"Физкультурно-оздоровительная деятельность"

Автор: Гурьева Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСОВ №4 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Физкультурно-оздоровительная деятельность"
Дата публикации: 28.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Физкультурно- оздоровительная деятельность в группе раннего возраста ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Важно отметить, что в Стандарте понятие «здоровье» дается более конкретно: психическое и физическое, добавляется новое понятие «Эмоциональное благополучие», акцентируется внимание на формирование общей культуры личности, ценностей здорового образа жизни. Задачи образовательной области «Физическое развитие» решаются в трех направлениях: приобретение опыта двигательной деятельности, становление целенаправленности, саморегуляции в двигательной сфере и овладение нормами и правилами здорового образа жизни. В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной. Решать эту важную проблему необходимо в первые, самые ответственные для ребёнка годы жизни. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека. По исследованиям известных физиологов доказано, что здоровье можно формировать, воспроизводить, увеличивать, а не только сохранять. Основным фактором, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Они способствуют развитию всех систем организма. Улучшается не только здоровье, но и эмоциональная, волевая, познавательная сферы малыша. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше интеллектуально развивается ребёнок. Правильно организованная двигательная активность способствует формированию личности ребёнка. Для этого ему нужно предоставить место, удобную одежду, предметы, которые побуждали бы малыша к движению. Для успешного физического развития детей в нашей группе мы создали специальные условия. Это, прежде всего спортивное оборудование, инвентарь, игрушки, которые способствуют развитию двигательной активности детей. Спортивное оборудование на занятие берем из физкультурного зала, а вот спортивный уголок в группе имеется. При этом групповое пространство организованно таким образом, чтобы дети могли свободно передвигаться по группе и имели доступ к спортивным снарядам и игрушкам. В процессе физического воспитания детей раннего возраста решаются задачи развития движений с помощью специальных упражнений:
- Обучение правильной ходьбе. Правильная ходьба вырабатывается путем постепенного (по мере многократного повторения) сужения дорожки от 40 до 10 см, по которой ходит ребенок. - Развитие чувства равновесия. Обучение ходьбе по ограниченной поверхности, поднимая ее на определенную высоту. - Профилактика плоскостопия. Правильному формированию стопы способствуют ходьба босиком, по наклонным плоскостям и специальные упражнения. - Формирование правильной осанки (укрепление мышц плечевого пояса, спины и живота). Выполняются упражнения с ползанием на четвереньках под предметами (под скамейками, дугами, воротами, шнурами) - Развитие координации движений. Выполняются упражнения с перешагиванием через различные предметы, упражнения с чередованием подъема на невысокие предметы и спуска с них. Развитие движений происходит на многократном повторе. В процессе работы мы используем разнообразные формы организации двигательной активности детей, проводим: подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Эти игры проводим как в группе, так и во время прогулки. Физическое развитие в нашей группе осуществляется в течение всего дня (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, физкультминутки, подвижные и малоподвижные игры). Для того чтобы пробудить у детей интерес к физкультурным занятиям проводим их в игровой форме с использованием воображаемых ситуаций и игровых образов, подражательных действий (прыгаем, как зайчики, ходим «как мишки»). Физкультурные занятия и подвижные игры сопровождаем музыкой, песенками, чтением стихов. Это поддерживает интерес малышей к занятиям, облегчает выполнение трудных для них элементов упражнений. Исходя из анатомо-физиологических особенностей в развитии детей раннего возраста мы тщательно подбираем упражнения для развития и воспитания. Важно знать и соблюдать технику в выполнении упражнений, осуществлять «страховку», соблюдать технику безопасности, не использовать запрещённые упражнения, чтобы не навредить здоровью детей. У детей этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Поэтому детей мы упражняем в ходьбе и лазанье, учим преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию моторики. Выполняя действия с предметами, дети познают свойства, вес, форму, цвет. Происходит развитие мелкой моторики, а это развитие и созревание коры головного мозга, развитие звуковой культуры речи.
Необходимо создавать условия не только в дошкольном учреждении, но и в семьях, информировать родителей, приобщать их к совместной оздоровительной деятельности. Взаимодействие с родителями в нашей группе направлено на решение следующих задач: 1. Повышать педагогическую культуру родителей. 2. Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания. 3. Приобщать родителей к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы. Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому мы стараемся убедить родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии. Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление. Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры. С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием. Проведена консультация для родителей: «Каким должен быть совершенно здоровый ребенок», «Физическое воспитание ребенка: Десять советов родителям», «Памятка для родителей часто болеющих детей», выставка «Растем здоровыми». При правильной двигательной активности в дошкольном учреждении и дома дети растут и развиваются в соответствии со своим возрастом. У них хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения с взрослыми, сверстниками. Воспитание культурно - гигиенических навыков и умений является также одной из основных задач по формированию здорового образа жизни дошкольника. С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических
навыков. В процессе повседневной работы с детьми стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Все сведения по гигиене прививаем детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены сочетаем словесный и наглядный способы, используем специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. Интересны детям и литературные сюжеты “Мойдодыр”, “Федорино горе” и «Девочка чумазая». На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Мы, педагоги, должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Прививая детям дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни. Литература: Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова, «Физическое воспитание». В.А.Доскин, Л.Г.Голубева, «Как сохранить и укрепить здоровье ребенка». Л.Н.Павлова, « Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста». Н.Б. Кочетова, «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста».