"Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу"

Автор: Ануфриева Ирина Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Дергаевская СОШ №23
Населённый пункт: Московская область,Раменский район, д. Дергаево
Наименование материала: Урок
Тема: "Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу"
Дата публикации: 27.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу»

Цели урока:

1.Учебные:
 Познакомить с орфограммами правописания сочетаний ча-ща,чу-щу.  Учить детей видеть орфограммы в слове и выделять её.  Подбирать синонимы.  Учить составлять текст из разрозненных предложений.
2.Развивающие:
 Развивать внимание  Активизировать внимание учащихся на выделении орфограмм в словах, предложениях и тексте.  Развивать культуру речи учащихся на уроке.
3.Воспитательные:
 Воспитывать бережное отношение к слову русской речи.  Воспитывать интерес к предмету.  Воспитывать любовь к природе.
Ход урока.

1.Организационный момент
.
Поприветствовать гостей.

У
. У Лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…
Кому знакомы эти строки? Кто мне назовет автора этого произведения?
Д.
А. С. Пушкин.
У
. Как называется это произведение?
Д
. Поэма «Руслан и Людмила».
У.
А кто сможет объяснить, что обозначает слово поэма?
Поэма
– это произведение в стихах. (на доске изображение дерева с котом)
У
. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Этот Ученый Кот сегодня у нас с вами в гостях. Он пришел посмотреть, как вы работаете на уроке, что знаете, и принес вам интересные задания. Эти задания располагаются на листочках
векового дуба. Посмотрите, листочки со словами которые принес кот, облетели и перепутались. Давайте попробуем разбить их на две группы.
(чугун, чудак, щупальца, щуриться)

У.
По какому признаку вы разбили эти слова? А ещё?
Д.
С сочетаниями чу и щу. Имена существительные и глагол.
(записать на доске)

У.
С какой буквы начинается первая группа? Вторая группа? Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы?
Д
. Согласные, шипящие, глухие, мягкие.
. Минутка чистописания.

У.
А сейчас давайте запишем эти буквы в тетрадь, чередуя их..
У. ( Тихо звучит музыка.)

У
. Кто помнит, с какими еще орфограммами связаны эти буквы?
Д.
Ча, ща,
3. Постановка темы урока
. У. Кто догадался, над какой темой мы будем работать на уроке?
Д.
Сочетания ча, ща, чу, щу.
У.
Что нужно запомнить в этих сочетаниях?
Д
. Нужно запомнить , что в сочетаниях ча, ща пишется буква а, а в чу, щу – у.
У.
Давайте откроем страницу 41 учебника и познакомимся с правилом.
Правило читает учитель.
Звуки ч и щ всегда мягкие, но в сочетаниях -ча, -ща пишется буква а: пища. В сочетаниях -чу,- щу пишется буква у: чудо.
Правило ещё раз читает один из учеников
.

У.
Кто сможет повторить правило?
3. Работа над темой.
А теперь мы можем выполнить задания, которые подготовил для нас Учёный Кот. Эти задания находятся на листочках могучего дуба. Но чтобы сорвать верхний листочек с первым заданием , нам надо построить лесенку, по которой мы сможем до него добраться. Лесенка наша не простая, а состоящая из слов, но как вы думаете, что мы должны вставить в эти слова.
Д.
Сочетания ча-ща, чу-щу. час щука чайка чудеса- выделить площадь
(недостающие орфограммы вписывают дети у доски, а остальные

записывают в тетради)

У
.Подчеркните ,пожалуйста орфограммы. Молодцы. И вот к нам в руки попадает листок с первым заданием. (Составить предложение со словом
чудеса)
(Предложение записывается одним учащимся у доски, а остальными в тетради)
У.
Давайте выделим грамматическую основу этого предложения.
Спросить, что в себя включает грамматическая основа предложения.

Что такое подлежащие и сказуемое?
Оценить работу ученика (спросить детей) Но чудеса могут происходить не только в сказках, но и в природе. Скажите, в какое время года у животных и птиц появляются детеныши?

