"Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира".

Автор: Гринькова Ольга Валентиновна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Усть - Илимск
Наименование материала: статья
Тема: "Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира".
Дата публикации: 28.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» «Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира». Автор: Гринькова О.В., учитель биологии Иркутская область, город Усть - Илимск
Что мы понимаем под термином «межпредметные связи»? Это педагогическая категория для обозначения интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве. К выбору темы самообразования пришла после того как про анализировала образовательные стандарты и учебные программы по дисциплинам естественнонаучного цикла, который показал, что в образовательном процессе точки соприкосновения между биологией и географией лежат в области межпредметных связей. Таким образом, темой моего самообразования стала «Реализация межпредметной интеграции на примере биологии, географии, через систему уроков и мероприятий внеурочной деятельности с целью формирования у учащихся целостной картины мира». Работали в тесном контакте с учителем географии, а в некоторых случаях приглашали к сотрудничеству учителя химии. Предположили, что установление межпредметных связей в школьном курсе будет способствовать более полному усвоению знаний, формированию научных понятий, законов, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе. Требования стандартов второго поколения – формирование метапредметных универсальных учебных действий и конечно, интегративный подход способствует восстановлению целостных представлений о мире, дает комплексное видение любых проблем. Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподнести содержание дисциплин. Проблемным вопросом для нас стало, в какой форме планировать данную работу? Проводить интегрированные уроки не всегда представляется возможным при плотном расписании нашей школы. Поэтому проанализировав тематическое планирование по биологии и географии, пришли к решению: использовать урочную и внеурочную деятельность. Выяснили, что различают несколько видов межпредметных связей в содержании обучения биологии и географии: фактические, понятийные, теоретические. Фактические – это установление сходства фактов, изучаемых в курсах биологии и географии, их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах, объектах природы. Понятийные межпредметные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий, и формирование понятий, общих для родственных предметов. При этом они углубляются, конкретизируются, приобретают общенаучный характер. Теоретические межпредметные связи – это развитие общенаучных основных положений, теорий, законов. Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей. Первый, начальный, подготовительный, – приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и второй – представляющий непосредственное раскрытие ведущих положений темы на межпредметной основе. Межпредметные связи могут быть классифицированы: - по времени (сопутствующие, предшествующие, последующие, перспективные, повторяющиеся, т.е. концентрические); - по своему характеру (логические, гносеологические и др). Интегрированный урок – это тоже объединение знаний из области различных предметов по определенной теме. Интегрированные уроки осуществлялись по разной методике: - «эстафета», в которой учитель биологии передаёт право вести урок учителю географии и наоборот, а выступления учеников дополняют друг друга;
- изложение учителем новой темы, учащиеся, увлечённые разными научными направлениями, дополняют его информацию. Так, при изучении в биологии 5,6 классов таких тем как «Природные зоны России, «Жизнь в разных средах обитания» были спланированы и проведены мини – проекты : «Тундра – мир лишайников и оленей», «Ангара – природный дом для ?». Изучение экологических групп млекопитающих совпало с изучением Австралии. Обобщающий урок по географии по теме «Австралия» интегрирован с биологией, так как животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, а причины уникальности лежат в плоскости тематики географии. Изучение темы «Эволюция и расы человека» в 8 классе, учащиеся подготовили сообщения об особенностях условий географических мест появления групп и рас человека. Так мы с детьми находили причинно – следственные связи в эволюции человека. В биологии 9, 10, 11 классов интеграция уроков проходила в темах «Влияние человека на природу», «Глобальные экологические проблемы», « Ресурсы Земли». Кроме заданий анализа и оценки деятельности человека на основе материала по развитию местной промышленности и автотранспорта, также проходило изучение растительного и животного мира России, края (Байкал – жемчужина Сибири»). Использование дополнительного материала, подбор учащимися интересных фактов о животном и растительном мире, способствовали оформлению информационных стендов для учащихся школы. Изучая в 10 классе «Земельные ресурсы, проблемы использования» была организована экскурсия в местный агропромышленный комплекс «Ангара». Был проведен урок в начальной школе, где применили интегрированный подход на уроке – мастерской «Аквариум – маленькая экосистема» (Окружающий мир») 4 класс. В разработке урока – мастерской принимали участие учитель биологии, географии и начальных классов. Кроме того мы привлекли учащихся 7, 8 классов в качестве консультантов. Урок - мастерская получился увлекательный, познавательный как для учащихся 4 класса, так и для учащихся 7,8 классов. Но пришло понимание того, что в рамках урока такая интеграция эпизодическая, что не даёт нам понимания образовательного эффекта. Поэтому такой вид интеграции - межпредметный и разновозрастной эффективен для внеклассных мероприятий. Таким образом, реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителем географии; анализ и планирование учебного плана работы, совместного планирования уроков, посещения открытых уроков и мероприятий внеурочной деятельности ( «Дни Байкала, Осенние ярмарки, « Всероссийские уроки воды», «Образовательные модули» например – «Исследовательская экспедиция» для учащихся 5 классов, туристические слёты, дистанционные конкурсы, викторины и др) Литература: 1. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция». // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Интегративное образование – Часть 3, Ярославль 2005г 2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании Народное образование. – 2001г. - № 1. 3. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4, 1999г.