"Актуальные проблемы работы с текстом и пути их решения при подготовке к ЕГЭ и пути их решения"

Автор: Нечаева Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Гашунская СОШ№4
Населённый пункт: п.Байков, Зимовниковский район, Ростовская область
Наименование материала: Презентация опыта работы
Тема: "Актуальные проблемы работы с текстом и пути их решения при подготовке к ЕГЭ и пути их решения"
Дата публикации: 29.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Актуальные проблемы работы с текстом и пути их решения при подготовке к ЕГЭ Учитель русского языка и литературы МБОУ Гашунской СОШ№4 Нечаева Л.В. 2016г.
«
По

тому
,
как

человек

говорит
,
мы

сразу

и

легко

можем

судить

о

том
,
с

кем

мы

имеем

дело
.
Мы

можем

определить

степень

интеллектуальности

человека
», -
утверждал

один

из

выдающихся

учёных

современности

Д
.
С
.
Лихачёв
. «
Заговори
,
чтобы

я

тебя

увидел
!» (
Сократ
) Часть С (ЕГЭ) не только даёт представление о том, как выпускники владеют монологической речью, анализируют текст, аргументируют свою точку зрения, но и показывают общий уровень развития ученика, его нравственность и культуру
Определение проблемы, комментарий к сформулированной проблеме, аргументация собственного мнения по проблеме – самые сложные виды работы при написании сочинения по исходному тексту. Проблемы при написании сочинения-рассуждения: -неумение воспринимать информацию текста, интерпретировать его; Насколько правильно экзаменуемый понял текст, увидел аспекты проблемы. -неумение обосновать тезис примерами из читательского опыта Не только мало читают, но и не знают, как применить известный им материал в качестве аргументов

 Что такое образование?  Зачем нужна литература в школе?  Почему важен вопрос экологии?  Что такое талант?  Важно ли помнить прошлое?  В тексте, предложенном для анализа, В центре внимания…  Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме…  В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)  В тексте затрагивается проблема (чего?)  В предложенном для анализа тексте автор рассматривает ряд важных вопросов. Особое внимание втор уделяет проблеме (чего?)
1. в виде предложения-тезиса, требующего пояснения; 2. в виде номинации (названия) темы; 3. с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.; 4. в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.
Типичные ошибки при формулировании проблемы - непонимание проблемы; -неумение сформулировать проблему; -неоправданное расширение или сужение проблемы; -подмена проблемы авторской позицией; -подмена формулировки проблемы пересказом
На примере фрагментов сочинений учащихся , написанных по исходному тексту, рассматриваем типичные ошибки при формулировании проблемы учащимися и комментарии эксперта Задания: Определить , к какому типу относятся указанные проблемы. Прочитайте текст и выберите правильную формулировку проблемы текста ( из 4 -7 ); Прочитайте текст, отметьте вопрос , на который в тексте нет ответа. (Из 4-5 ); Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором ( из 4 ); Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки , предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов; Прочитайте формулировки проблем текста до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем. Отредактируйте формулировки проблем текста, предложенные учащимися; Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста . Пути решения проблемы :

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом

содержание текста касается вас, других людей, всего человечества.

Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-

либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример

проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.

Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только

случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Её можно обозначить следующим образом:
1) С помощью речевых клише:
Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме. Можно:
над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо

проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает

внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть,

изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например,
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими?

Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.)

или
Четь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в ...
Тебе поможет начать сочинения и такая фраза:
Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … 2
.Можно указать № предложения
из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. Итак, надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Алгоритм выявления проблемы текста

1 вариант.

Проанализируйте поступки, отношения, речь героев

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие

качества проявляются в этих поступках, отношениях

Определите, какие абстрактные существительные называют

соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть,

благородство-равнодушие, чёрствость, эгоизм)

Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова


2вариант.