Д
. Весной.
У
. А кто знает, у каких животных детеныши появляются еще и осенью?
Д.
У зайцев.
У
. Запишите слово заяц в тетрадь. Поставьте в этом слове ударение. При написании какой буквы мы можем ошибиться? Это словарное слово. Написание, которого надо запомнить. А как мы назовем детенышей зайцев?
Д
. Зайчата.
У.
Давайте поставим запятую после слова заяц и запишем это слово. Подчеркните орфограмму, которая встретилась в этом слове.
Включить экран.
А сейчас мы послушаем сообщение, которое нам заранее подготовил Мизин Андрей. В наших лесах обитают два вида зайцев, это беляк и русак. Беляк одевается на зиму в белоснежную шубу, а русак одет в маскировочный халат. Зимой не трудно разобраться, где беляк и где русак, летом оба зайца рыже-бурой окраски. Главное достоинство у зайцев - мощные лапы, они хорошо бегают и делают обманные движения, которые распутать очень тяжело лисице и волку. У беляка и русака вкусы немного различаются. Летними ночами беляки с особым удовольствием хрустят одуванчиком, тысячелистником или клевером. Осенью меню грубеет- зайцы грызут кору с деревьев. Русак иное дело, сельские угодья так и манят его, он уплетает картошку и огурцы, дыню и горох, но превыше всего ставит злаковые культуры.
Детеныши у зайцев рождаются 2-3 раза в год, весной, летом и осенью. Осенью, когда начинают падать листья с деревьев, у зайчихи рождаются зайчата. Осенних зайчат называют
листопадничками.

Слайды зайцев.
(Вспомните названия детенышей животных в написании которых есть изучаемые нами орфограммы. Ответы детей с записью на доске и в тетради. Подчеркнуть орфограммы.
У.
А теперь мы с вами немного отдохнем.
4. Физкультминутка для глаз. «Зайчата».

Выключить экран.
У. Пока мы с вами отдыхали, с нашего дуба упал листок со следующим заданием.
У.
Смотрим на задание на следующем листочке. К данным словам подбери слова, близкие по значению. В них есть сочетания чу, ча, ща. А как называются слова близкие по значению?
Д
. Синонимы.

Волшебник-. …………………………. карточка№1

Изумительный- ……………………….

Храбрец- ……………………………..

Жалеть- ………………………………
Слова для справок: щадить, чародей, чудесный, смельчак.
Работа в парах. Взаимопроверка.

4. Физкультминутка для мышц.

5. Продолжение работы над темой.

У.
А теперь нам с вами нужно выполнить очень важное и ответственное задание. Наш урок скоро подойдет к концу, и мы должны поблагодарить нашего гостя Учёного Кота за интересные задания, которые он нам принес. И помочь ему вернуться в свою сказку. Для этого нам нужно выполнить следующее задание.
Вам нужно расположить предложения так, чтобы получился связный текст,

вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограммы.

Ученый кот пробрался в чащу леса. Он любовался лесными чудесами.

Вдруг на небе появилась туча. Пора возвращаться домой.

У.
Давайте посмотрим, какой текст у нас получился. (Читает текст один из учеников.)
У.
Поднимите руку те, кто выполнил правильно. Кто ошибся? Какие слова встретились с изучаемыми орфограммами? Какие буквы вставили в словах
лесными
и
домой
? Почему? Вы успешно справились со всеми заданиями. Посмотрите, какая у нас получилась дубовая роща. А кто из вас знает о полезных свойствах дуба?
Д.
Дуб - это вековое дерево.
Свежие листья прикладывают к ранам, их нужно растолочь. Отваром коры поласкают горло, дёсна, делают примочки от ожогов, при кишечных расстройствах. Применяют в косметологии. Сок из весенних листьев – при заболеваниях почек. С давних пор дуб считают священным деревом. На Украине дубу - 800 лет. В Литве – 2000 лет.
6.Итог урока.

У.
Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
Д.
Ча, ща, чу, щу.
У.
Что нового для себя вы открыли?
Д.
Узнали новое слово – чародей. Узнали, что у зайцев детеныши могут рождаться и осенью и поэтому их называют листопадничками. Узнали название поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Узнали, что такое поэма.
У. А сейчас положите перед собой свои листы самооценки и оцените свою

работу на уроке.

7.Откройте дневники и запишите дом.задание.

Выполнить упражнение № на стр.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо.