"Формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования"

Автор: Панасенко Елена Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п.г.т. Уренгой Пуровского района
Населённый пункт: п. Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования"
Дата публикации: 27.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» П.Г.Т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА 629860 Пуровский район, п.Уренгой, 4 мкр., д.39, тел. (34934)93177 Urengoi_1@mail. ru Тема: «Формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования» Панасенко Елена Ивановна, педагог ДО МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района Уренгой, 2016
Гармонично развитый человек – это, прежде всего, человек творческий, умеющий видеть, любить и творить красоту. Это также человек, понимающий своё единство с окружающим миром, чувствующий ответственность за его сохранность, активно действующий и легко адаптирующийся в новых социально-экономических условиях. Прекрасно понимая, что каждый ученик - это личность, уникальная и непостижимая, единственная в своём роде, и опираясь на интересы и склонности ребёнка, необходимо научить его всему самому лучшему, честному и доброму. Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Только тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, формируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности. Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, насколько это возможно. При этом углубляются и расширяются учебные программы и появляются новые образовательные технологии. При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».
Цель педагогики творчества - формирование творческой личности, для которой характерны устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности, наличие способностей, мотивов знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции и импровизации - неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребность личности в само актуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях дополнительного образования ? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиям, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»? А какой, в связи с этим, видится модель учителя, развивающего творческую активность учащихся? Мне представляется, что такой учитель: 1. Доброжелателен и чуток. 2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных. 3. С высоким уровнем интеллекта и широким кругом интересов. 4. Коммуникабелен. 5. Имеет живой и активный характер. 6. Готов к самосовершенствованию. 7. Имеет творческое мировоззрение. 8. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности. Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося: · с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками; · с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения; · обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного; · умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий; · способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; · с богатым воображением; · с развитой интуицией; · воспринимающего неоднозначность вещей; · с высокими эстетическими ценностями. Педагоги признают, что лучший способ воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.