Выявите основную мысль текста

Запишите её в виде законченного предложения

Определите, на какой вопрос отвечает это

предложение

Запишите этот вопрос, который и является проблемой

текста

Проблема (какая?) Проблема (чего?) Автор заставляет читателя (что делать?) Автор ? проблему ( чего?)  Злободневная  Актуальная  Острая важная  Серьезная  Основная  Научная  Наболевшая  Межнациональная  Спорная  неразрешимая  Экологии  Совести  Нравственного выбора  Наследственности  Воспитания  Назначения искусства  Нравственности  Порочности  Добра и зла  Понимания национальных традиций  Духовного совершенствования  Образования  Глубоко задуматься о чем?  Серьезнее относиться к чему?  По – иному посмотреть на что?  Оценить собственную позицию  Переосмыслить свое отношение  Поделиться мыслями о чем?  Оценить истинный масштаб чего?  Ставит  Рассматривает  Исследует  Анализирует  Формулирует  Излагает  Выдвигает  Поднимает  Затрагивает  Останавливается  Размышляет
Формулировка в виде вопроса Формулировка в виде проблемы Почему трудно изучать наследственность человека? В тексте автор подробно анализирует причины, затрудняющие изучение наследственности человека Какую роль играет театр в восприятии прекрасного? В предложенном для анализа тексте автор пытается раскрыть значение театра в восприятии прекрасного. Что приводит к духовной необразованности и черствости? В тексте автор анализирует факторы, приводящие к духовной необразованности и черствости. Что такое милосердие? В предложенном тексте автор размышляет о категории милосердия. Какое влияние оказывает мать на формирование характера ребенка? Автор поднимает проблему влияния личности матери на становление характера ребенка. Как городской человек воспринимает окружающую природу? Автор рассматривает проблему влияния природы на городского человека.
Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 1. В виде вопроса и ответа Пакостники - кто они? Почему в повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и сквернословия? Возможно, потому что не научились уважать себя. 15
Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 2. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения. А) В.П.Астафьев рассматри- вает проблему бескультурья в повседневной жизни, а именно: он пишет о пакости и пакостниках. Б) Невежество, бескультурье, сквернословие-проблемы, к сожалению, актуальные в наше время. 16
Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 3. В виде номинации (названия) темы. Пакость и пакостники… 17
Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 4. С использованием лексических и синтак- сических средств выразительности: лексического повтора, однотемной лексики, градации, однородных членов предложения и др. Невежество, сквернословие, хамство – характерное явление современного общества. 18
19 Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. В.П.Астафьев, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И.Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка»:»Пакость – скверна, мерзость, гадость, злоумышление».

Комментарий – не пересказ!!! Это рассуждение по поводу основной проблемы текста. Задача – прокомментировать только сформулированные проблемы только данного текста!!! Мы  не пересказываем текст,  не говорим об авторской позиции,  не высказываем своего отношения  Что делает автор исходного текста? (рассуждает, описывает, повествует).  На какие аспекты этой проблемы он особо обращает внимание?  Что особенно его волнует? Не искажать авторскую мысль!!! Комментарий опирается на исходный текст.
Комментировать – значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами. 1. «Я иду вслед за автором» (аналитический пересказ текста) 2. «Свободный» комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя. 3. Не надо пересказывать весь текст комментировать несформулированную проблему увлекаться чрезмерным цитированием
Ошибки при комментарии проблемы

Возможные задания :
Рассматриваем фрагменты из ученических сочинений, написанных по исходному тексту, с ошибками при комментировании проблемы и комментарий эксперта.; Читаем фрагменты сочинений по тексту до и после редактирования. Объясняем, какие недочёты в комментарии исправлены учителем. Читаем фрагменты сочинений по тесту. Объясняем, какие ошибки допущены учениками при комментировании проблемы. Редактируем неудачные формулировки проблемы в сочинениях учащихся. Записываем исправленный вариант Читаем текст, выделяем и комментируем проблему, используя подсказки.

