировании
Основное
содержание
ТСО, наглядные
пособия
Межпредметные
связи
Контроль знаний
учащихся
Примечание
1
Основные понятия баз данных
Познакомиться с основными
понятиями баз данных
Компьютер, проектор, интерактивная
доска, программное обеспечение,
раздаточный материал.
Практическое применение навыков
работы на компьютере, анализ и работа
с поставленными задачами
Деятельность учителя и ученика в процессе урока.
№
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Сообщение учителя.
Восприятие, запись в тетрадь.
2
Сообщение и демонстрация учителя.
Восприятие, запись в тетрадь.
3
Ответы на вопросы, индивидуальная
работа с учащимися, предоставление
дополнительной информации.
Практическая работа, работа с
раздаточным материалом
4
Вопросы к учащимся.
Показ выполнения работ, ответы на
вопросы учителя.
5
Комментарий учителя
Восприятие, анализ.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Изучение нового материала.
С базами данных мы постоянно сталкиваемся в своей повседневной жизни (телефонный
справочник, школьный журнал, картотека сотрудников предприятия и т.д.) При этом базы
данных могут быть представлены как в безмашинном варианте, так и машинном. Мы
будем говорить о машинном варианте баз данных.
(Демонстрация презентации по ходу лекции)
База данных (БД) – это хранящаяся во внешней памяти ЭВМ совокупность
взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам, относящихся к
конкретной предметной области.
Примеры баз данных:
БД книжного фонда библиотеки;
БД кадрового состава учреждения;
БД законодательных актов в области уголовного права;
БД шедевров Эрмитажа;
БД химических элементов и их соединений;
БД современной рок – музыки и т.д.
Известны три основных организации данных и связей между ними: иерархическая (в
виде дерева), сетевой и реляционный.
В иерархической БД один элемент считается главным, остальные – подчиненными. Такая
база данных графически представляет собой перевернутое дерево, корень которого – один
объект – это верхний уровень, ниже располагаются объекты второго уровня и т.д. Поиск
какого – либо элемента данных в такой системе может оказаться довольно трудоемким из-
за необходимости последовательно проходить несколько иерархических уровней.
Иерархическую БД, например, каталоги файлов, хранящихся на диске (рис.). Такой же БД
является родовое генеалогическое дерево.
Сетевая БД отличается большой гибкостью, так как в ней не существует ограничений на
связи между объектами. Каждый объект может быть связан с любым другим как по
вертикали, так и по горизонтали. Это облегчает процесс поиска нужных элементов
данных, так как не требует обязательного прохождения нескольких иерархических
ступеней. Пример сетевой БД – глобальная сеть Интернет.
Реляционная БД (от англ. слова relation – «отношение» называется база данных, содержащая
информацию, организованную в виде двумерных таблиц. Такая таблица называется
отношением. Реляционная БД содержит обычно несколько связанных между собой таблиц.
Каждая строка в таблице содержит информацию об одном отдельном объекте БД (о
конкретной книге, сотруднике учреждения и пр.), а каждый столбец – определенные
характеристики (свойства, атрибуты) этих объектов. Например, автор книги, должность
сотрудника, отдел и пр.
Строки такой таблицы называются записями, а столбцы – полями .
- запись базы данных – это строка таблицы. Запись характеризует один объект БД и содержит
набор значений, размещенных в полях БД;
- поле – столбец таблицы. Поле характеризует один из параметров каждого объекта базы
данных.
Рассмотрим основные понятия БД на примере табличной организации информации об
участниках городской олимпиады по информатике среди учеников 11-х классов.
Пример 1 (ученикам выдается раздаточный материал)
В рассматриваемом примере каждая запись характеризует один объект – участника
олимпиады. Поля в таблице не повтояются и несут имена: № п/п, фамилия, Имя, Отчество,
Школа, Количество баллов, место.
№п/п
Фамилия
Имя
Отчество
Школа
Кол-во
баллов
Место
1
Акимов
Сергей
Иванович
12
56,8
3
2
Букин
Андрей
Сергеевич
10
23,9
4
3
Воронин
Алексей
Петрович
8
70,5
1
4
Гоголева
Екатерина
Михайловна
4
57,3
2
В общем случае каждое поле в таблицах имеет следующие характеристики:
-имя
- тип (например, текстовый, числовой, дата, логический и т.п.)
- размер ( для текстового типа максимальный размер – 256 символов)
- точность (число знаков после запятой).
Опишем БД «Городская олимпиада по информатике», т.е. назовем поля и их характеристики
(Пример таблицы в презентации)
Каждая запись в БД должна отличаться от других значением хотя бы одного поля, чтобы ее
можно было однозначно иденгтифицировать. Для этого одно или несколько полей объявляют
ключевыми.
Главный (первичный) ключ БД – это значение одного поля или нескольких полей,
однозначно определяющих каждую запись в БД. В приведенном выше примере ключевым
является № п/п, содержащее тип данных счетчик .
Поле
Запись
Вторичный ключ - это такой ключ, значения которого могут повторятся в нескольких
записях. По ним может отыскиваться группа строк с одинаковым значением вторичного
ключа. В БД «Городская олимпиада по информатике» вторичным ключом может быть поле
место.
Практическая работа . Каждому в тетради нужно создать и заполнить таблицу.
Задание 1 (учащиеся выполняют в тетради)
Номер
рейса
Станция
назначения
Время
отправления
Дни
недели
Время
прибытия
69
Москва
10:40
Кроме среды
12:35
Опишите структуру БД и укажите первичный ключ
Имя поля
Тип данных
Размер
Кол-во знаков
после запятой
Первичный ключ__________________________
Чтобы управлять информацией, хранимой в БД, осуществлять поиск, сортировку,
редактировать, необходима специальная программа – СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БАЗОЙ
ДАННЫХ (СУБД).
На современных компьютерах распространение получили реляционные СУБД.
Типичными режимами работы с базой данных являются:
Создание БД
Редактирование БД
Манипулирование БД
Поиск в БД
Самая популярная СУБД – Access.
Задание 2
Описана структура БД «Планеты солнечной системы»
Заполните БД, используя следующие данные: Меркурий; 58;0,24; Венера; 108; 0,62;
Земля; 150;1,00; Марс;228; 1,88; Юпитер; 778;11,86; Уран; 2869; 84,02; Нептун; 4496; 164,79;
Плутон; 5929; 247,7; Сатурн; 1426; 29,46.
Имя поля
Тип данных
Размер
Кол-во знаков
После запятой
№ п/п
Счетчик
Длинное целое
0
Планета
Текстовый
20
Расстояние до Солнца (млн.км) Числовой
Одинарное с плавающей
точкой
0
Период обращения вокруг
Солнца (год)
Числовой
2
Укажите главный ключ
Здоровьесбережение.
После 15 минут работы проводится физкульт. минутка для осанки.
Критерии оценивания:
Оценка правильности выполнения;
Оценка при устной работе с учащимися
Задание на дом.
Дана сетевая структура базы данных «Учителя»
-
Преобразуйте данную структуру к табличному виду
-
Опишите структуру созданной таблицы
III.Итоги урока.
Вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Спасибо всем учащимся за плодотворный труд. Всех коллег благодарю за помощь и
сотрудничество.
Иванов Иван