Позиция автора – это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами – в художественных) свое отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным (диалог с читателем); к героям – отстраненным или родственным, но не нейтральным
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» Следует помнить, что в любом случае
комментарий должен

осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать

содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

- На чем заостряет внимание?

- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

- Какие эмоции автора выражены в тексте?

- Как выражено отношение автора к изображаемому?

- Какие средства выразительности помогают выявить авторское

отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки

проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы

говорим о том, что делает автор.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь придёт хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ мы можем определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Можно написать: «
Невозможно

не

согласиться

с

точкой

зрения

автора

на
(
указываем

проблему
)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «
При

всём

моём

уважении

к

авторской

точке

зрения
. (
или

к

мыслям
NN
о
…),
я

всё
-
таки

позволю

себе

высказать

собственное

видение

этой

проблемы
(
или

я

попытаюсь

опровергнуть

его

мнение
).»
посвящать свою статью образно воссоздать картину происходящего выделять ключевые проблемы убеждать читателя в правоте своей позиции пытаться найти в читателе единомышленника использовать ряд убедительных аргументов говорить с тревогой о наболевших проблемах открыто заявлять о своей позиции убедительно доказывать, используя конкретные примеры приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни побуждать искать истину иронически повествовать стараться объяснить, почему… Автор может


Типичные ошибки при формулировании позиции автора


Советы:


Задания
Соотнести формулировки проблем текста с позицией автора; Указать утверждения, которые не соответствуют позиции автора; Выбрать , в каком утверждении выражена позиция автора; Сформулировать и записать позицию автора; Прочитать текст и сформулировать позицию автора по каждой названной проблеме; Сформулировать проблему текста и позицию автора самостоятельно; Прочитать текст, сформулировать и прокомментировать проблему текста, сформулировать позицию автора. Написать фрагмент сочинения.


Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. Следует помнить, что от вас требуется не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Тезис — это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...». Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои. Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Такая работа не предусмотрена условием задания, а значит, не нужно тратить на нее драгоценного времени. Аргументы «за» должны быть: • правдивыми, опираться на авторитетные источники; • доступными, простыми, понятными; • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы надо приводить в системе. Располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала, так как конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Конечный аргумент должен быть самым сильным. Важное правило аргументации

Ошибки:

Тренировочные упражнения Разбираем примеры неудачной аргументации тезиса; Выбираем из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отмечаем верный вариант ответа (из 4) ; Указываем фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса . Объясняем свой выбор. Пишем текст-рассуждение по предложенным темам, развернув данные аргументы и дополнив их своими. ( Совесть, книга, природа, история, война). Подтвердить или опровергнуть тезисы. Построить аргументацию, опровергающую приведённый тезис Самостоятельно подобрать примеры из художественной литературы для подтверждения тезисов
Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. «Добро — не наука, оно действие» (Р.Роллан) а) Нужно быть добрым. б) Добро – это сострадание. в) Действенная помощь – лучшее свидетельство доброты человека. (Ответ: в)) Варианты заданий
Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. «Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой». (М.Твен) а) Доброе отношение к себе человек чувствует сердцем. б) Нужно быть милосердным. в) Силе добра ничто не может противостоять. (Ответ: б))
Продолжите афоризм, добавив сначала слово потому что, а затем – поэтому . Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь. Л . Н . Толстой а)Потому что … б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а)Потому что рано или поздно тебя уличат в невежестве. б)Поэтому нужно спокойно говорить о том, что обсуждаемая тема тебе не знакома, и впоследствии изучить её.
Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется» ( Джон Ньюмен) а) Нужно бояться жизни и смерти. б) Нужно стремиться жить полноценно каждое мгновение. в) Жизнь скоротечна, человек многого не успевает сделать. (Ответ: б))

Проблема текста

Позиция автора

Моя позиция

аргументы


1. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки 2. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. 3. Репетитор по русскому языку. Экспресс-подготовка к ЕГЭ